Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 08:34, дипломная работа
Цель исследования: рассмотреть проблему социального сиротства и проанализировать её основные пути решения, определить наиболее перспективные способы профилактики социальной дезадаптации при подготовке их к самостоятельной жизни в обществе.
Задачи исследования:
- Рассмотреть понятие социального сиротства, как социальное явление
- Определить основные технологии для решения проблемы социального сиротства
- Проанализировать особенности проблемы социального сиротства в России
- Исследовать содержание социальной работы по решению проблемы социального сиротства
Проблема социального сиротства в современной России
Актуальность темы Проблема социального сиротства является общечеловеческой. В современных условиях развития общества проблема социального сиротства становится всё более распространённой. И рассматривается не в отдельных случаях, а как особое явление современного социума.
Родительский дом, семья становятся гарантами стабильности и надёжности в изменчивом мире. Однако в современных условиях многие семьи не смогли адаптироваться и сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился нравственно-психологический климат в семейной сфере и в обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, экономические трудности, увеличение количества новорожденных детей с патологиями – всё это привело к обострению такой актуальной проблемы, как социальное сиротство.
Актуальность проблемы заключается в том, что дети, оставшиеся без попечения родителей, не могут быть изолированы от общества. Реформирование нашего общества в значительной степени обострило социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на наиболее уязвимых его категориях. Несовершеннолетние наиболее болезненно переживают последствия глубоких перемен в сфере нравственных ценностей и социальных ролей, они в большей степени, чем взрослые, испытывают трудности в деятельности, общении и самоопределении, что осложняет их личностное развитие в социуме.
Кризисное состояние общества, привело к резкому падению уровня материального и нравственного благополучия семьи, вызывая рост количества сирот при живых родителях, — так называемых социальных сирот. Это явление, свидетельствует о кризисе института семьи, негативном влиянии социума на формирование личности ребенка в социальном, духовно-нравственном, интеллектуальном и физическом аспектах его индивидуального развития. В условиях экономической и политической нестабильности общества проблема адаптации и социализации детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает практическую актуальность. Острота этой проблемы обусловлена, с одной стороны увеличением числа детей данной категории, а с другой - неэффективным функционированием системы социальной поддержки, которая в основном на учет первичных потребностей социальных сирот.
Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее[1].
В России проблема социального сиротства поставлена остро. Каждый 100-ый ребенок живет и воспитывается в интернатной системе. Для 200 000 детей домом вынужденно является сиротское учреждение. Сейчас в стране существуют более 2000 сиротских учреждений, 1500 социальных учреждений и около 1400 специальных коррекционных школ-интернатов, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В РБ на сегодняшний день в республике насчитывается 19200 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них под опекой и попечительством находится 11673, в приемных семьях – 2038, в патронатных - 722, усыновлены - 2259, в детских домах - 1075, в домах ребенка - 347, в приютах – 386. В целом, число сирот составляет примерно 2,2% от общего количества детского населения республики.
- Из 19200 маленьких граждан, оставшихся без попечения родителей, более 80% являются социальными сиротами. Это те дети, у которых есть мамы и папы, но лишенные родительских прав за неисполнение своих обязанностей, - говорит Уполномоченный по правам ребенка в Республике Башкортостан Лилия Гумерова.[2]
К сожалению, количество «социальных» сирот – детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых каждый год, почти не уменьшается. Для решения проблемы необходима грамотная политика государства в вопросах защиты детства, а также активное участие общественности в благотворительности в пользу детей-сирот и нуждающихся семей с детьми.
Степень научной разработанности темы.
Важную роль в раскрытии темы исследования сыграли работы, посвященные анализу причин социального сиротства в РФ – Дети-сироты в России, Семеновой Г.В; различные аспекты организации практической основы социальной работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей заложены в работах следующих авторов: Белопольской Н.Л., Выгодского Л. (психическое и социальное развитие детей и подростков)[3], Варывдина В.А., Клемантовича И.П., Зубковой Т.С., Тимошиной Н.В., Климантовой Г.И., Михеевой Л.Ю., Пчелинцевой Л.М. (исследование системы социальной защиты детства)[4], Буяновой М.О., Гогоевой А.В., Меновщикова В.Ю., Савина А.Н., Зарембо Т.Ф. (организация профилактической и реабилитационной работы) .
В современном социуме общественное сознание переживает радикальные изменения в отношении проблем социальных сирот, постигая необходимость их социализации, восстановления нарушенных социальных связей ребёнка с обществом. В работах И.Ф. Дементьевой, И.Б. Назаровой, Л.И. Смагиной, Л.Ф. Сенкевич идёт рассмотрение данной проблемы. А.С. Подофёдова, Р.Н. Кедярова, Н.С Поспелова в своих работах рассматривают истоки социального сиротства и средства его предупреждения.
