Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 07:09, контрольная работа
Любое общество структурировано по многим основаниям - национальным, социально-классовым, демографическим и т.п. Структурирование, то есть принадлежность людей к тем или иным социальным, профессиональным, социально-демографическим группам, может порождать социальное неравенство. Даже естественные генетические или физические различия между людьми могут стать основой для формирования неравных отношений! Но главное в обществе - те различия, те объективные факторы, которые порождают социальное неравенство людей. Неравенство есть непреходящий факт всякого общества.
Введение …………………………………………………………………..3
1.Сущность и причины социального неравенства ……….……………5
2.2. Система социальной стратификации ………………………………8
3.Современные концепции социальной стратификации.
Средний класс …………………………………………………………....12
Заключение………………………………………………………………..15
Список использованной литературы…………………………….……….17
1) престиж, профессия, власть и могущество;
2) доход или богатство;
3) образование или знания;
4) религиозная или ритуальная частота;
5) положение родственников;
6) этническая принадлежность.
Французский социолог А. Турэн считает, что в современном обществе социальная дифференциация происходит не по отношению к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к информации. Господствующее положение занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.
Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности, или социального передвижения. Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П. А Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно взглядам П. А. Сорокина, социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях4:
1) вертикальном — движение вверх и вниз;
2) горизонтальном — передвижение на одном и том же социальном уровне.
Одним из дискуссионных вопросов теории социальной мобильности является вопрос о том, означает ли социальную мобильность переход одного индивида из данной социальной группы в другую или же социальное перемещение в подлинном смысле происходит лишь тогда, когда новый статус закрепляется за семьей этого индивида и, следовательно, социальная мобильность происходит тогда, когда социальный статус меняется у различных поколений. Французские социологи П. Берту и Р. Бурдон утверждали, что социальная мобильность означает переход индивидов из одной социальной категории в другую на протяжении его биографической или профессиональной жизни, на основе сравнения его позиции с социальным статусом его родителей. Таким образом, здесь за точку отсчета берется социальное происхождение. Слабость этой позиции состоит в том, что она как бы предполагает неизменное состояние общества. Но общество динамично меняется, и поэтому социальные статусы различных поколений могут быть несопоставимы. Нужны такие критерии, которые позволяли бы учитывать изменение социальной структуры общества.
Проблемам социальной мобильности посвящаются многие конкретно-социологические исследования в различных странах мира. Данные о социальной мобильности в какой-то мере позволяют судить о степени открытости общества, его демократичности. Людям важно знать, насколько то или иное общество предоставляет возможность для продвижения индивидов и поколений из низших категорий в высшие, каким путем формируется правящая элита общества, возможно ли проникновение в правящую элиту из других социальных групп.
Сорокин
рассматривал стратификацию как
неотъемлемую характеристику любого сложно
организованного общества. Сущность
стратификации он видел в неравном
распределении экономических
Экономическая
стратификация была обусловлена
неравным распределением материальных,
финансовых ресурсов. Политическая была
связана с неравным доступом к
власти, а основу профессиональной
стратификации образовывало разделение
общественного труда и
Основную часть современного развитого общества составляет так называемый средний класс, или средний слой, который выделяется по целому ряду признаков. В настоящее время в этот слой включают традиционные слои частных собственников, т. е. представителей мелкого и среднего бизнеса, большую часть крестьян и фермеров и новые средние слои, которые составляют интеллектуалы, инженерно-технические работники, административный персонал, служащие, высоко квалифицированные рабочие, работники сферы обслуживания. Качественные критерии среднего класса сводятся к уровню доходов, стандартам потребления, уровню образования, владению материальной или интеллектуальной собственностью, способностью к высококвалифицированному труду.
Средний класс — это не только большая часть современного развитого общества, но и весьма сложная, неоднородная по структуре сеть социальных образований. Составные части его структуры различаются по источникам формирования, социальному статусу и многим другим характеристикам. Границы структуры жестко не фиксированы: между ее различными группами происходит интенсивная диффузия («растекание»).
Наиболее
заметная тенденция последних
традиционных слоев (собственников) и устойчивый рост новых средних слоев (работников по найму). Средний слой придает современному обществу устойчивость и одновременно выступает в качестве динамизирующего фактора, стимулируя социокультурные изменения и инновации.
