Социальное неравенство и социальная стратификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:01, контрольная работа

Описание

«Социальная стратификация начинается с веберовского разграничения более традиционных обществ, основывающихся на статусах (например, обществ, имеющих в своем основании такие предписанные категории, как сословия и касты, рабство, вследствие чего неравенство санкционируется законом) и поляризированных, но более размытых обществ, имеющих в своей основе классы (что типично для современного Запада), где большую роль играют личные достижения, где экономическая дифференциация имеет первостепенное значение и носит более безличностный характер».

Содержание

Введение 2
Социальное неравенство и социальная стратификация 4
Измерение стратификации……………………………………………………………………………..….5
Принадлежность к страте 7
Исторические типы стратификации 10
Заключение 13
Список используемой литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Исторические типы социальной стратификации.docx

— 41.00 Кб (Скачать документ)

     ИСТОРИЧЕСКИЕ  ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ

           В социологии известны четыре главных типа стратификации – рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества и последний тип – открытые.

     Закрытым  является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую официально не ограничены.

     Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

     Рабство исторически эволюционировало. Различают  две его формы:

  • при патриархальном рабстве (примитивная форма) раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать.
  • при классическом рабстве (зрелая форма) раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина.

     На  зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят  о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его  высшую стадию. Рабовладение – единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает  собственностью другого и когда  низший слой лишен всяких прав и  свобод. Такого нет в кастах и  сословиях, не говоря уже о классах.

     Кастовый  строй не такой древний, как рабовладельческий, и менее распространенный. Если через  рабство прошли почти все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия – классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

     Кастой  называют социальную группу (страту), членством  в которой человек обязан исключительно  своим рождением. Человек не может  перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться ещё раз. Кастовое положение закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

     Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по XIV век.

     Сословие  – социальная группа, обладающая закрепленными  обычаем или юридическим законом  и передаваемыми по наследству правами  и обязанностями.

     Для сословной системы, включающей несколько  страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и  привилегий. Классическим образцом сословной  организации являлась Европа, где  на рубеже XIV-XV веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X-XIII веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои).

     Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освещались религиозной доктриной. Членство в сословии передавалось по наследству. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий.

     Каждое  сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли  заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).

     Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались. Иногда допускалась  индивидуальная мобильность. Простой  человек мог стать рыцарем, купив  у правителя социальное разрешение.

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Таковы  различные формы стратификации  в архаичных и современных  обществах. Спектр этих форм, несомненно, намного шире. Мы рассмотрели лишь самые основные. Нестратифицированных обществ в действительности вообще не существует.

     «Семья, церковь, секта, политическая партия, фракция, деловая организация, шайка разбойников, профсоюз, научное общество - короче говоря, любая организованная социальная группа расслаивается из-за своего постоянства и организованности. Даже группы ревностных уравнителей и постоянный провал всех их попыток создать нестратифицированную группу свидетельствуют об опасности и неизбежности стратификации в любой организованной группе. Это замечание может показаться несколько странным для многих людей, кто под влиянием высокопарной фразеологии может поверить, что по крайней мере общества самих уравнителей не стратифицированы. Это мнение, как и многие схожие, ошибочно. Попытки уничтожить социальный феодализм были удачными в смысле смягчения некоторых различий и в изменении конкретных форм стратификации. Им никогда не удавалось уничтожить саму стратификацию. Регулярность, с какой терпели неудачу все эти попытки, еще раз доказывает естественный характер стратификации. Христианство начинало свою историю с попытки создать общество равных, но очень скоро оно уже имело сложную иерархию, а в конце своего пути возвело огромную пирамиду с многочисленными рангами и титулами, начиная со всемогущего папы и кончая находящимся вне закона еретиком. Институт монашества был организован св. Франциском Ассизским на принципах абсолютного равенства; прошло семь лет, и равенство испарилось. Без исключения все попытки самых ревностных уравнителей в истории человечества имели ту же судьбу. Провал русского коммунизма - это только еще один дополнительный пример в длинном ряду схожих экспериментов, осуществляемых в большем или меньшем масштабе иногда мирно, как во многих религиозных сектах, а иногда насильственно, как в социальных революциях прошлого и настоящего. И если на какой-то миг некоторые формы стратификации разрушаются, то они возникают вновь в старом или модифицированном виде и часто создаются руками самих уравнителей. Феодализм и олигархия продолжают существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, банде преступников и демократии уравнителей - словом, повсюду».

     Именно  поэтому изучение стратификации  является одной из наиболее важных областей социальной антропологии. Согласно Оксфордскому словарю социологии, можно  выделить три основные задачи таких  исследований: «Первая цель состоит  в том, чтобы установить, в какой  мере классовые или статусные  системы доминируют на уровне общества, утверждая способы социального  действия.

     Вторая  задача состоит в анализе классовых  и статусных структур и факторов, определяющих процесс формирования классов и статусов.

     И последнее, социальная стратификация  документально подтверждает неравенство  условий, возможностей и доходов, а  также способов, с помощью которых  группы поддерживают классовые или  статусные границы. Иначе говоря, она ставит вопрос о социальной замкнутости  и изучает стратегии, посредством  которых одни группы поддерживают свои привилегии, а другие стремятся получить доступ к ним». 

 

     

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кравченко, А. И. Основы социологии [Текст] : Учеб. пособие для системы сред. проф. образования / А. И. Кравченко. - М. : Академический проект, 2002. 95-107 с.
  2. Сорокин, П. Социальная и культурная мобильность [Текст] / П. Сорокин // Человек, цивилизация, общество / Под ред. А.Ю.Согомонова. - М. : Политиздат, 1992. С.297-307
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальное_неравенство
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_социальной_стратификации

Информация о работе Социальное неравенство и социальная стратификация