Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:21, реферат
Социальная система – это некое целостное образование; его элементами являются люди, их нормы и связи. Любое, особенно относительно постоянное, «моделирование социальных отношений в „пространстве и времени“, понимаемое как воспроизведение практики».
Социальная система – это некое целостное образование; его элементами являются люди, их нормы и связи. Любое, особенно относительно постоянное, «моделирование социальных отношений в „пространстве и времени“, понимаемое как воспроизведение практики».
Важным
системным признаком будет
По степени сложности выделяют системы:
1) малые (простые);
2) большие (сложные);
3) сверхсложные (сюда и относят социальные системы). Ведь общество – самый сложный объект в природе по связям, процессам, отношениям. Наиболее характерный признак социальной системы – человеческая природа и сущность.
Человек осуществляет свою деятельность в процессе взаимосвязи с другими людьми, взаимодействии, при этом социальная среда воздействует на индивида, а он – на нее.
Социальная система состоит их элементов – людей, чье поведение их зависит от роли, которую они выполняют, а также социальных норм, ценностей, принятых в данной социальной системе.
Для установления форм взаимоотношений существуют системообразующие параметры:
1) координация (элементы в определенном порядке);
2) субординации (есть права и обязанности, подчинение и зависимость).
Системообразующими выступают и генетическая связь, т. е. связь, обусловленная происхождением, и функциональная (фактор системной целостности).
Существует два подхода к системам:
1) гомогенный – отрицает некоторые аспекты социальной структуры и не обеспечивает ее целостного восприятия;
2) гетерогенный – социальная структура – сложная неоднородность.
Система может быть большой в количественных измерениях, но не быть суперсистемой, а может быть маленькой по объему, но быть суперсистемой по внутреннему состоянию.
Социетальная система – это смена отношений и процессов на уровне общества в целом.
Термин был введен Келлером.
Социетальные системы он рассматривал в форме общественных формаций, которые выполняют свои функции: экономическую, политическую, социальную, духовную.
Функцией социентальной системы является ее самовоспроизводство. Каждая социальная система имеет свою структуру. Важное количество этой системы – стабильность (система развивается, не меняя своей структуры). Для поддержания устойчивости социентальной системы необходимо внутреннее регулирование процессов – подчинение их единому порядку.
В социальной системе могут произойти процессы, ведущие к дисфункции:
1) подмена функций (субъекты начинают выполнять не свойственные им функции);
2) некомпетентность личностных элементов данной структуры.
Дисфункциональные расстройства ведут к деформации и дестабилизации системы – росту социальной напряженности.
Структура, занимая различное место в той или иной позиции социальной системы, может развиваться:
1) естественным путем;
2) искусственным путем.
Социальные системы: понятие, сущностные характеристики
Возможны два подхода к определению социальной системы.
При одном из них социальная система рассматривается как упорядоченность и целостность множества индивидов и групп индивидов. Такое определение дается по аналогии с определением системы вообще как «комплекса элементов, находящихся во взаимодействии», как формулировал Л. Берталан-фи, один из основоположников «общей теории систем». При таком подходе взаимодействие превращается в прилагательное, что явно не учитывает специфику социальных систем и роль в них общественных отношений.
Но возможен и другой подход, при котором за исходную точку принимается рассмотрение социального в качестве одной из основных форм движения материи. В таком случае социальная форма движения материи предстает перед нами как глобальная социальная система. А что же фиксируется в общепринятых названиях основных форм движения материи? В них зафиксирована специфика присущего данной форме типа взаимодействия (например, специфическим типом биологического взаимодействия выступает обмен веществ). В то же время качественные границы между формами движения материи определяются по их материальному носителю (макротело, атом, электрон, биосистема, социальный коллектив и т. д.). Таким образом, традиционный подход к определению системы в принципе не наруша— ется, поскольку и «носитель» и «взаимодействие» в нем присутствуют, изменяется лишь их логическое положение в понятийном пространстве, что, на наш взгляд, позволяет лучше понять место человека в сложной сети общественных отношений, именуемых социальной системой'.
При
таком подходе в порядке
Во-первых, из этого определения следует, что существует значительное многообразие социальных систем, ибо индивид включен в различные общественные группы, большие и малые (планетарное сообщество людей, общество в пределах данной страны, класс, нация, семья и т. д.). Коль скоро это так, то общество в целом как система приобретает сверхсложный и иерархический характер: в нем можно выделить различные уровни, — в виде подсистем, подподсистем и т. д., — которые связаны между собой соподчинительными линиями, не говоря уже о подчинении каждого из них импульсам и командам, исходящим от системы в целом. В то же время надо учитывать, что внутрисистемная иерархичность не абсолютна, а относительна. Каждая подсистема, каждый уровень социальной системы одновременно и не иерархичен, т. е. обладает известной степенью автономии, что I отнюдь не ослабляет систему в целом, но, напротив, усиливает ее: позволяет более гибко и оперативно отвечать на поступающие извне сигналы, не перегружать верхние уровни системы такими функциями и реакциями, с которыми вполне могут справиться низлежащие уровни целостности.
