Социальная стратификация и неравенство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 18:08, реферат

Описание

Цель данной работы – проанализировать, как влияет социальный статус на социальные преимущества? Почему дети, рожденные в бедных семьях, не имеют тех социальных преимуществ, которые автоматически достаются выходцам из богатых семей?

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по социологии.doc

— 59.50 Кб (Скачать документ)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
 
 
 
 

Реферат по социологии

 
 
 
 
 
 
 

                  Исполнитель:

                  студент группы

                  _____________ 

                  Руководитель:

                  _____________  
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

  Тема  нашей работы «Социальная стратификация и неравенство». Проблема неравенства существовала всегда, но в наше время она стоит наиболее остро.

Цель  данной работы – проанализировать, как влияет социальный статус на социальные преимущества? Почему дети, рожденные в бедных семьях, не имеют тех социальных преимуществ, которые автоматически достаются выходцам из богатых семей? 

  Социальная  стратификация — центральная  тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление  социальных слоев по уровню доходов  и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже — классы. Каждая страта включает только тех людей, кто имеет приблизительно одинаковые доходы, власть, образование и престиж. [1] 

  Под стратой (от лат. stratum — слой, настил) в социологии понимается реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и др.). [1] 

  Различные социальные группы занимают разное положение  в обществе. Это положение определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества. Социальная дифференциация  — это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение. 

  Неравенство - неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег (универсальным измерителем неравенства в современном обществе выступают деньги), власти, образования и престижа - между различными стратами и слоями населения.

Социальное  неравенство является внутренней характеристикой любой социальной группы и общества в целом, иначе их существование как системы было бы невозможно. Фактор неравенства обусловливает развитие и динамику социальной группы.

На ранних этапах общественного развития социально  значимыми являются такие индивидуальные характеристики, как пол, возраст, родство. Реально существующее здесь объективное неравенство интерпретируется как естественный порядок вещей, т. е. как отсутствие социального неравенства.

В традиционном обществе, основанном на разделении труда, зарождается сословная структура: крестьяне, ремесленники, знать. Однако в этом обществе объективное неравенство осознается как проявление Божественного порядка, а не как социальное неравенство.

Социальное  неравенство - форма социальной дифференциации, при которой индивиды обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей, отношение к собственности как экономической категории. Неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. 

  Основным  свойством стратификации является неравенство расстояний между статусами, статус можно рассмотреть как  совокупность четырех факторов, таких  как: доход, власть, образование, престиж. Поэтому при изменение двух и более факторов индивид может, как и улучшить свое социальное положение, так и ухудшить (социальный лифт). В настоящие время переход из одного социального слоя в другой полностью разрешен, но есть страны, где переход ограничен или запрещен вообще. 
 

  Верхняя страта высшего класса Америки, составляет аристократия по семейному происхождению. Среди 60 тыс. самых богатых семей выделяются 400 семей сверхбогачей, составляющих своего рода имущественную элиту высшего класса. Весь класс богатых в США не превосходит 5-6% от численности населения, а это более 15 млн человек.

Для сравнения возьмем население Индии, живущее за чертой бедности. «С 2006 года доля бедных в Индии возросла с 27,5% до 37,2%. Число граждан Индии, живущих за чертой бедности, достигло 410 млн. человек». Таким образом, доход каждого из более трети почти 1,3-миллиардного населения Индии не превышает 1,25 долларов США в день, что дает возможность лишь на один скромный прием пищи. [2]

  На  примере двух противоположно полярных стратах можно рассмотреть, как влияет социальный статус на социальные преимущества.

  Представители Высшего класса Америки имеют высокий доход, хорошее образование, положение в обществе, а также власть. Бедняки не имеют постоянного, достойного дохода, начального чаще всего и среднего образования.

  Дети, рожденные в бедных семьях, не имеют  тех социальных преимуществ, которые  автоматически достаются выходцам из богатых семей. Они многого лишены, не могут получать хорошие медицинские услуги, а могут довольствоваться лишь бесплатным облуживанием. Посещают плохие школы, рано бросают учебу и не получают необходимой квалификации. Родители, как правило, малообразованные, не в состоянии помочь им в учебе. И самообразование в таких семьях ценится не высоко. В результате у них худшие стартовые условия в жизни и они чаще начинают трудовую карьеру с неквалифицированной и малооплачиваемой работы. Не имеют доступа к хорошему образованию, т.к. оплата в колледжах и лицеях высока, получить высшее образование так же проблематично. Высокая стоимость обучения в ВУЗах, заставляет брать кредиты на обучение, следовательно, платить дополнительный процент.

  Бедняки живут в непрестижных, перенаселенных и криминогенных частях города, в  некомфортабельных жилищах, питаются хуже других. Они не осваивают социально одобряемые роли и высокие культурные ценности. 

  Дети  из бедных семей не имеют тех социальных преимуществ, какие имеют выходцы  из богатых семей. Потому что их родители занимают более низкую ступень в «социальной лестнице». Каждому человеку, большому или малому, нужно хотя бы немного моральной и материальной поддержки для того, чтобы "выйти в люди", или достигнуть что-либо стоящего в плане достижения намеченной цели. Дети в бедных семьях такой поддержки не имеют. Те социальные пособия, которые дает государство - ничто, по сравнению с тем, что имеют дети в богатых семьях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 
 

  1. Кравченко А.И., Социология: Учебник для вузов. —М.; Академический Проект, 2001. — 2-е изд., перераб. и доп. — 508 с.
  2. Бабосов Е. М., Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. -640 с.
  3. Доклад правительственной комиссии по развитию.

    URL:http://www.prime-tass.ru/news/0/%7B4496FBFA-C741-43C5-9776-44B6AB9F242F%7D.uif 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Социальная стратификация и неравенство