Социальное консультирование семей в ситуации развода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:18, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучить социальное консультирование семей в ситуации развода.
Для этого поставлены следующие задачи:
o Дать понятие социальному консультированию;
o Дать понятие семье;
o Рассмотреть специфику семейных отношений
o Рассмотреть семью в ситуации развода;
o Рассмотреть проблемы современных семей;
o Провести и выявить диагностику проблем семьи на примере психологического центра «Альянс».
o Изучить деятельность соц.работника по консультированию семьи в ситуации развода.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты изучения социальног консультирования семьи. 5
1.1.Социальное консультирование, понятие и сущность 5
1.2.Понятие семьи, ее виды. 9
1.3.Специфика семейных отношений 17
1.4.Понятие семьи в ситуации развода. 19
1.5.Проблемы современных семей 21
2.Деятельность центра «Альянс» в помощи семье и детям по социальному консультированию 25
2.1.Определение диагностики в целом. 25
2.2.Пример одного из методов, который помог выявить проблемы семьи. 29
2.3.Деятельность социального работника по консультированию семьи 32
Заключение 34
Литература 36

Работа состоит из  1 файл

Социальное_консультирование_семей_в_ситуации_развода..doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

     Также специалисты отделения психологического центра «Альянс» в  помощи семье и детям проводят:

    • индивидуальные консультации по проблемам воспитания, развития и обучения детей, а так же межличностным и семейным проблемам;
    • групповые занятия для алкоголиков и наркоманов.
    • групповые занятия, развивающие сенсорную, двигательную, речевую, социальную сферы детей дошкольного возраста (3-6 лет) по методике Марии Монтессори. Занятия проводятся по 5 учебным разделам: жизненная практика, сенсорное воспитание, математика, родной язык, космос(окружающий мир);
    • развитие эмоционально-волевой сферы ребенка через сказкотерапию. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, "отыгрывая" глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего "я" и принятие себя таким, какой есть.

     Для повышения результативности профилактической и просветительской деятельности по предотвращению асоциального поведения  с несовершеннолетними разработана и апробируется комплексная профилактическая программа "Сделай свой выбор", предназначенная для расширения осведомленности несовершеннолетних в области права, повышения личной ответственности за свои действия, развития коммуникативных навыков необходимых для социализации в обществе.

 

     

2.2.Пример  одного из методов,  который помог  выявить проблемы  семьи

     В данном случае взят метод «групповые занятия для алкоголиков и наркоманов».

     Пример  работы с неблагополучной семьей. Сведения о семье. Коле 12 лет, он учится в 6 классе. Его мама Татьяна Ивановна злоупотребляет алкоголем. Младшей дочери Елене 5 лет, она посещает дошкольное учреждение; часто болеет. Отец детей Олег Николаевич ведет трезвый образ жизни, но не может уделять достаточного внимания детям, т.к. постоянно вынужден работать, дабы обеспечить семью хотя бы по минимальным потребностям. Семья находится на грани развода, инициатор- муж

     Особенности установления контакта.

     Первая  встреча (знакомство) с семьей произошла  после заседания Комиссии по делам  несовершеннолетних, на которой разбирался вопрос о неисполнении родительских обязанностей Колиной мамой. Для беседы был предоставлен отдельный кабинет. (Во время первого контакта очень важно выступить не в роли эксперта или контролирующего органа, а в роли сотрудничающего партнера. Предлагается совместная оценка ситуации и поиск путей решения существующих проблем с использованием как внутренних ресурсов семьи, так и внешних - в виде услуг, предоставляемых специалистами различных служб).

     Специалист  по социальной работе Центра «Альянс»(в дальнейшем выполнявший роль куратора рабочей группы специалистов) рассказал о работе Центра и очертил круг проблем, с которыми обычно обращаются к ним семьи.

     На  вопрос, в чем мама видит основную причину своих трудностей, был  получен ответ, что в семье существуют материальные проблемы, и ей очень трудно одной справляться с воспитанием детей.

     Маме  была оказана эмоциональная поддержка, специалист отметил желание мамы избежать лишения материнских прав и сохранить детей рядом с собой. Колиной маме было предложено сотрудничество, на которое она согласилась.

     Сущность  семейных проблем, причины их возникновения.

     Татьяна Ивановна - из «алкогольной» семьи. Выпивали ее папа и мама. Очень рано она вышла замуж, стремясь покинуть дом, в котором чувствовала себя ненужной и нелюбимой. Однако замужество оказалось неудачным: муж злоупотреблял алкоголем, и очень скоро Татьяна стала выпивать вместе с ним (стаж алкоголизации - около 8 лет).