Во-вторых, из этого определения следует, что поскольку в лице социальных систем мы имеем целостность, то главное в системах — это их интегративное качество, не свойственное образующим их частям и компонентам, но присущее системе в целом. Благодаря этому качеству обеспечивается относительно самостоятельное, обособленное существование и функционирование системы. Между целостностью системы и ее интегративным, сплачивающим всю систему качеством, прослеживается диалектическая взаимосвязь: интегративное качество генерируется в процессе становления системы целостностью и в то же время выступает гарантом данной целостности, в том числе за счет преобразования компонентов системы соответственно природе системы в целом. Такая интеграция становится возможной благодаря наличию в системе системообразующего компонента, «притягивающего» к себе все другие компоненты и создающего то самое единое поле тяготения, которое и позволяет множеству стать целостностью.
В-третьих, из этого определения следует, что человек является универсальным компонентом социальных систем, он непремен-но включен в каждую из них, начиная с общества в целом и кончая семьей. Появившись на свет, человек сразу же оказывается включенным в сложившуюся в данном обществе систему отношений, и прежде, чем он станет их носителем и даже сумеет оказать на нее преобразующее воздействие, сам должен; вписаться в нее. Социализация индивида по сути дела есть его адаптация к существующей системе, она предшествует его попыткам адаптировать саму систему к своим потребностям и интересам.
В-четвертых, из этого определения следует, что социальные системы относятся к разряду самоуправляемых. Эта черта характеризует только высокоорганизованные целостные системы, как природные и естественноисторические (биологические и социальные), так и искусственные (автоматизированные машины). Сама же способность к саморегулированию и саморазвитию предполагает наличие в каждой из подобных систем специальных подсистем управления в виде определенных механизмов, органов и институтов. Роль этой подсистемы чрезвычайно важна — именно она обеспечивает интеграцию всех компонентов системы, их согласованное действие. А если мы вспомним, что индивид, социальная группа, общество в целом всегда действуют целенаправленно, то значимость подсистемы управления станет еще зримей. Мы часто слышим выражение: «Система работает в разнос», т. е. саморазрушается. Когда такое становится возможным? Очевидно, тогда, когда начинает давать сбои, а то и вовсе выходит из строя, подсистема управления, вследствие чего наступает рассогласование в действиях компонентов системы. В частности, грандиозные издержки, которые терпит общество в период своего революционного преобразования, во многом связаны с тем, что образуется временной разрыв между сломом старой системы управления и созданием новой.
Компоненты социальных систем
Общественный организм есть множество сложных структур, каждая из которых представляет собой не просто совокупность, набор определенных компонентов, но их целостность. Классификация этого множества очень важна для постижения сущности социума и в то же время крайне затруднена в связи с тем, что множество это весьма солидно по своей величине.
Нам представляется, что в основу данной классификации могут быть положены соображения Э. С. Маркаряна, предложившего рассмотреть эту проблему с трех качественно различных точек зрения: «I. С точки зрения субъекта деятельности, отвечающего на вопрос: кто действует? 2. С точки зрения участка приложения деятельности, позволяющей установить, на что направлена человеческая деятельность. 3. С точки зрения способа деятельности, призванной ответить на вопрос: как, каким образом осуществляется человеческая деятельность и образуется ее совокупный эффект?».
Как выглядит в таком случае каждый из основных срезов социума (назовем их субъективно-деятельностным, функциональным и социокультурным)?
1.
Субъективно — деятельностный
срез («кто действует?»), компонентами
которого в любом случае
Люди же в качестве таковых выступают в двух вариантах: а) как индивиды, причем индивидуальность действия, его относительная автономность выражены тем рельефней, чем больше развиты в человеке личностные характеристики (нравственная осознанность своей позиции, понимание общественной необходимости и значимости своей деятельности и т. д.); б) как объединения индивидов в виде больших (этнос, социальный класс, или слой внутри него) и малых (семья, первичный трудовой или учебный коллектив) социальных групп, хотя возможны объединения и вне этих группировок (например, политические партии, армия).
2.
Функциональный срез («на что
направлена человеческая
3.
Социокультурный срез («каким образом
осуществляется деятельность?»)
И
все же рассмотрение основных срезов
социума, на наш взгляд, будет неполным,
если вне поля зрения останется еще
один важный срез — социоструктурный,
позволяющий продолжить и углубить
анализ и субъекта деятельности, и средств-механизмов
деятельности. Дело в том, что общество
обладает сверх сложной социальной, в
узком смысле слова, структурой, внутри
которой можно выделить как наиболее значимые
следующие подсистемы; классово-стратификационную
(классы основные и неосновные, большие
слои внутри классов, сословия, страты),
социально-этническую (родо-племенные
объединения, народности, нации), демографическую
(половозрастная структура населения,
соотношение самодеятельного и нетрудоспособного
населения, соотносительная характеристика
здоровья населения), поселенческую (селяне
и горожане), профессионально-