Социальное консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение консультирования как технологии социальной работы, а также основных направлений и методов консультирования.
В соответствии с поставленной целью, в работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотрение теоретических аспектов консультирования в социальной работе.
2. характеристика основных направлений и методов консультирования.
3. анализ возможностей применения консультативной деятельности среди безработной молодежи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты консультирования в социальной работе…..6
1.1 Понятие социального консультирования, его формы и виды…………….6
1.2 Общие принципы консультирования в социальной работе……………..10
1.3 Методы социального консультирования……………………………….…15
Глава 2. Основные направления консультативной деятельности…………..19
2.1 Социальное консультирование безработной молодежи…………………19
2.2 Социальное консультирование пожилых людей…………………………25
2.3 Социальное консультирование многодетных семей……………………..30
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованных источников………………………………………….35

социальное консультирование

Работа состоит из  1 файл

Социальное консультирование КУРСОВАЯ.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

Предметом возрастного  консультирования в старости являются особенности проживания субъектом  нормативных возрастных кризисов. В  пожилом возрасте более или менее общепризнанным нормативным возрастным кризисом является период выхода на пенсию. Именно здесь создается ситуация, характерная для любого кризиса, - противоречие между обстоятельствами жизни (изменение социального статуса) и потребностями человека (потребность продолжать социально значимую деятельность, потребность в сохранении своего положения в семье и обществе). Содержание этого главного кризиса позднего возраста заключается в изменении внутренней позиции по отношению к жизни, принятии нового этапа своего жизненного пути, переоценке ценностей.

По мнению Глуханюка  Н.С, Гершковича Т. Б., в процессе возрастно-психологического консультирования пожилой человек  должен обрести знания о содержании, задачах и индивидуальных вариантах  прохождения этого нормативного возрастного кризиса (другие кризисы старости можно считать индивидуальными) и оказаться готовым к изменению образа жизни и внутренней позиции по отношению к жизни.21

Рассмотрим технологию работы консультанта над первой проблемой  старшего возраста - проблемой принятия «статуса пенсионера». По мнению М. Ермолаевой, субъективное отношение к выходу на пенсию - событию, кардинально меняющему образ жизни, - может служить примером отсутствия общего и единоличного способа реагирования на старение. Так, уход на пенсию переживается одними людьми как трагическая изоляция от общества, а другими - как возможность заняться, наконец, тем, к чему всегда лежала душа. Автором отмечается, что удачные варианты жизненного устройства по выходе на пенсию не только определяются положительными внешними условиями, но и - в большей степени - зависят от личных установок пожилого человека, его «умения строить свою жизнь».22

В связи с этим основная задача консультанта в работе с человеком  предпенсионного возраста или только вышедшим на пенсию заключается в ориентации его на занятость определенным делом, которое, с одной стороны, увлекало бы его, а с другой стороны, было социально значимо. Чем раньше человек задумался над тем, чем он будет заниматься в старости, тем легче осуществится его личностное самоопределение в пенсионном возрасте. Психолог должен показать, что любая форма деятельности пенсионера может стать значимой для него. Например, воспитание внуков и работа на садовом участке чрезвычайно полезны для психологического благополучия пожилого человека тем, что создают временную перспективу: ему захочется заглянуть в будущее, узнать, как взрослеет и развивается ребенок, как растет посаженный им сад.

Конкретная задача консультанта - помочь пожилому человеку обозреть и  оценить свои интересы и жизненные ресурсы, самому выбрать для себя подходящее, увлекающее его дело, оценить его жизненный и социальный смысл. Эта работа требует не одной встречи пожилого человека с психологом. Дело в том, что иногда этот выбор пожилой человек осуществляет методом проб и ошибок; тогда результаты каждой пробы требуют психологически квалифицированного обсуждения и оценки, и общение с психологом может исполнять роль «обратной связи» для самоутверждения человека, обретения уверенности в правильности выбранного им пути23 [4].

Не менее важная задача возрастного консультирования - это  помощь в совладании человека со старостью  как заключительным этапом жизни, помощь в принятии старости и всей прошедшей  жизни в целом, в поиске новых  жизненных ориентиров. Психолог в  ходе консультирования пожилого человека должен побуждать процесс его размышления над вопросами, связанными со смыслом жизни. Направленность на поиски смысла жизни является для пожилого человека шансом обеспечить себе нормальное, достойное существование в старости.