Средний класс - совокупность социальных слоев, занимающих промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации. Этот класс характеризуется неоднородностью положения, противоречивостью интересов, сознания и политического поведения, вследствие чего многие авторы говорят о нем как о «средних классах», «средних слоях». Различают старый средний класс и новый средний класс5.
Старый средний класс включает мелких предпринимателей, торговцев, ремесленников, представителей свободных профессий, мелкое и среднее фермерство, владельцев небольших производственных фирм. Стремительное развитие технологий и науки, всплеск в формировании сферы услуг, а также всеохватывающая деятельность современного государства способствовали появлению армии служащих, инженеров и т.п., не владеющих средствами производства и живущих за счет продажи своего труда. Они стали представителями нового среднего класса.
Практически во всех развитых странах доля среднего класса составляет 55-60%. Рост среднего класса выражает тенденцию к уменьшению противоречий между содержанием труда различных профессий, городским и сельским образом жизни. Средний класс является носителем ценностей традиционной семьи, что, однако, сочетается с ориентацией на равенство возможностей для мужчин и женщин в образовательном, профессиональном, культурном отношении. Этот класс представляет собой оплот современного общества, его традиций, норм и знаний. Для средних слоев характерен незначительный разброс вокруг центра политического спектра, что делает их и здесь оплотом стабильности, залогом эволюционности общественного развития, формирования и функционирования гражданского общества.
В
современной России средний класс
находится в зародышевом
Заключение
Истоки социального неравенства многие современные ученые видят в природных различиях людей по физическим данным, личностным качествам, внутренней энергии, а также по силе мотивации, направленной на удовлетворение наиболее значимых, насущных потребностей. Первоначально возникающее неравенство обычно крайне неустойчиво и не приводит к закреплению социальных статусов. Пока еще нет реальной модели общественного устройства, в которой бы можно было реализовать полное равенство. Люди от рождения не равны по своим способностям — это не их вина или заслуга. Талант, одаренность — в значительной мере не личное, а общественное достояние, но вместе с тем он имеет право на большее материальное вознаграждение.
Вопрос
о социальном равенстве или неравенстве
может быть решен только относительно
конкретной проблемы, то есть только в
рамках конкретной социальной ситуации,
когда имеется в наличии
Социальный мир делится на различные зоны релевантности, и говорить о равенстве или неравенстве можно только применительно к однородным объектам, т.е. объектам, относящимся к одной и той же зоне релевантности. При этом одни характеристики человека могут быть значимы в одной зоне и незначимы в других. Более того, в каждой отдельной зоне релевантности могут быть значимы несколько характеристик, которые обладают различной степенью релевантности.
По аналогии с «относительно естественным мировоззрением» социальное неравенство можно назвать «относительно естественным состоянием общества»; оно становится «неестественным» (проблематичным), если происходит столкновение различных мировоззрений (представлений об одной и той же ситуации). Именно тогда мы начинаем говорить о дискриминации, несправедливости и т.д. При этом, однако, важно понимать, что нет прямой связи между социальным неравенством и дискриминацией или несправедливостью, эта связь всегда опосредована нашими мировоззрениями.
Социальное неравенство, устанавливаемое в той или иной ситуации по признаку, нерелевантному данной ситуации, несправедливо.
Даже если соблюдены все прочие условия (т.е. если не существует каких-либо внешних препятствий для преодоления неравенства), можно говорить всего лишь о равенстве становиться неравными, но не о равенстве вообще. В таком случае неравенство в обществе сохраняется, хотя при этом оно отражает исключительно различие в заслугах разных людей.
Одним
из возможных путей достижения если
не равенства, то хотя бы справедливого
неравенства, может быть реализация
принципа пропорционального заслугам
распределения позиций в
Возможен
также путь, при котором вопрос
о равенстве представителей разнородных
социальных групп должен быть снят
с повестки обсуждения, и на передний
план должен быть выдвинут вопрос о
равенстве или неравенстве в
каждой конкретной ситуации в зависимости
от степени выраженности релевантных
ситуации характеристик каждого
конкретного человека. Этот путь также
не решает проблему социального неравенства
в полной мере, но при этом устраняется
одна из базовых основ дискриминации
– перенос неравенства из одной
зоны релевантностей в другие зоны.
Список
использованной литературы
Информация о работе Социальное неравенство и социальная стратификация