     Образование у Татьяны - среднеспециальное: она  продавец-кассир. В настоящее время работает уборщицей с неполным рабочим днем.

     План  выхода семьи из тяжёлой ситуации, содержание необходимой помощи и  поддержки со стороны специальных  служб.

     Командой  специалистов была составлена программа  реабилитации. Куратором программы для ее реализации были привлечены врач-нарколог, психотерапевт и социальный работник из районного наркологического диспансера, специалисты Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при районной управе, социальный педагог и классный руководитель образовательного учреждения, в котором обучается Николай.

     Татьяна Ивановна в первую очередь нуждалась  в лечении алкогольной зависимости  и связанных с ней нарушений. Ей была предложена лечебная программа, включающая в себя на первом этапе  медикаментозное амбулаторное лечение, направленное на нормализацию физического и психического состояния и снижение влечения к спиртному. На втором (психотерапевтическом) этапе лечения было намечено вовлечение Татьяны в групповые методы работы. Были предложены групповые релаксационные тренинги под руководством психотерапевта (оказавшиеся для Татьяны очень эффективными).

     Важным  этапом стало участие Татьяны  Ивановны в работе групп самопомощи «Анонимные алкоголики». Это был  огромный шаг не только в выздоровлении  от алкогольной зависимости, но и вовлечение в позитивное социальное окружение и формирование нового круга общения, что для нее было особенно актуальным.

     Была  намечена и проведена психологическая  диагностика познавательной сферы  мальчика, результаты которой показали значительную педагогическую запущенность и низкую учебную мотивацию. Николай был переведен с согласия мамы и самого мальчика в класс коррекционно-развивающего обучения той же школы. Его отметки стали значительно лучше, количество нарушений дисциплины уменьшилось.

     Для семьи в целом были предложены мероприятия по организации совместной деятельности (с целью сплочения  семьи, укрепления отношений доверия  между супругами и детьми, развития у Татьяны Ивановны чувства уверенности в себе как в матери). Семья участвовала в праздниках, поездках, экскурсиях, тематических вечерах, организуемых в районе для детей и родителей.

     Результат (катамнез через 3,5 года).

     Мама  не алкоголизируется (первый год после  начала лечения поддерживала полную трезвость, затем последовал «срыв» - алкоголизация в течение 2 дней, после чего обратилась к лечащему врачу в наркологический диспансер; далее ремиссия 2,5 года). Посещает собрания Анонимных Алкоголиков (реабилитационная программа «12 шагов»), консультируется по ходу лечения с социальным работником.

     Следует отметить, что при работе с семьей используются принципы индивидуального  подхода, то есть ставятся те цели и  задачи, которые адекватны потребностям именно этих родителей и детей  со всей историей их неблагополучия, со всеми их недостатками и достоинствами.

     Проблемы  неблагополучной семьи невозможно решить силами одного специалиста.Специалист, работающий с семьей, должен хорошо знать все ресурсы своего района и округа. Только слаженная работа команды специалистов может изменить к лучшему сложившуюся ситуацию и сохранить семью.

 

     

2.3.Деятельность  социального работника  по консультированию  семьи

     В своей деятельности соц.работник, работающий с семьёй руководствуется определённой системой теоретических представлений, которая служит для него ориентиром и помогает сформировать стратегию психотерапии.

     Работая с семьями соц. работник должен быть вооружён определёнными теоретическими представлениями, помогающими ему  объяснить поведение и взаимоотношения  членов семьи с точки зрения системного подхода, служащего для него своеобразной системой координат.

     Работая в ней, специалист может быть застрахован  от слияния с семейной системой. Именно на неё он опирается, проводя  системную диагностику семьи, анализируя разнообразные аспекты поведения  членов семьи. Кроме того, он сможет более успешно проводить диагностику тех или иных нарушений, имеющихся в семейной системе.

     Без системы теоретических представлений  специалисту пришлось бы полагаться лишь на свои субъективные впечатления  от семьи, а они являются плохим ориентиром, поскольку отличаются от представлений самих членов семьи. Таким образом, теоретические представления позволяют соц. работнику осмыслить поведение членов семьи, которое без этих представлений казалось бы ему противоречивым и лишенным какого-либо смысла. В свою очередь, правильная диагностика помогает сформулировать вопросы и разработать стратегию психотерапевтического воздействия.  

     В каждой ситуации, где нужна помощь, социального работника интересует актуальная или потенциальная проблема индивида. Задача социальной работы - помочь людям достичь более эффективного социального функционирования.

