Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:49, контрольная работа
Появление устойчивой организационной формы общественного поведения представителей социального института консалтинга во многом объясняет нарастающий интерес к процессам его становления и определению перспектив развития. В подтверждение данного тезиса достаточно отметить появление в российской практике профессиональных ассоциаций и объединений специалистов в области консультирования, а также значительный рост консалтинговых фирм и индивидуальных консультантов, которые характеризуют институт консалтинга с точки зрения формальной структуры. Эти и другие факты определили область научного исследования становления и развития консалтинга как социального института в современной России. В науке существует множество трактовок понятия «консалтинг». Однако не одна из них не определяет сущность института консалтинга.
Введение
1. Теоретические основы социальной защиты населения 5
1.1. Сущность и принципы социальной защиты 5
1.2. Принципы государственной социальной политики 8
1.3. Формы социальной поддержки и защиты населения 10
2. Особенности организации и функционирования социальной защиты в Российской Федерации 15
2.1. Субъективная сторона социально незащищенных групп 15
2.2. Органы социальной защиты в Российской Федерации 18
2.3. Система социального обеспечения и социального страхования в Российской Федерации 20
2.4. Достоинства и недостатки адресной социальной политики 23
Заключение
Список использованных источников
Основные уровни органов социальной работы:
– федеральный уровень (республика);
– регион;
– трудовой коллектив;
– негосударственные (благотворительные) общественные организации.
Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.
Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне:
1. организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями;
2. социальное обслуживание;
3. медико-социальная экспертиза;
4. реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической
помощи;
5. социальная помощь семье и детям;
6. подготовка законодательства по социальной защите населения;
7. внешнеэкономическое и международное сотрудничество;
8. разработка положений по основам социальной политики;
9. анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения;
10. подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;
11. разработка социальных нормативов и т. д. Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают:
1. обеспечение и решение производственно-экономических задач;
2. плановую и финансово-экономическую деятельность;
3. создание различных фондов социальной помощи;
4. решение экономических проблем и др. ;
Функции трудового коллектива:
а) производственно-экономическая;
б) политическая;
в) управленческая;
г) социальная;
д) воспитательная ;
Формами социальной защиты являются «отражение в коллективных договорах дополнительных мер социальной защиты, поддержки (выплаты, льготы, натуральная помощь и т. п.) работников и членов их семей, а также пенсионеров за счет соответствующих фондов предприятий» .
Социальными функциями трудового коллектива являются:
1. совершенствование материальных и культурных условий жизни людей;
2. развитие социальной структуры коллектива;
3. улучшение отношений внутри коллектива;
4. улучшение социального обеспечения, здравоохранения;
5. организация помощи в семейной жизни, проведении досуга;
6. соблюдение принципа социальной справедливости.
Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению:
а) социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;
б) социальная реабилитация инвалидов;
в) правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.[9]
Система социального обеспечения и социального страхования в Российской Федерации
В современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов. Появляются и формы социальной защиты и частного характера – пенсионного обеспечения, медицинского страхования, социального обслуживания. Это свидетельствует о том, что в нашей стране появляется многоукладная организационная структура системы социальной защиты населения.
Ведущими формами социальной защиты населения в настоящее время являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание. Рассмотрим их подробнее.
Пенсионное обеспечение – это государственная регулярная денежная выплата, пенсия, которая выплачивается в установленном порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.
Пенсии выплачиваются при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, смерти кормильца, длительном выполнении определенной профессиональной деятельности – выслуге лет.
Основными видами пенсий являются трудовые и социальные. К трудовым относится пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, пенсия за выслуг лет. Если граждане по каким – либо причинам не имеют право на рудовую пенсию, им устанавливается социальная пенсия.
Право на пенсию на общих основаниях имеют женщины по достижении 55 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет и мужчины по достижении 60 лет при трудовом стаже не менее 25 лет.
Отдельным категориям граждан трудовая пенсия по старости устанавливается при сниженном трудовом стаже (льготные пенсии в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, при неполном трудовом стаже и др.).
Финансирование выплаты пенсий осуществляет пенсионный фонд Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей и граждан, а так же за счет средств федерального бюджета России. Все пенсии индексируются в установленном порядке в связи с повышением стоимости жизни. При повышении минимальных размеров пенсий все пенсии увеличиваются пропорционально росту их минимальных размеров.[10]
Другой формой социальной защиты населения является обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий граждан.
В современных условиях число социальных выплат и льгот составляет свыше 1000, они установлены более чем для 200 категорий граждан, численность лиц, претендующих на их получение, достигает почти 10 миллионов человек. С помощью социальных пособий и льгот обеспечивается реализация социальных гарантий граждан, полнее учитываются индивидуальные ситуации и наличие таких обстоятельств, как бедность, сиротство, незащищенное материнство, безработица, продолжительная болезнь и др.
