Социальная защита населения в кризисный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:55, курсовая работа

Описание

Под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.
В условиях экономического спада и проявляющихся кризисных явлений очевидным становится возросшее значение социальных последствий этих процессов. Преобразование структуры общества, производственных отношений, политической деятельности органически сливаются с проблемами в социальной сфере, от решения которых непосредственно зависит положение и деятельность человеческих ресурсов и интеллектуального капитала.
Актуальность данной темы вытекает из необходимости реализации социальной защиты населения на основе осуществления экономических, финансовых, правовых и других мер, методов и способов воздействия на негативные экономические и социальные тенденции с целью их предотвращения и устранения, а также решения таких экономических, организационных и социальных задач, как научное обоснование сущности и значения социальной защиты населения, в том числе и в кризисный период, разработка антикризисных мер социальной защиты населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Понятие социальной защиты населения
1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения…………………..6
1.2. Принципы и функции социальной защиты населения…………….....12
Глава 2. Социальная защита населения в кризисный период
2.1. Социальная защита населения в кризисный период……….……...….19
2.2. Антикризисные меры правительства РФ в сфере социальной защиты населения……………………………………………………………………….…..23
Глава 3. Проблемы и перспективы развития социальной защиты населения
3.1. Проблемы системы социальной защиты населения…………...….….33
3.2. Перспективы развития системы социальной защиты населения……………………………………………………………………….…..36
Заключение……………………………………………………………….….40
Список литературы……………………………………………………..…...43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа - Социальная защита населения в кризисный период.doc

— 233.50 Кб (Скачать документ)

В оперативном режиме контроль за состоянием рынка труда  проводится с помощью еженедельного  мониторинга увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий на сокращенный рабочий день.

Для информирования работников во всех субъектах РФ организованы консультационные пункты и телефонные «горячие линии», а также специальный  информационный портал «Работа в России» с еженедельным обновлением перечня вакансий, объединяющего официальную информацию 85-ти региональных служб занятости и 2450 муниципальных центров занятости населения. Эта работа призвана содействовать занятости безработных, незанятых граждан и граждан, подверженных риску увольнения.

Для обеспечения приоритетного  права российских граждан на трудоустройство  предусмотрен ряд мер организационного характера:

    • в 2009 г. в 2 раза уменьшены по сравнению с предложениями квоты на привлечение в субъекты РФ иностранных работников;
    • запланировано организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах;
    • предусмотрена материальная поддержка на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. чел.;
    • намечено оказание адресной помощи при переезде в другую местность 15 тыс. чел.;
    • предполагается направление на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. чел.

Обеспечение занятости  выпускников школ, вузов и средних  специальных учебных заведений, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса - особая задача, требующая законодательного решения, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, что в свою очередь способствует трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. Предполагается также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями. (В августе 2009 г. уровень безработицы среди молодежи 20-24 лет составлял 16,6%, а ее доля в общей численности безработных - 23,5%.

Но основным направлением поддержки занятости является финансовое. С начала 2009 г. в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице: минимальная величина пособия по безработице составляет 850 руб., максимальная - 4,9 тыс. руб.

Объем бюджетных ассигнований, предоставляемых в виде субвенций  бюджетам субъектов РФ на осуществление  активных программ содействия занятости  безработных, увеличен на 33,95 млрд. руб., из них 29,8 млрд. руб. ассигнованы на социальную поддержку граждан, официально признанных безработными. Фонд оплаты труда федеральных бюджетников с 1 декабря 2008 г. увеличился на 30%. Основной эффект реализации этой меры пришелся на 2009 г. В целях поддержания уровня доходов работников бюджетных организаций предусмотрено включение расходов на их заработную плату в перечень расходов, защищенных от сокращения.

В целом предпринятые усилия, если и не снизили уровень  безработицы до уровня докризисного периода, то во всяком случае приостановили ее рост. В 2010 г. субвенции субъектам Федерации на проведение мероприятий по повышению уровня занятости стали на 15% больше.

Необходимо также иметь  в виду, что комплекс перечисленных  мер не только направлен на стабилизацию рынка труда, он должен способствовать структурной перестройке экономики, развитию малого предпринимательства, в частности на базе научных учреждений и высших учебных заведений, и самозанятости граждан.