     Очевидно, что основные задачи социального  работника в процессе оказания помощи непосредственно определяются необходимостью организовать и структурировать ситуацию взаимодействия с клиентом таким образом, чтобы достичь взаимосогласованных целей и эффективных результатов социальной помощи. Профессиональная деятельность социальных работников может включать множество аспектов социально-правового и психологического планов. Основным способом взаимодействия социального работника с клиентом становится консультирование. В процессе консультирования для построения адекватных профессиональных действий и коммуникаций на передний план выходят ценностные и этические аспекты.

     Социальная  работа как практическая деятельность реализуется через взаимодействие социального работника с индивидом  или некой общностью людей. Социальные работники на протяжении длительного  времени проявляли явное стремление к ценностному самоопределению и особое внимание к ценностной рефлексии.

     Социальный  работник при этом может утверждать, что он не навязывает своих ценностей  клиентам. Однако беседа с клиентом в социальной работе полна нормативных  и предписывающих утверждений, моральных  суждений, которые должны направлять клиента к выбору «правильного» решения проблемы. Как отмечает Э. Штудт: « правильно это или нет, но социальные работники невольно внушают клиентам, что нуклеарная семья должна быть независимой от расширенной семьи, что семейная жизнь должна быть более центрирована на детях, чем на родителях и т.д.». Общение социальных работников с клиентами - это «этический дискурс», диалог о должном, возможном и желательном. [14]

 

     

Заключение

     Доминирующая  сегодня в западной культуре модель посредничества, направленного на достижение соглашения, очевидно, помогает очень многим людям, вовлеченным в конфликт, и в большинстве случаев является более предпочтительным вариантом, чем состязательный процесс и судебная система в целом. Другая модель, учитывающая важность духовности, сострадательной силы и нашей общей человечности во взаимоотношениях, имеет еще больший потенциал. Как выражение целительной силы разрешения конфликтов, гуманистическая модель примирения может способствовать формированию общественной и социальной гармонии. Акцентируя внимание на исцеляющей силе посредничества и диалога, модель может обеспечить более полное разрешение возникающих конфликтов. Через процесс диалога и взаимной поддержки вовлеченных в конфликт сторон, практика гуманистического примирения способствует достижению мира в человеческих взаимоотношениях. Она обращается и часто разрешает текущий конфликт, но при этом также облегчает путь к собственному сердцу, так что участники процесса могут найти внутренний мир. Истинный мир - вот настоящая цель гуманистического процесса посредничества.

     Работая с семьями психотерапевт должен быть вооружён определёнными теоретическими представлениями, помогающими ему  объяснить поведение и взаимоотношения  членов семьи с точки зрения системного подхода, служащего для него своеобразной системой координат. Работая в ней, психотерапевт может быть застрахован от слияния с семейной системой. Именно на неё он опирается, проводя системную диагностику семьи, анализируя разнообразные аспекты поведения членов семьи.

     Многие  психологические теории предлагают различные модели для объяснения поведения человека. Некоторые из них базируются на представлениях об индивидуальном развитии и внутрипсихическом  функционировании, другие теории объясняют  групповое поведение. Однако, главное преимущество общей теории систем

     Подводя итог вышесказанному, нужно  помнить, что избежать развода всегда в  наших силах, воспитанием в себе спокойствия, доброжелательности и  искусства эмпатии.

 

     

Литература

    1. Касьянов В., Нечипуренко В.. Социология права словарь специальных терминов, 2001 г. С.231.
    2. Дэвид Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.С.432.
    3. .Голованов О. Краткий словарь по социологии, 2001.С.132.
    4. Харчев А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки: Перепеч.с изд.1979г./А.Г.Харчев.-М.:ЦСП,2003.- С.342.
    5. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. С.51.
    6. Дружинин В. Психология семьи. – М., 1996.С.71.
    7. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.С.44.
    8. Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений  – М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004.С.79.
    9. Антонов (ред.) Социология семьи. М., 2005. С. 44
    10. Глотов  М. Б. Конфликт между членами семьи 2007С.78.
    11. Давыденко, Д.Л. Из истории примирительных процедур / Д.Л. Давыденко // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. – 2004. – №14 С.43.
    12. Лысенко Е.М., Молодиченко Т.А. Индивидуальное психологическое консультирование. – М., 2006 С211
    13. Медков В. М., Антонов  А. И. Семья // Социолог. энциклопедия. В 2 т. Т. 2. М., 2003. С. 394.
    14. Носырева, Е.И. Альтернативное разрешение споров в / Е.И. Носырева. – М., 2005 С.123.
    15. Осипов Г.В. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998. С. 141.
    16. Павленок. П.Д.Краткий словарь по социологии М., 2000. С. 80.

Информация о работе Социальное консультирование семей в ситуации развода