Обязательное государственное социальное страхование – это средство возмещения социального риска и средство социального перераспределения с учетом принципа социальной справедливости. Это один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях.
Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых за счет специальных взносов работодателей и работников, а так же дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей.
Обеспечение по государственному социальному страхованию подразделяется на денежные выплаты, материальные блага и услуги. В современных условиях стали очевидными необходимость реформирования всей системы государственного социального страхования, более полное использование апробированных в различных странах мира принципов: гарантированность помощи застрахованному и обязательный характер условий и норм; платность; солидарность; автоматизация финансирования на основе аккумуляции страховых взносов; строго целевой характер средств и их возвратность; определение страхового пространства в сочетании с разграничением различных видов страхования и др. Совершенствование социального страховании предусматривает:
- освобождение государственных социальных внебюджетных фондов от несвойственных им выплат, отделение страховых платежей от налогов;
- введение дифференцированных размеров страховых взносов на государственное социальное страхование в зависимости от степени опасности, вредности, тяжести работы и состояния условий труда;
- усиление личного участия граждан в финансировании и управлении системой социального страхования;
- развитие добровольных форм социального страхования за счет средств граждан и доходов предприятий.
Это позволит превратить социальное страхование в важнейшую надежную составную часть системы социальной защиты населения.
Социальное обслуживание представляет собой широкий спектр социально – экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально – правовых, социально – бытовых и иных социальных услуг и материальной помощи, проведение адаптации и реабилитации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.[11]
Достоинства и недостатки адресной социальной политики
Адресная социальная помощь предоставляется нуждающимся при соблюдении двух основных условий. Во – первых, среднедушевой совокупный доход членов малообеспеченной семьи должен быть ниже прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Во – вторых, помощь назначается только при наличии трудной жизненной ситуации, которую невозможно преодолеть самостоятельно (инвалидность, сиротство, потеря кормильца).
В 2002 году в 14 российских городах начался эксперимент по введению персонифицированных социальных счетов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг. По предварительным оценкам Минтруда, Минэкономразвития и Госстроя Российской Федерации, новшество дало хорошие результаты.
Суть новшества состоит в том, что радикально меняется схема финансирования адресных субсидий малообеспеченным семьям на оплату жилья и коммунальных услуг. Если раньше бюджетные дотации на эти цели направлялись на счета жилищно-коммунальных организаций , то теперь они передаются непосредственно в распоряжение граждан – получателей субсидии и зачисляются на их личные банковские счета С этого момента в квитанции на оплату услуг ЖКХ указывается их полная стоимость, без учета субсидии. Получатель вносит платежи в соответствии с указанной суммой, снимая средства с персонифицированного счета и добавляя их к собственным. С материальной точки зрения для него ничего не изменилось, но финансовые потоки, идущие в жилищно-коммунальное хозяйство, становятся гораздо прозрачнее, исключается нецелевое использование бюджетных средств. [12]
Постановление правительства Российской Федерации «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» было принято 20 августа 2003 года, и сегодня мы можем говорить о практике его применения и о тех вопросах, которые в связи с этим возникли.
Согласно перечню при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитываются оплата труда, социальные выплаты, доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье её членам, другие доходы. В число социальных выплат, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, включены пенсии, стипендии, пособия, компенсационные выплаты, ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию.
В доходах от собственности предусмотрен учет доходов от реализации и сдачи в аренду недвижимого имущества, от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства.
На получателей социальной помощи возлагаются ответственные обязательства, в частности по трудоустройству, по использованию экономического потенциала (получению доходов за счет использования садовых участков, излишков жилплощади и т. д.). В случае отказа от встречных обязательств или их невыполнения семья может быть лишена статуса нуждающейся.
Помимо тех видов адресной помощи, которые предусмотрены федеральным законодательством, в республиках установлен ряд дополнительных региональных льгот. Так, малоимущие семьи с детьми не только получают детские пособия, но и пользуются льготами по оплате детских садов, компенсациями за школьные завтраки.
К важнейшим региональным видам адресной помощи относятся и транспортные льготы. На федеральном уровне они предоставляются на категориальному принципу – инвалидам, ветеранам и т.д.
Стоит подчеркнуть, что региональные льготы предоставляются на основе оценки нуждаемости и носят строго адресный характер. Это позволяет учитывать стоимость социальной помощи персонифицировано, то есть в расчете на каждое домохозяйство. Данная задача сегодня актуальна для всей России. Её выполнение исключит дублирование социальных клиентов и позволит более рационально расходовать бюджетные средства.[13]
Заключение
Анализ и проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:
1 Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
Появилось множество категорий населения, нуждающихся в той или иной степени социальной защиты, а потому в настоящий момент назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств обеспечивать поддержку нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.
2 Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения.