Социальное прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:17, контрольная работа

Описание

Цель работы - рассмотреть теоретические аспекты социального прогнозирования. Задачи работы:
1) определить сущность; 2) охарактеризовать методы; 3) обозначить проблемы.
Объект работы - система реализации социального прогнозирования.
Предмет исследования – частные вопросы системы социального прогнозирования и социального проектирования.
В современных условиях умение предвидеть, прогнозировать и спроектировать будущее, а, следовательно, и влиять на социальные процессы становится также одним из самых ценных качеств специалиста.

Содержание

Введение ……………………………………………………………......................3
1. Возникновение социального прогнозирования ……………………………...5
2. Основы социального прогнозирования ………………………………………6
3. Методы социального прогнозирования……………………………………... 9
4. Принципы действия и условия надежности социального
прогнозирования …..…………………………………………………………….12
Заключение ………………………………………………………………………14
Список использованной литературы …………………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

прогнозирование.doc

— 73.00 Кб (Скачать документ)

Самый практикуемый метод  прогнозирования - экспертная оценка.

По мнению Е.И.Холостовой, экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или не системность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл».

Существуют такие сферы социальной жизни, в которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, где отсутствует необходимая и достаточная информация о прошлом.

При экспертной оценке состояния  либо отдельной социальной сферы, либо ее составляющего элемента, либо ее компонентов учитывается ряд обязательных положений, методических требований. Прежде всего - оценка исходной ситуации:

- факторы, предопределяющие  неудовлетворительное состояние;

- направления, тенденции, наиболее характерные для данного состояния ситуации;

- особенности, специфика  развития наиболее важных составных;

- наиболее характерные  формы работы, средства, с помощью  которых осуществляется деятельность.

Второй блок вопросов включает в себя анализ деятельности тех организаций и служб, которые осуществляют эту деятельность. Оценка их деятельности идет по выявлению тенденций в их развитии, их рейтинга в общественном мнении.

Экспертную оценку проводят специальные центры экспертизы, научные информационно-аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты.

Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов:

- определяется круг  экспертов;

- выявляются проблемы;

- намечается план и  время действий;

- разрабатываются критерии для экспертных оценок;

- обозначаются формы  и способы, в которых будут  выражены результаты экспертизы (аналитическая записка, «круглый  стол», конференция, публикации, выступления экспертов).

Итак, социальное прогнозирование  опирается на различные методы исследования, основными из которых являются экстраполяция, моделирование и экспертиза.

 

4. Принципы действия  и условия надежности социального  прогнозирования

 

Эффективность и надежность прогнозов предопределяется многими  факторами, в том числе и соблюдением основных принципов подхода и самого процесса исследования.

К числу важнейших  из них относятся:

- выбор основных факторов  и элементов данной системы,  определение их роли и значимости  в социальной сфере;

- выявление на основе  анализа основных тенденций развития исследуемых процессов (безработицы, социальной защиты и т.д.);

- экстраполяция этих  тенденций на будущее;

- синтез этих будущих  траекторий в настоящих социальных  процессах;

- интеграция с прогнозами  в других сферах общественной  деятельности;

- составление комплексного  многоуровневого прогноза как  в целом, так и по отдельным  процессам и направлениям;

- непрерывная корректировка  прогнозов.

К числу основных условий  надежности прогнозов следует отнести:

а) глубину и объективность  анализа;

б) знание конкретных условий;

в) оперативность, компетентность и быстроту в проведении и обработке  материалов.

Особое значение в  социальном прогнозировании имеет  информация, банк данных статистического  материала.

В теоретико-методологическом отношении необходимо учитывать ряд важнейших положений:

- восприятие социальных  процессов как объективной реальности;

- использование целостного, системного подхода к исследованию;

- исторический детерминизм,  т.е. признание следственно-причинных  обусловленностей данных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее  время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально - экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.

Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. В отрыве от проектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Социальное прогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление, эффективным - проектирование.

Таким образом, социальное прогнозирование с его психологией, математическим аппаратом является важным элементом социальной сферы  жизни, усиления ее научного потенциала и результативности.

Технологии социального  прогнозирования – это незаменимый инструментарий социального предвидения, исследования и решения социальных проблем современного мира. Любое социальное явление изменчиво, оно обладает свойствами стихийного саморазвития. Практическая ценность технологий прогнозирования состоит в том, что составленные прогнозы могут служить примером «отрицательного» варианта развития.

На основе проведенного исследования по теме « современные  методы социального прогнозирования» необходимо сделать следующие выводы:

В процессе систематизированного научно обоснованного прогнозирования  развития социального прогнозирования процессов происходило развитие методологии прогнозирования, как совокупности методов, приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных и эндогенных связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его будущего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн. - СПб., 2001 г. -58с.
  2. Дридзе Т.М. Прогнозное проектирование в социальной сфере как фактор ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса: теоретико-методологические и технологические аспекты. Теоретико-методологические проблемы социального прогнозирования и проектирования в условиях ускорения научно-технического прогресса / Т.М. Дридзе. -  М., 2006г. -127с.
  3. Курбатов В.И. Социальное проектирование / В.И.  Курбатов. - М., 2001г. -74с.
  4. Курс лекций по социально-экономическому прогнозированию / Под ред.  О.С. Пузикова.- Ростов-на-Дону: Рост.гос.строит.ун-т, 2000.
  5. Родионова О.В. Характерные черты социальной функции современного государства / О.В. Родионова // История государства и права//  2007г. -№3.
  6. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учебное пособие / В.М.  Сафронова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 г. - 69 с.
  7. Хакен Г. Принципы работы головного мозга. Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности / Г. Хакен. - М., 2001г. -74-82с.
  8. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса / Э.  Янч. -  М., 2006 г. - 91 с.
  9. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование. – М.: Педагогическое общество России, 2002. - 215 с.
  10. Фахрутдинова А.З. Основы социального прогнозирования. – Новосибирск: СибАГС, 2003. - 168 с.



Информация о работе Социальное прогнозирование