Социальная структура личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:43, доклад

Описание

Социальная структура личности выражается во внешней и внутренней соотнесенности личности с социумом. На внешнем плане мы находим совокупность различных социальных статусов – это реальное положение личности в обществе, и социальных ролей, т.е. тех моделей поведения, которых человек придерживается в соответствии со своим статусом в социальной группе. На внутреннем плане находится непосредственно сами ролевые ожидания и набор диспозиций – позиции, которые были осмыслены субъектом. Социология изучает личность в соотнесении с обществом.

Работа состоит из  1 файл

Социальная структура личности(доклад).docx

— 79.56 Кб (Скачать документ)

Социальная структура личности

Социальная структура  личности выражается во внешней и  внутренней соотнесенности личности с  социумом. На внешнем плане мы находим  совокупность различных социальных статусов – это реальное положение личности в обществе, и социальных ролей, т.е. тех моделей поведения, которых человек придерживается в соответствии со своим статусом в социальной группе. На внутреннем плане находится непосредственно сами ролевые ожидания и набор диспозиций – позиции, которые были осмыслены субъектом. Социология изучает личность в соотнесении с обществом. Её интересует именно социально-типическое, прежде всего человек как социальный тип. Отсюда одна из важных задач социолога – раскрыть структуру личности, т.е. строение и соподчинение личностных свойств индивида. Только, исходя из этого, можно определить основу социально-типического поведения личности.

А вообще под структурой личности понимают соотношение основных компонентов личности как социального образования. Далее я вам представлю подходы к структуре личности некоторыми известными людьми:

Структура личности по Платонову

К. Платонов положил в  основу структурирования личности группировку  психологических черт в логически  целостные подструктуры: биологически обусловленные и социально обусловленные. Подструктуры же, в свою очередь, имеют свои уровни:

Самый нижний уровень - это  те черты человека, которые обусловлены  биологически: возрастные и половые  свойства его личности, темперамент, особенности нервной системы. На следующем уровне находится подструктура, которая включает особенности протекания различных психических процессов: память, мышление, восприятие, врожденные способности.

В следующую подструктуру входит опыт человека, т.е. те знания и  умения, которые были усвоены в  процессе социальной жизни. И, наконец, на самом высоком уровне находится  направленность личности, т.е. особенности  мировоззрения и характера человека, его самооценка, интересы и увлечения. Все это многообразие и формирует  целостную психологическую структуру  личности.

Структура личности по Фрейду

З.Фрейд первым выделил в структуре личности сознательный и бессознательный компоненты, на основе которых строилась дальнейшая теория психоанализа.

По мнению Фрейда, сознание и бессознательное находятся  в постоянном конфликте, и задачей  психоаналитика является установление гармонии и равновесия двух важнейших  сторон человеческой психики.

Бессознательное, по Фрейду, включает в себя Оно (или Ид), которое  отвечает за важнейшие человеческие инстинкты - либидо (или инстинкт жизни, сексуальная энергия) и тонатос (или инстинкт смерти).

Оба эти инстинкта, согласно мнению основателя психоанализа, являются подлинными двигателями человеческой жизни. Из сублимации либидо, например, возникла потребность в творчестве, а необходимость контроля над  иррациональными инстинктами повлияла на возникновение табу в человеческом обществе.

К бессознательному также относится Сверх-Я (Супер-Эго), которое включает в себя моральные нормы и предписания, выполняя роль цензора в структуре психики. Сознательная часть личности - Я или Эго - призвана поддерживать гармонию между Оно и Сверх-Я, уравновешивать человеческое стремление к удовольствиям и необходимость подчиняться определенным моральным стандартам.

Структура личности по Рубинштейну

С. Л. Рубинштейн понимал  личность, как целостную структуру, но в которой можно выделить различные группы черт, характеризующие определенные ее стороны. Эти черты, взаимодействуя друг с другом, создают единство личности.

В структуре личности Рубинштейн выделял следующие основные компоненты: направленность личности, т.к. это собственно те установки, интересы и потребности, которые движут человеком – также он выделял: способности, темперамент и характер.

Подходы к выявлению  структуры личности могут быть, как мы убедились, различными, вот ещё некоторые из них:  типологический – при нем исходят из положения, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов (т.е. черт). Его содержание раскрывается описанием типичного (т.е. усредненного) представителя группы лиц, относимых к данному типу. Каждому выраженному типу присуща особая тенденция к компенсации односторонности его типа, тенденция, которая биологически целесообразна, так как она позволяет удержать душевное равновесие. Благодаря компенсации возникают вторичные характеры или типы, которые представляют чрезвычайно трудно поддающийся разгадке образ.