Обеспечение населения  жильем относится к числу тех  перспективных направлений социальной защиты, реализацию которых предполагается продолжить в рамках антикризисной программы с целью смягчения социальных и территориальных различий.

На фоне кризисных  явлений проявилась позитивная тенденция  в области государственной жилищной политики. С начала жилищной реформы государством был выбран рыночный подход к решению жилищного вопроса в сочетании со специальными программами и проектами, направленными на защиту и целевую поддержку интересов отдельных категорий населения. В условиях кризиса правительству пришлось обратить более пристальное внимание на проблему жилищного строительства, причем не только как на способ удовлетворения определенных потребностей населения, но и как на вид экономической деятельности, способствующий развитию смежных отраслей: промышленности строительных материалов, производства строительной техники, создания инженерной и бытовой инфраструктуры. Ряд мер, направленных на поддержку отрасли, имеет характер административно управленческих и инспекционно-контрольных. К ним относятся совершенствование градостроительной деятельности и постоянный мониторинг динамики состояния строительной отрасли (включая промышленность строительных материалов) и жилищно-коммунального хозяйства. Поддержка строительного комплекса будет осуществляться также путем предоставления регионам средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилого фонда. По программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда расселены 253 аварийных дома, в которых проживали 5 922 чел.

В качестве антикризисных  мер предусмотрена поддержка  промышленности строительных материалов и отдельных строительных компаний. Внушительный пакет мер, адресованных непосредственно населению, продолжает начатые направления жилищной политики. К ним относятся: реализация федеральной целевой программы «Жилище» (суммарно - 61,4 млрд. руб.), а именно выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан: реализация государственных жилищных сертификатов (для военнослужащих, увольняемых из Вооруженных сил РФ; выезжающих из районов Крайнего Севера), обеспечение жильем молодых семей, всех ветеранов Великой Отечественной войны (субвенции субъектам РФ - 35,0 млрд. руб.).

Предусмотрено стимулирование спроса населения на жилье, помимо реализации временных антикризисных мер по поддержанию ипотечного кредитования, налоговыми послаблениями. Увеличена сумма имущественного вычета при исчислении НДФЛ при покупке жилья с 1 до 2 млн. руб. Кроме того, организациям разрешено включать в состав расходов суммы, внесенные в возмещение затрат работников на уплату процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда.

Поддержание системы  жизнеобеспечения населения, которая охватывается понятием социальной инфраструктуры, также относится к числу всеобъемлющих социальных гарантий.

Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, постоянно опережающий общий  индекс потребительских цен, влечет за собой непрерывное увеличение расходов государства на помощь семьям, которые не в состоянии полностью оплачивать эти услуги из своих текущих доходов.

Общее ухудшение хозяйственной  ситуации еще больше обострило состояние  ЖКХ как отрасли и положение  населения как важнейшего потребителя  ее услуг. За 10 мес. 2009 г. тарифы на услуги ЖКХ в среднем увеличились на 19,1%, в том числе на холодное водоснабжение и водоотведение - на 23%, горячее водоснабжение -24,4%, газоснабжение -24,2%, электроснабжение - на 25,1%.

Антикризисная программа  поддержки ЖКХ предполагает как дальнейшее развитие и продолжение ранее выбранных направлений (разработка комплекса мер по реформированию ЖКХ на 2009 - 2011 гг. и формирование системы адресных субсидий для населения), так и новые меры, в частности, бюджетное субсидирование капитального ремонта жилого фонда.

Непосредственное использование бюджетных средств в качестве антикризисных мер уже приносит положительные результаты. Общий объем средств, предусмотренный для предоставления финансовой поддержки субъектам РФ на реализацию региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ с 2008 по 2011 г., составил 240 млрд. руб. Часть этих средств предполагается, согласно принятому решению о реализации антикризисных мер выделить на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья по 124 заявкам 78 регионов на общую сумму 55,02 млрд. руб. Общий объем осваиваемых финансовых средств с учетом долевого финансирования регионов составляет 116,0 млрд. руб. Выполнение региональных адресных программ, финансируемых с участием средств Фонда, обеспечивает занятость 1,5 млн. чел.

