Социальное проектирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:37, реферат

Описание

Социальное проектирование - вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем.
Важную роль в деятельности социальных сфер играют технологии прогностических исследований и социального проектирования, задачи которых состоят в выработке организационных моделей решений социальных проблем, координация механизмов и их реализации.

Содержание

Введение
Социальное проектирование: сущность, этапы, методы.
Виды социального проектирования.
Роль социального проектирования.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

социальное проектирование.docx

— 31.33 Кб (Скачать документ)
 

Содержание:

   Введение

  1. Социальное проектирование: сущность, этапы, методы.
  2. Виды социального проектирования.
  3. Роль социального проектирования.

   Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Социальное проектирование - вид деятельности, которая имеет  непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем.

Важную роль в деятельности социальных сфер играют технологии прогностических исследований и социального проектирования, задачи которых состоят в выработке организационных моделей решений социальных проблем, координация механизмов и их реализации.

Проектирование  в социальной сфере – проектирование социальных процессов, явлений, технологий, качеств – всегда направлено на внесение изменений в социальную среду человека. В связи с чем, социальное проектирование – это всегда процесс создания чего-то качественно нового. Это теоретическая и одновременно практическая деятельность по внедрению социальных инноваций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Социальное проектирование: сущность, этапы, методы. Прежде чем предпринять какое-либо действие, человек или организация всегда сначала обдумывает несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение.

По своей  сущности проектирование охватывает практически  все сферы деятельности человека и общества, тесно взаимодействуя, с одной стороны, с предвидением и прогнозированием, с другой - с планированием и другими функциями управления.

Проектирование - одна из форм опережающего отражения  действительности, создание прообраза  предполагаемого объекта, явления  или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является такое преобразование объективной действительности, которое связано со стремлением придать ей желаемые свойства и черты.

Социальное  проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

Проектирование, будучи одной из форм выработки и  принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций. Однако социальное проектирование в отличие от планирования в меньшей степени обусловливает, детерминирует другие функции управления, ибо допускает множество вариантов решений, исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Эта задача несколько изменяется, когда речь идет о реорганизации существующих социальных процессов или социальных институтов на принципиально иных основах. В этом случае проектирование направлено на поиск и обоснование таких средств, которые предполагают возможность их воспроизведения или замены в различных ситуациях.

Еще одно отличие заключается в том, что  социальное проектирование может и  не иметь определенных сроков, основываясь  лишь на примерных расчетах, без  строгого временного ограничения.

Отмечая исключительную важность этого процесса, иногда употребляется термин "социальное конструирование". Конструктивная деятельность - это поле творческого освоения социальной действительности. Она базируется на том, что наряду с наиболее вероятной  тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции. Кроме того, обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, который может быть мобилизован для решения данной социальной задачи. И наконец, перспективные цели, близкие по содержанию, могут на каком-то этапе меняться своим положением или одна и та же цель может обеспечиваться различными средствами.

Социальное  проектирование существенно отличается от используемого термина "социальная инженерия", которая стремится конструировать возможные пути развития явления или объекта, исходя из закономерностей той непосредственной среды, процессы которой в первую очередь интересуют проектантов.

Итак, социальное проектирование - это специфическая  деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов.

Проектирование - ответственный этап, требующий  знания законов общественного развития. Оно не должно ориентироваться на субъективные желания и устремления людей, какими бы благими намерениями они ни сопровождались. Избавиться от субъективизма в проектировании можно, только опираясь на научные методы. К ним прежде всего относится использование матрицы идей, когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченности возможностей (в условиях так называемой области свободы).

Существует  и такой метод, как вживание в  роль. Он помогает получить более точное представление о том, что нужно  сделать в процессе проектирования. Это не просто взгляд в проектируемое будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Важным  методом социального проектирования является аналогия. У нас есть эффективно функционирующие предприятия, рабочие  поселки, города, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы. Эти подходы к делу в известных пределах могут служить образцом, эталоном, даже если не все в них в должной степени проработано. Опираясь на такие достижения, беря самое лучшее и освобождаясь от не оправдавших себя идей, социальный проект, созданный по аналогии, может быть использован для конструирования социальных задач и целей.

При подготовке проекта нередко возникает необходимость  принять новое решение, которое  вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти  более рациональный и эффективный способ управления. В этом случае наиболее приемлема  ассоциация, когда решение социальной проблемы в другой сфере общественной жизни подсказывает путь, по которому легче прийти к цели.