Важно подчеркнуть, что осознание нового жизненного статуса в преддверии или в самом старческом возрасте, понимание смысла своей новой жизни как важного условия, обеспечивающего сохранность временной перспективы, когда будущее признается моментом настоящего, а настоящее - моментом прошлого и когда в связи с этим настоящее и будущее перестают казаться смутными и пугающими, определяют целенаправленность и свободу выбора стратегии адаптации к старости. Открытие смысла в новом своем состоянии во многом обусловливает структуру эмоциональных переживаний пожилых людей, характеризующихся сохранением социальных связей в этом возрасте, поскольку смысл жизни именно переживается как «причастность жизни» и эти переживания относительно независимы от внешних и внутренних обстоятельств жизни.24

Консультанту, работающему  с пожилыми людьми, важно помнить, что в структуре потребностей последних большое значение получают потребность в независимости  и потребность в проецировании  на других своих психических проявлений. Старики крайне негативно относятся к попытке руководить ими, давать им советы, к попытке конструировать их жизнь. Они часто бывают амбициозны, обидчивы, поэтому императивный тон общения с ними неприемлем. В связи с этим консультант при работе с пожилыми людьми должен:

- демонстрировать безусловное уважение к пожилым клиентам;

- апеллировать к их  жизненному опыту;

- следить за созданием  и поддержанием необходимого  психологического климата, способствующего  обоюдному доверию и обсуждению  значимых проблем;

- подчеркивать искренний интерес к пожилым людям и подлинное желание помочь им;

- предоставлять максимальную  возможность высказаться;

- говорить просто и  понятно, в частности не увлекаться  психологической терминологией;

- ограничивать контакт  25-30 минутами, так как пожилому  человеку трудно выдержать 50-минутную беседу;

- использовать в процессе  работы приемы одобрения и  успокаивания, отражения содержания, поскольку пожилой человек часто  говорит длинно и запутанно,  перескакивает с одной темы  на другую.

И, наконец, самое главное  в консультировании пожилого - создание корпоративной формы психологической работы, отведение пожилому клиенту равноценной роли в консультативном процессе наряду с консультантом, подчеркивание веры в богатый жизненный опыт, мудрость и внутреннюю способность самому определять свой жизненный путь и нести ответственность за принятые решения.25

Таким образом, консультирование располагает большими возможностями  позитивного воздействия на граждан, нуждающихся в социальной поддержке  и испытывающих трудности в социальном общении.

 

2.3 Социальное консультирование  многодетных семей

Одной из успешно применяемых  технологий работы социального работника  с многодетной семьей является социальное консультирование.

Важнейшим направлением социономического консультирования является семейное консультирование. Оно охватывает такой спектр проблем, как взаимоотношения между супругами, между ними и их родителями, детьми и родителями. В последние годы в нашей стране создаются и начинают функционировать психолого-педагогические консультационные центры. Значительное количество лиц, обращающихся в них за помощью, - это родители, которых беспокоят проблемы воспитания и развития детей, конфликты во взаимоотношениях с ними. Как показывает практика, совершенно бессмысленно консультировать детей до 14-15 лет без участия родителей. Ведь их проблемы просто невозможно решать без анализа общего контекста семейных отношений, учета специфики общения детей с родителями.

Опыт работы психолого-педагогических консультационных центров свидетельствует, что школьная успеваемость входит в основное содержание запроса родителей в более чем половине всех обращений. Приемы работы консультанта с детьми и родителями могут быть разными в зависимости от индивидуально-личностных особенностей клиентов. Однако есть некоторые правила, которые должны быть реализованы консультантом практически во всех консультациях родителей по поводу их детей. Как справедливо заключают некоторые ученые (Т.Н. Овчинникова), к таким правилам можно отнести:

- обязательное наполнение  родительской жалобы-запроса конкретным содержанием путем получения от родителей подробного описания поведенческой ситуации, явившейся основой запроса;

- использование принципов  "стереоскопичности" взгляда  на ситуацию, т.е. фиксации этого  взгляда как субъективно, с  позиций, связанных с ситуацией членов семьи, так и объективно, с позиции консультанта;

- совместное с родителями  выдвижение консультантом гипотезы  об истории развития "отрицательного" качества у ребенка и возможных  путях его преодоления.26

Важнейшим направлением в работе с многодетными семьями является также социально-правовое консультирование - в рамках поддержки создания малого бизнеса, - содействующее переходу к полной или частичной самообеспеченности данной категории семей.