Несмотря на совокупное сокращение спроса, удовлетворение таких базовых потребностей населения, как образование детей и поддержание здоровья, также осталось в числе приоритетов социальной политики государства даже в условиях кризиса.

Степень социальной защищенности населения всегда служила, с одной  стороны, свидетельством политической ориентации государственной власти, с другой - показателем уровня экономического развития. В условиях кризиса государство не только выполнило ранее взятые обязательства по поддержанию уровня жизни отдельных групп населения, в первую очередь малообеспеченных, но и распространило свою защиту на все население, сохранив ранее обозначенные приоритеты социальной политики и продолжив, а по некоторым направлениям даже усилив, бюджетное финансирование. Ускоренный рост бедности и ее переход в застойную форму был предотвращен. Это позволило избежать роста социальной напряженности, сдержало проявления социальной апатии и ухода от действительности.

Усилия власти по сохранению социальной сферы, которое рассматривается  как основной положительный итог 2009 г., и их намерения продолжить намеченные меры вселило в население доверие к ее способности организовать и возглавить наметившийся перелом в экономической ситуации и постепенный переход к росту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы и перспективы развития социальной защиты населения

3.1. Проблемы  системы социальной защиты населения

Социальная политика в кризисный период должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.

Социальная защищенность населения в условиях кризиса требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве. Практически все слои населения нуждаются в специальный социальных программах.

Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и  за счет местных бюджетов, средств  предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.

В современных кризисных условиях особую сторону приобрели проблемы безработицы и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень жизни населения, является индексация доходив т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня.

Индексация осуществляется путем регулирования номинальной  зарплаты, доходов, процентных ставок. Индексация может следовать за повышением цен либо предварять его. В первом случае она проводится через определенные промежутки времени. Во втором – заранее делаются надбавки к зарплате с учетом предполагаемого роста цен. Но предварительная индексация нацеливает предприятия на то, чтобы закладывать рост оплаты труда в договорные цены, усиливая тем самым инфляцию.

Падение благосостояния населения недопустимо не только по гуманным соображениям, но и по экономическим, так как подрывает стимулы  к эффективной деятельности. Поэтому  социальные гарантии со стороны государства являются важнейшими факторами успешного перехода России к рыночным отношениям.

Условия финансового  кризиса обусловили необходимость корректировки проводимой социальной политики. Такая корректировка окажется эффективной лишь в том случае, если будет учитывать не только негативные, но и позитивные результаты реформ.

Конституция Российской Федерации установливает, что Россия является социальным государством[1,4]. Построение государства, которое могло бы быть с полным на то основанием названо социальным, - задача, не решаемая в один день. Переход от страны "развитого социализма" с низким уровнем жизни населения к богатому и процветающему социальному государству очень сложен.

Среди частных проблем  совершенствования социальной защиты основными являются следующие:

1. стабилизация финансового  положения государственных внебюджетных  социальных фондов;

2. погашение задолженности  работникам по заработной плате;

3. расширение источников  финансирования социальных услуг;

4. совершенствование адресной системы социальной поддержки населения;

5. введение единого  порядка корректировки шкалы  и ставок подоходного налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Перспективы развития системы социальной защиты населения

Основными задачами новой социальной политики, построенной с учетом обеспечения социальной поддержки населения в условиях экономического кризиса, должны стать: последовательное решение комплексных проблем, охватывающих вопросы безопасного и устойчивого социального развития; повышение уровня и качества жизни граждан; преодоление чрезмерного имущественного расслоения общества и формирование массового среднего класса; укрепление института семьи как наиболее устойчивой формы самоорганизации и социализации личности; сохранение и укрепление нравственных традиций и ценностей народов, населяющих Россию; создание условий для достойной жизни и деятельности будущих поколений; повышение имиджа России в мире. Социальная политика, построенная на принципах социальной защищенности, должна складываться из последовательной реализации двух ключевых задач: разработки законодательного обеспечения и реализации стандартов качества и уровня жизни россиян, гарантирующих качество и безопасность жизни и здоровья, образования, быта всех слоев населения, каждой семьи и каждого гражданина России; создания и развития инфраструктуры широких возможностей для самореализации, саморазвития, собственных инвестиций общества и каждого гражданина в свое будущее и будущее своей семьи

Информация о работе Социальная защита населения в кризисный период