В научной литературе обсуждается проблема психического развития детей, находящихся в условиях дефицита общения с близкими людьми. Данная проблема рассматривалась в работах таких учёных как: Б.Г. Ананьева, М.И. Буянова, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин. Значительный интерес представляют работы А. Маслоу, М. Мид, З. Матейчик, отражающие процессы социальной адаптации личности; Э. Гофмана, основоположника теории стигматизации, с помощью которой можно рассмотреть характер социального отношения к социальному сиротству; П. Бергера и Т. Лукмана, описавших механизм социального обеспечения и, одновременно, социального контроля над социальными сиротами; аномалии социального развития детей, воспитывающихся без родителей, рассматриваются М. Раттер.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи. Как социального института, изменение её социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции, что в свою очередь становится одним из источников социального сиротства. Данная проблема рассматривается в работах Н.А. Дробышевской, Ю.С. Жирова, Ф.И. Храмцовой, В.Г. Бочаровой, В.И. Брутман, В.Д. Москаленко, С.Н. Крыгина, В.И. Лопаткина, П.Б. Тезенкова, Е.Р. Ярская-Смирнова, О.А. Дорожкина, О.И. Лебединская и другие.
Семейное неблагополучие как социально-экономическая проблема современной России Е.И.; Шохиной Е.А., Кирилиной В.Н.. Типологизация форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отражены в научно-практических работах: Ершовой Н.М.; Алексеевой Л.С.; Павленка П.Д. Важное значение для целей проводимого исследования, имеет научная литература по социальной политики и постинтернатной адаптации, работы: Зарецкого В., Дубровской М., Ослона В., Холмогоровой А.; Дементьевой И.Ф.; Ослона В.Н. Работы этого направления определяют подходы к анализу управления социальными проблемами и пути их решения на основе адаптации детей-сирот к новым социально-экономическим условиям, а также служат теоретико-методологической базой исследования.
Среди трудов зарубежных социологов, выступающих в качестве теоретико-методологической основы социологического анализа проблем социальной адаптации детей-сирот, важное место занимают концепции аномии (Э. Дюркгейм), девиации (Р. Мертон), социальной мобильности (П.Сорокин). Они позволяют выявить причины этого явления в трансформирующемся обществе, условия и возможности адаптации в нем детей, оставшихся без попечения родителей.
К историческому опыту решения проблемы призрения детей-сирот обращаются и современные исследователи A.M. Нечаева, В.Г. Бобровников, Л.В. Бадя, Е.А. Горшкова, В.Н. Егошина, Н.В. Елфимова, В.В. Беляков, Н.Е. Смоленская.
Региональная специфика социального сиротства отражена в публикациях ряда дальневосточных исследователей А.Г. Петрынина, А.М Печенюка, Л.В. Кашириной, которые анализируют социально-педагогические, психолого-педагогические условия и причины данного явления.
Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники интернатных учреждений.
Предмет исследования: социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цель исследования: рассмотреть проблему социального сиротства и проанализировать её основные пути решения, определить наиболее перспективные способы профилактики социальной дезадаптации при подготовке их к самостоятельной жизни в обществе.
Задачи исследования:
- Рассмотреть понятие социального сиротства, как социальное явление
- Определить основные технологии для решения проблемы социального сиротства
- Проанализировать особенности проблемы социального сиротства в России
- Исследовать содержание социальной работы по решению проблемы социального сиротства
- Рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Теоретико-методологическую основу исследования составляют научно- методические подходы к проблеме детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, таких исследователей как Холостова Е.И., Выгодский Л. и др.; по социальной политики и постинтернатной адаптации, работы: Зарецкого В., Дубровской М и др. Работы этого направления определяют подходы к анализу управления социальными проблемами и пути их решения, на основе адаптации детей-сирот к новым социально-экономическим условиям, а также служат теоретико-методологической базой исследования.
Принципы системности, комплексности и метод анкетирования.
Эмпирическая база: основные труды отечественных и зарубежных исследователей по данной проблеме, официальные статистические данные, результаты собственных социальных исследований.
Теоретическую значимость составляют основные результаты и выводы по проведённому исследованию, которые могут быть использованы для дальнейшего научного исследования проблемы социального сиротства.
Практическое значение работы заключается в том, что основные результаты работы могут быть использованы в практической деятельности специалистов, работающих по этой проблеме, использованы при подготовке специалистов по социальной работе, в процессе преподавания тех или иных дисциплин.
[1] Социальные науки и социальное образование (научная школа члена-корреспондента РАН В.И. Жукова). – М., 2004. С.47. (Сер.: Научные школы МГСУ).
[2] www.mkset.ru
[3] Детская патопсихология. Хрестоматия / Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когнито – Центр, 200. – 351; Выгодский Л.
[4] Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192; Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 192.