Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:18, курсовая работа
Цель данной работы: изучить социальное консультирование семей в ситуации развода.
Для этого поставлены следующие задачи:
o Дать понятие социальному консультированию;
o Дать понятие семье;
o Рассмотреть специфику семейных отношений
o Рассмотреть семью в ситуации развода;
o Рассмотреть проблемы современных семей;
o Провести и выявить диагностику проблем семьи на примере психологического центра «Альянс».
o Изучить деятельность соц.работника по консультированию семьи в ситуации развода.
Введение 3
1.Теоретические аспекты изучения социальног консультирования семьи. 5
1.1.Социальное консультирование, понятие и сущность 5
1.2.Понятие семьи, ее виды. 9
1.3.Специфика семейных отношений 17
1.4.Понятие семьи в ситуации развода. 19
1.5.Проблемы современных семей 21
2.Деятельность центра «Альянс» в помощи семье и детям по социальному консультированию 25
2.1.Определение диагностики в целом. 25
2.2.Пример одного из методов, который помог выявить проблемы семьи. 29
2.3.Деятельность социального работника по консультированию семьи 32
Заключение 34
Литература 36
Также
специалисты отделения
Для
повышения результативности профилактической
и просветительской деятельности по
предотвращению асоциального поведения
с несовершеннолетними
В данном случае взят метод «групповые занятия для алкоголиков и наркоманов».
Пример работы с неблагополучной семьей. Сведения о семье. Коле 12 лет, он учится в 6 классе. Его мама Татьяна Ивановна злоупотребляет алкоголем. Младшей дочери Елене 5 лет, она посещает дошкольное учреждение; часто болеет. Отец детей Олег Николаевич ведет трезвый образ жизни, но не может уделять достаточного внимания детям, т.к. постоянно вынужден работать, дабы обеспечить семью хотя бы по минимальным потребностям. Семья находится на грани развода, инициатор- муж
Особенности установления контакта.
Первая встреча (знакомство) с семьей произошла после заседания Комиссии по делам несовершеннолетних, на которой разбирался вопрос о неисполнении родительских обязанностей Колиной мамой. Для беседы был предоставлен отдельный кабинет. (Во время первого контакта очень важно выступить не в роли эксперта или контролирующего органа, а в роли сотрудничающего партнера. Предлагается совместная оценка ситуации и поиск путей решения существующих проблем с использованием как внутренних ресурсов семьи, так и внешних - в виде услуг, предоставляемых специалистами различных служб).
Специалист по социальной работе Центра «Альянс»(в дальнейшем выполнявший роль куратора рабочей группы специалистов) рассказал о работе Центра и очертил круг проблем, с которыми обычно обращаются к ним семьи.
На вопрос, в чем мама видит основную причину своих трудностей, был получен ответ, что в семье существуют материальные проблемы, и ей очень трудно одной справляться с воспитанием детей.
Маме
была оказана эмоциональная
Сущность семейных проблем, причины их возникновения.
Татьяна Ивановна - из «алкогольной» семьи. Выпивали ее папа и мама. Очень рано она вышла замуж, стремясь покинуть дом, в котором чувствовала себя ненужной и нелюбимой. Однако замужество оказалось неудачным: муж злоупотреблял алкоголем, и очень скоро Татьяна стала выпивать вместе с ним (стаж алкоголизации - около 8 лет).
Образование у Татьяны - среднеспециальное: она продавец-кассир. В настоящее время работает уборщицей с неполным рабочим днем.
План выхода семьи из тяжёлой ситуации, содержание необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб.
Командой специалистов была составлена программа реабилитации. Куратором программы для ее реализации были привлечены врач-нарколог, психотерапевт и социальный работник из районного наркологического диспансера, специалисты Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при районной управе, социальный педагог и классный руководитель образовательного учреждения, в котором обучается Николай.
Татьяна
Ивановна в первую очередь нуждалась
в лечении алкогольной
Важным этапом стало участие Татьяны Ивановны в работе групп самопомощи «Анонимные алкоголики». Это был огромный шаг не только в выздоровлении от алкогольной зависимости, но и вовлечение в позитивное социальное окружение и формирование нового круга общения, что для нее было особенно актуальным.
Была намечена и проведена психологическая диагностика познавательной сферы мальчика, результаты которой показали значительную педагогическую запущенность и низкую учебную мотивацию. Николай был переведен с согласия мамы и самого мальчика в класс коррекционно-развивающего обучения той же школы. Его отметки стали значительно лучше, количество нарушений дисциплины уменьшилось.