Остановимся на системном подходе, который, по мнению групп социологов, даёт возможность более чётко увидеть составляющие личность элементы и проследить взаимосвязь между ними.

Рассматривая личность как  систему, выделим в ней две  основные подсистемы, в которых раскрываются два мира личности: один – внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно “живущий” для самой личности. Второй – деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в её внутреннюю жизнь.

Начнём просмотр с подструктуры, характеризующей срез сознания личности. Существуют внутриличностные мотивационный и диспозиционный механизмы.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентаций и интересов, конечным результатом которого является их преобразование в цель личности. Потребности выступают как исходные побудители деятельности личности. Они , как правило не осознанны и являются одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде и т.д.) и социальных потребностей (в различных формах деятельности, общении). Вместе с тем резкой грани между ними нет, поскольку потребности в одежде, жилье и даже еде приобретают социальную “оболочку”.

Будучи осознанными, потребности  превращаются в интересы личности. В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий.

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор  её поведения – ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определённые ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них.

Потребности и интересы, отражаясь в сознании людей и  преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые  принято называть мотивами деятельности. Смысл механизма мотивации – достижение определённой цели.

Другой “внутриличностный” механизм связан с “диспозиционной” структурой личности. Диспозиция личности – это её предрасположенность к определённому поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящее к появлению установок личности.

Выделяют три уровня диспозиций.

Самый высший – уровень формирования у личности концепции жизни и её воплощения в ценностных ориентациях. На этом уровне диспозиции регулируют общую направленность поведения и интересов личности.

На среднем уровне формируется обобщённая установка личности на социальные объекты.

На нижнем уровне также происходит формирование установки, но более конкретного, ситуационного плана, связанного с саморегуляцией поведения в совершенно определённых, непосредственно данных условиях.

Под мотивами принято понимать внутренние непосредственные побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы.

В отличие от мотивов стимулы выступают как внешние побудители к деятельности. Под ними обычно понимают многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного характера, действующие в структуре среды обитания личности.

Установки – это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление          (т.е. процесс) действительности. Социальные установки – один из наиболее важных регуляторов социального поведения личности.

Третьим механизмом внутренней структуры является память личности как разновидность социальной памяти. Она разделяется на два уровня:

глубинный – освоенный личностью опыт человечества и его знания. Это устойчивый элемент структуры личности. оперативный – внешняя, динамическая, быстро меняющаяся информация.

Глубинная и оперативная  память в процессе взаимодействия с  мотивационным и диспозиционным механизмами определяют поведение  личности.

Само поведение предстаёт как совокупность (система) поступков личности, в которых отражаются – адекватно или нет – все три механизма с их элементами, такими как потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы, стимулы, установки, диспозиции, знания, оперативная информация. Функционирование названных механизмов – один из аспектов деятельности личности – внутренний, непосредственно не наблюдаемый.

 

Внешние наблюдаемые поступки людей составляют второй аспект деятельности – поведенческий, в котором находят  непосредственное, конкретное отражение ценностные ориентации, установки, диспозиции личности.

Структура деятельности обусловлена  объективной необходимостью выполнения тех или иных действий для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) её демографическим, социальным, профессиональным положениями, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений.

Поскольку жизнедеятельность  человека очень богата, то и вариантов  структурирования деятельности личности имеется множество. Так, в зависимости от характера отношения личности к окружающему миру, деятельность подразделяется на материальную и духовную, практическую и теоретическую.

Критерий получения нового результата является основанием для выделения творческой или воспроизводящей (репродуктивной) деятельности. Деятельность личности может быть также инновационной и рутинной.

Все эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных отношений, внутренним миром  личности и способом её поведения, характеризуют  её образ жизни.В процессе социологического исследования личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим звеном между её внутренним миром, состоянием сознания, а также способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности.

И в заключении: Структура личности в социологии рассматривается в тесной связи с социальными отношениями, в которые человек вступает в процессе своей жизнедеятельности. Структура личности понимается, как фундамент человеческой деятельности, обусловленный особенностями общественной жизни. Таким образом, можно сказать, что человек личностью не рождается, а становится в процессе социализации и индивидуализации.


 


Информация о работе Социальная структура личности