Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 03:56, лекция
1. Социальное время, временные характеристики управления. Социальное время в России.
Подольская Тамара Яковлевна
12.02. Социальная среда управления.
Фундаментальные характеристики:
1. Социальное время, временные характеристики управления. Социальное время в России.
Эмиль Дюркгейм – введение понятия «социальное время». До него время рассматривалось как хронологический принцип, время необходимо было для того, чтобы упорядочить информацию «до-сейчас-после» («прошлое-настоящее-будущее»). Дюркгейм пришёл к выводу, что социальное время – участник социальной жизни, социальный факт. Время активно участвует в социальной жизни.
Социальное время – коллективный опыт, отражающий специфику социальной организации общества. Оно условно (в разных социумах – разное время). Коллективное представление. Оно может ускоряться, может замедляться. Пример: 1920-1930е гг. в СССР – общее представление о том, что время было ускорено, всё менялось на глазах в результате радикальных преобразований традиционного общества. 1970-1980е гг. в СССР – привлечение женщин, стариков, молодёжи к общественному производству. Все воспринимают время как замедленное, остановившееся («застой»). Рутинность, повторяемость одних и тех же действий, операций.
Время линейное и параллельное.
Линейное – события идут друг за другом, простое чередование событий.
Параллельное – время детей, молодёжи, людей среднего возраста, стариков (постепенное ускорение с последующим замедлением).
В основу времени заложены соответствующие временные матрицы. Существует проблема адаптации временных матриц в разных сферах (политической, образовательной и проч.).
Время в организациях. Самое ускоренное время в политических организациях.
Экономическое время – 5 лет.
Образовательное время – 5 лет (в высшей школе ускоряется от курса к курсу).
Религиозное время – самое медленное (первое и второе пришествие Христа).
«Перелом» временной матрицы:
Больничное время
Призыв на срочную службу
Тюрьма
Безработица
Эффект «проникающего времени»: информационные потоки – носители времени; отставание нашего времени – 30 – 50 лет.
Российское рабочее и социальное время не разделены (!). На Западе иначе.
Пик активности россиян (особенность) – после обеда.
2. Пространство. Структурные элементы (атомарный принцип):
Курт Левин – решение проблемы замены парного мяса замороженным в США в 1942 – 1943 гг. Формирование социальной группы на глазах (выявление неформальных лидеров).
Роберт Линтон – введение интегральной характеристики общества – выявление доминирующего типа личности (60 %). «Модальная» и «нормативная» личность. Модальная личность отклоняется от общественных норм в пределах, допускаемых самим обществом. Пример: поведение влюблённых на людях, допущение более близких контактов (поцелуи, объятия). Если такой тип доминирует (60 %), то общество развивается. Нормативная личность жёстко соответствует приписанным нормам, образцам поведения. Если доминирует такой тип личности, то общество стагнирует. Поведение женщины должно соответствовать поведению леди, мужчины – джентльмена (по западным стандартам). В России – «настоящий мужик», «настоящая баба» (стандарты). В России большая степень феминизации семьи при сохранении внешнего патриархального «фасада».
Роберт Мертон – пара «нонконформисты – аберранты».
Нонконформист:
открытый гласный протест
рациональное обоснование причин несогласия
взамен отвергаемой системе ценностей и норм предлагается новая система ценностей и норм
Аберранты:
скрытый неявный протест
не даётся обоснование несогласия, более того происходит следование старой системе ценностей и норм (исключая себя – «я могу нарушать»)
не предлагается новая система ценностей и норм (главное – не попасться; «не пойман – не вор»)
Поведение нонконформистов (поэтапное):
1. нормативная новация – отдельное публичное лицо (группа лиц) выступает с предложением осуществить какое-либо изменение
2. фильтрация – общество обсуждает на всех уровнях полученное предложение, осуществляет оценку полученного предложения
3. массовизация – все становятся сторонниками нового
4. легитимизация, узаконение – старая норма публично отменяется, вводится новая норма
Поведение аберрантов (поэтапное):
1. нормативное отклонение – единичное нарушение
2. массовизация нарушения – получение выигрыша от своего поведения, нарушитель становится ролевой моделью, образцом деятельности – «удачливый жулик»
3. общественное мнение – на стороне нарушителя, тот, кто следует нормам – «белая ворона»
4. легитимизация, узаконение – негласное, неформальное, по факту; отклонение от нормы узаконивается.
В России сосуществуют несколько систем ценностей.
Функции институтов:
Передача опыта
Регуляция
Интегративное сплочение
Селективная функция, установление неких иерархических уровней
Признаки:
Устойчивое регулярное социальное взаимодействие
Упорядоченная стандартизация норм, образцов поведения, чёткое распределение функций участников взаимодействия
Формализация, обезличенность требований
Регламентация социального взаимодействия, особые механизмы контроля
Профессионализация, обеспечиваемая наличием специальных организаций для функционирования социальных институтов и специально подготовленных людей
Социальная организация (признаки):
Целевая установка
Распределение по статусам и ролям
Разделение труда, специализация
Иерархический принцип организации
Наличие средств регулирования деятельности и поведения членов организации
Мобилизационные организации:
o «Красный крест»
o Церковь и проч.
В зависимости от социального института санкции воспринимаются по-разному.
Матрица – совокупность базовых институтов, регулирующих, определяющих основные виды деятельности.
Культура
Экономика
Политика
Образование
Религия
Семья
Характеристика матрицы:
Сопротивляется внешним воздействиям, развивается на своей собственной основе, по своей логике
Определяет глубину и социальный характер общества
Позволяет обществу выживать, сохраняя целостность, устойчивость
Система ценностей:
Терминальная (смысл жизни, смысл существования - теория)
Инструментальная (непосредственные правила поведения – практика)
На Западе инструментальная система ценностей.
В целом решения ориентированы на терминальную систему ценностей.
Культура бедности и богатства (проистекает из системы ценностей).
Религия:
М. Вебер
Православная аскеза:
- потусторонняя (молитва)
- предопределённость
- личное спасение
Институт образования:
Ломка института образования
Догоняющая цивилизация
(институт – организация - социальная периферия)