Своеобразный  вариант ассоциации в проектировании - это приспособление, когда оправдавший  себя в иной ситуации опыт решения  проблем применяется к интересующему объекту. Метод ассоциации может использоваться через модификацию. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т.е. затрагиваются не только формы, но и существенные, содержательные элементы. Метод ассоциации связан и с устранением прежних принципов функционирования объекта и заменой их новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных. Этот метод называется полной  реорганизацией.

 Метод  ассоциации предусматривает сочетание  приемов приспособления, модификации  и полной реорганизации. Нельзя  забывать и такой момент. В  процессе проектирования возможны  ситуации, не похожие на упомянутые  выше и ставящие принципиально  новые проблемы. В этих случаях  применяется метод мозгового штурма, когда мобилизуется весь имеющийся интеллектуальный запас: объявляется своеобразный конкурс идей, способных значительно продвинуть поиск оптимального решения проблем того или иного проекта. Этот метод, обоснованный в 1939 г. Осборном, связан с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Известен один из вариантов этого метода - метод синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость. Несомненно, учитывая динамизм и сложность многих социальных процессов, необходимо шире практиковать конкурс идей, стремясь при этом избежать влияния на решение славы, заслуг, званий участников конкурса.

Разработка  социального проекта нередко  начинается в условиях известной  неопределенности, отсутствия ясности  в отправных моментах развития процесса или явления. Между тем во всех случаях, будь то формирование нового промышленного узла, города или реконструкция предприятия, требуется последовательность событий, определенная логика.

В основе процесса проектирования лежит анализ общественной потребности. Она может  быть и очевидна, и скрыта, поэтому  этот начальный этап предполагает поиск, связанный с определением ее сущности. Важно, чтобы научная идея отражала действительную потребность общества и соответствовала бы объективным критериям.

На этом этапе проектирования желательно хотя бы в самом общем виде представить  тот резерв времени, который отводится  для выполнения намеченного проекта. На следующей ступени уточняется цель разработки социального проекта: дается характеристика того состояния, какого хотелось бы достичь, исходя из требований общественного прогресса.

Сформулировав цель, приступают к сбору необходимой  информации, обращаясь к любым источникам, включая и научные исследования. Приоритет отдается тем сведениям, в которых зафиксирован современный уровень познания социального процесса. Кроме того, надо принимать во внимание аргументы как "за", так и "против" тех решений, какие имеются в мировой практике.

На базе полученной информации составляется задание  на проектирование и то, каким параметрам оно должно соответствовать. На этой стадии большую роль играют принципиально новые идеи, которые раскрывают пути более эффективного осуществления намеченных целей.

Формулировка  задания рассматривается как  часть концепции, которая может  включать различные варианты решения. Лучше, если эти варианты представлены в виде матрицы, что предполагает отбор наиболее приемлемых, учитывая изменения тех или иных переменных (сроков, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, первоочередности и важности реализации отдельных элементов проекта). Концепция проекта обычно проверяется двояким образом: посредством теоретического анализа и при помощи эксперимента.

На заключительной стадии проектирования принимается  решение. Оно выступает в виде конкретной программы действий, которая в заданных параметрах намечает те или иные средства достижения поставленной цели при наличии определенных ограничений. Решение содержит также возможные варианты, сроки, основные этапы и последовательность операций.

2.Виды социального проектирования. 

  • Социальная  проба -  вид социального взаимодействия, в ходе которого учащийся получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и  осознает опыт своего социального взаимодействия.
  • Социальная практика — процесс освоения, отработки социальных навыков. 
  • Социальный проект — предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего социально значимого продукта.

Проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.

3.Роль социального проектирования. Социальное проектирование связано с созданием условий для эффективной деятельности в той или иной сфере общественной жизни. Особое значение такие проекты имеют для развития трудовой деятельности человека.

Вместе с тем  социальное проектирование в целом  обслуживает не отдельные, а все  стороны деятельности человека. Только при системном подходе возможно наиболее эффективное или оптимальное проектирование общественных процессов и явлений. В том и особенность социального проектирования, что оно направлено на решение таких проблем, которые охватывают в комплексе все социальные аспекты жизни человека и которые целесообразнее всего различать по уровням организации общественной жизни. Именно поэтому социальные проекты могут (и должны) разрабатываться на уровне организации, района, города, области, республики и страны в целом.

Информация о работе Социальное проектирование