Для семьи в целом были предложены мероприятия по организации совместной деятельности (с целью сплочения семьи, укрепления отношений доверия между супругами и детьми, развития у Татьяны Ивановны чувства уверенности в себе как в матери). Семья участвовала в праздниках, поездках, экскурсиях, тематических вечерах, организуемых в районе для детей и родителей.
Результат (катамнез через 3,5 года).
Мама не алкоголизируется (первый год после начала лечения поддерживала полную трезвость, затем последовал «срыв» - алкоголизация в течение 2 дней, после чего обратилась к лечащему врачу в наркологический диспансер; далее ремиссия 2,5 года). Посещает собрания Анонимных Алкоголиков (реабилитационная программа «12 шагов»), консультируется по ходу лечения с социальным работником.
Следует отметить, что при работе с семьей используются принципы индивидуального подхода, то есть ставятся те цели и задачи, которые адекватны потребностям именно этих родителей и детей со всей историей их неблагополучия, со всеми их недостатками и достоинствами.
Проблемы
неблагополучной семьи
В своей деятельности соц.работник, работающий с семьёй руководствуется определённой системой теоретических представлений, которая служит для него ориентиром и помогает сформировать стратегию психотерапии.
Работая
с семьями соц. работник должен быть
вооружён определёнными теоретическими
представлениями, помогающими ему
объяснить поведение и
Работая
в ней, специалист может быть застрахован
от слияния с семейной системой.
Именно на неё он опирается, проводя
системную диагностику семьи, анализируя
разнообразные аспекты
Без
системы теоретических
В
каждой ситуации, где нужна помощь,
социального работника
Очевидно, что основные задачи социального работника в процессе оказания помощи непосредственно определяются необходимостью организовать и структурировать ситуацию взаимодействия с клиентом таким образом, чтобы достичь взаимосогласованных целей и эффективных результатов социальной помощи. Профессиональная деятельность социальных работников может включать множество аспектов социально-правового и психологического планов. Основным способом взаимодействия социального работника с клиентом становится консультирование. В процессе консультирования для построения адекватных профессиональных действий и коммуникаций на передний план выходят ценностные и этические аспекты.
Социальная
работа как практическая деятельность
реализуется через
Социальный работник при этом может утверждать, что он не навязывает своих ценностей клиентам. Однако беседа с клиентом в социальной работе полна нормативных и предписывающих утверждений, моральных суждений, которые должны направлять клиента к выбору «правильного» решения проблемы. Как отмечает Э. Штудт: « правильно это или нет, но социальные работники невольно внушают клиентам, что нуклеарная семья должна быть независимой от расширенной семьи, что семейная жизнь должна быть более центрирована на детях, чем на родителях и т.д.». Общение социальных работников с клиентами - это «этический дискурс», диалог о должном, возможном и желательном. [14]
Доминирующая сегодня в западной культуре модель посредничества, направленного на достижение соглашения, очевидно, помогает очень многим людям, вовлеченным в конфликт, и в большинстве случаев является более предпочтительным вариантом, чем состязательный процесс и судебная система в целом. Другая модель, учитывающая важность духовности, сострадательной силы и нашей общей человечности во взаимоотношениях, имеет еще больший потенциал. Как выражение целительной силы разрешения конфликтов, гуманистическая модель примирения может способствовать формированию общественной и социальной гармонии. Акцентируя внимание на исцеляющей силе посредничества и диалога, модель может обеспечить более полное разрешение возникающих конфликтов. Через процесс диалога и взаимной поддержки вовлеченных в конфликт сторон, практика гуманистического примирения способствует достижению мира в человеческих взаимоотношениях. Она обращается и часто разрешает текущий конфликт, но при этом также облегчает путь к собственному сердцу, так что участники процесса могут найти внутренний мир. Истинный мир - вот настоящая цель гуманистического процесса посредничества.
Работая
с семьями психотерапевт должен
быть вооружён определёнными теоретическими
представлениями, помогающими ему
объяснить поведение и
Многие психологические теории предлагают различные модели для объяснения поведения человека. Некоторые из них базируются на представлениях об индивидуальном развитии и внутрипсихическом функционировании, другие теории объясняют групповое поведение. Однако, главное преимущество общей теории систем
Подводя итог вышесказанному, нужно помнить, что избежать развода всегда в наших силах, воспитанием в себе спокойствия, доброжелательности и искусства эмпатии.
Информация о работе Социальное консультирование семей в ситуации развода