Отсутствие рыночного  менталитета и информации о механизмах деятельности этой социально-экономической системы требует создания специальных структур, оказывающих консультативно-методическую, информационную, организационную помощь семьям, изъявившим желание организовать малое производство. В настоящее время усилия государственных и негосударственных органов в этой сфере разрозненны и непоследовательны. Так, переученные в службах занятости и приобретшие современную специальность индивиды не могут применить её в силу ряда объективных причин, прежде всего, материально-экономического характера. Кредитование инициативных малых фирм затруднено отсутствием гарантий и высоким банковским процентом. Недостаток информации и рекламы приводит к тому, что производятся продукты, имеющие небольшой спрос, а то, что могло бы удовлетворить вполне платёжеспособный спрос, не находит потребителя.

Татьяна Шеляг, исследуя социальный статус многодетных семей  и их способность к самопомощи, отмечает: "Представляется весьма полезным введение в органах муниципального самоуправления ставки консультанта по малому бизнесу, владеющего информацией о ресурсах и запросах своей местности и способного, кроме того, опираясь на наблюдения территориального работника социальных служб, судить о целесообразности или нецелесообразности выделения кредитов и оказания иной помощи каждой конкретной семье. Это могло бы способствовать, по меньшей мере, отсечению таких претендентов, которые заведомо не способны к предпринимательской деятельности".27

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что социальное консультирование, как одна из технологий социальной работы, которая играет важную роль в системе социального обслуживания населения, особенно социально уязвимых категорий, таких как пожилые люди, многодетные семьи, безработная молодежь.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социальное консультирование — технология оказания социальной помощи путем целенаправленного  информационного воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации, восстановления и  оптимизации социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения. Основными компонентами технологического процесса являются целеполагание, сбор, анализ и систематизация информации, уточнение цели и задач, выбор варианта действий и инструментария, организационно-процедурные меры по реализации принятого решения.

Консультирование - это  вид социальной работы, в ходе которого специалист социальной работы помогает клиенту изучить и понять существо проблемы и предположить различные  варианты, которые могут быть использованы для ее решения. Результат консультирования во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым.

В настоящее время  в нашей стране наиболее острые проблемы возникают у таких категорий  населения, как молодежь, людей пожилого возраста, многодетных семей и др.

Решение таких проблем  не может быть реализовано без  организации социальной работы. С  этой целью открываются центры социальной поддержки населения, социальной реабилитации подростков, психологической помощи, "телефоны доверия", консультации "семья и брак" и другие консультационные центры.

Особая задача социального  работника консультационной службы заключается в умении провести первую беседу.

С ростом безработицы  и массовым высвобождением работников активно работают центры занятости. Они занимаются проблемами трудоустройства, переобучения и переквалификации кадров. В службах занятости работают отделы по профессиональному консультированию и психологической поддержке граждан, где помогают быстрее адаптироваться к изменившимся условиям жизни. Работники служб занятости консультируют руководителей предприятий, как правильно проводить массовое высвобождение, как уменьшить количество высвобождаемых работников за счет внутрипроизводственных перемещений, изменений в работе, найме новых работников на вакантные рабочие места и т.д. Консультанты анализируют причины высвобождения, принимают совместно с руководителями решения и помогают в реализации этих решений.

Организационные формы  социального консультирования разнообразны и зависят от психологических, материальных, юридических, организационных и других проблем.

Итак, консультирование как технологический способ решения  социальных задач – это процедура, часто используемая в социальной работе, в медицинской, юридической  практике специалистами разных направлений  с целью ориентации граждан, отдельных лиц, семей, групп, общин путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией.

Информация о работе Социальное консультирование