Социально-психологическая адаптация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:21, реферат

Описание

Под адаптативной способностью понимают способность человека
приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим )среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.
Повышение интереса к проблеме социально-психологической адаптации и все более активное изучение этой темы в русле социальной психологии обусловлено интенсивными изменениями, происходящими в современном обществе.

Работа состоит из  1 файл

Адаптация6.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Под адаптативной способностью понимают способность  человека

приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим )среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.

Повышение интереса к проблеме социально-психологической адаптации и все более активное изучение этой темы в русле социальной психологии обусловлено интенсивными изменениями, происходящими в современном обществе. Неустойчивость и, часто, непредсказуемость социальных процессов предъявляет повышенные требования к личности. В настоящее время проблема адаптации является одной из ключевых проблем, которой необходимо, с одной стороны, соответствовать социальным требованиям, с другой - сохранять внутреннюю стабильность и равновесие.

Социально-психологическая  адаптация - это сложный, многоуровневый процесс взаимодействия личности и окружающей среды, в результате которого происходят внутриличностные изменения, отражающиеся на взаимодействии индивида с окружающей средой. Социально-психологическая адаптация подразумевает как усвоение определенных социальных норм, правил, так и формирование личностных качеств, ценностей, обусловленных новой социальной ситуацией[2].

Проблема адаптации  исследуется много и довольно широко. Большое внимание в психологии, социологии, медицине и других отраслях научного знания уделяется и рассмотрению проблемы адаптации студентов, вопросу эффективности подготовки будущих  специалистов.

 

 

 

ГЛАВА 1. Типы и формы адаптации

В адаптации  условно выделяют 3 типа: физиологическую, социальную и биологическую.

Социальная  адаптация студентов в свою очередь  делится на :

а) профессиональную адаптацию

б)  социально-психологическую

Профессиональная  адаптация - это приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебно-воспитательного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе.

Социально-психологическая - это приспособление индивида к группе и взаимоотношениям к ней, выработка собственного стиля поведения.

Кроме того, исследователи различают 3 формы адаптации студентов к образовательным условиям:

  1. формальную адаптацию
  2. общественную адаптацию
  3. дидактическую адаптацию

Формальная  адаптация - это познавательно-информационное приспособление студентов к новому окружению, к структуре образовательного учреждения, к содержанию обучения в нём, к предъявляемым требованиям и своим обязанностям.

Общественная  адаптация - это процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом.

Дидактическая адаптация - это подготовка студентов к новым формам и методам учебно-воспитательной работы образовательного учреждения [ 5 ].        

 

 

ГЛАВА 2.Психологические проблемы адаптации студентов в процессе обучения в ВУЗе

 

Адаптация личности студента к обучению – это сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс.

С первых же дней своего пребывания в вузе, студент встречается с  новой структурой учебного заведения, с новым коллективом людей, с новой системой обучения , новой непривычной для себя методикой преподавания, инновационными технологиями ,нетрадиционными методами и формами обучения, а также новыми требованиями к нему со стороны преподавателей.

Известно, что  в процессе развития личности будущего специалиста особую роль играет начальный  этап обучения в вузе. Сложность его заключается в том, что у студента происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности, осваиваются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы и формы межличностных связей и отношений. И чем эффективнее пройдет адаптация студентов к вузовскому обучению, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах [4].

Некоторые исследователи  выделяют следующие этапы адаптации студентов: физиологическая адаптация к учебному процессу (занимает около 2 недель), психологическая адаптация (длится до 2 месяцев), социально-психологическая адаптация (продолжается до 3 лет) .

Если процесс  адаптации не происходит вовремя, то развитие неудовлетворенности обучением в ВУЗе и нарушений психических функций (мышление, внимание, память, восприятие) происходит по принципу усиливающей обратной связи: чем больше накапливается нарушений, тем больше они усугубляют процесс дальнейшей дезадаптации. Начинаются нарушения со стороны здоровья. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам [1].

 На сегодняшний  день остро стоит проблема  социально-психологической адаптации  студентов в вузе в силу следующих причин: во-первых, абитуриент после зачисления становится представителем особой социальной группы - студенчества, но далеко не всеми студентами осознается значимость данной социальной роли. Во-вторых, студенту необходимо актуализировать готовность к перестройке своей учебной деятельности по сравнению с обучением в школе, но в большинстве случаев это сложно для тех студентов, которые в общеобразовательной школе не могли продемонстрировать умения учиться, размышлять, строить отношения с преподавателем. Кроме того, процесс социально-психологической адаптации осложняется такими факторами, как наличие большого количества свободного времени, не контролируемого ни преподавателями, ни родителями; возможность самостоятельно выбирать и посещать спецкурсы (по выбору); многоплановость студенческой жизни и т.д.

У студента первого  курса формируется иное, чем у  школьника, отношение к учебному процессу. Студентам-первокурсникам трудно научиться рационально планировать  свое время. Переход от одной учебной системы к другой требует от  первокурсников перестройки, приспособления к новым условиям, системе опроса и др. А для этого студенту нужно приложить много усилий и потратить достаточно большое количество времени.

Возникают трудности, связанные с продолжительностью учебных занятий.

В настоящее  время проблема адаптации студентов  на начальном этапе профессиональной подготовки занимает одно из центральных  мест в психолого-педагогических исследованиях. Это обусловлено тем, что система  образования в вузе оказалась неподготовленной к трансформациям общественной жизни, когда одни только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации вчерашних школьников [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.Условия успешной социально-психологической адаптации  студентов

Эффективность, успешность обучения во многом зависит  от возможностей студента освоить новую  среду, в которую он попадает, поступив в вуз, успешная и быстрая адаптация к новым для него условиям.

 Процесс адаптации зависит также и от качества помощи, которое оказывается студентам со стороны преподавателей и сотрудников ВУЗа.

Здесь важным является всё: и профессиональные знания, и  методика преподавания, и коммуникативная  компетентность, и добросовестность преподавателя. Умение эмоционально поддержать студентов, доступно объяснить непонятный материал, заинтересовать их своим предметом и своей личностью, поддержать стремление к научно-исследовательской деятельности – всё это составляющие профессионального мастерства преподавателя вуза [2]. 

 

Для студента адаптация - это, прежде всего, самоактуализация в образовательной среде, представителем которой он является. Эффективность адаптивного поведения студента зависит не только от его способностей, но и от системы мотиваций, которая формируется в процессе его обучения. Основная задача психологов-педагогов и администрации вуза — сосредоточить свои усилия на формировании и оценке мотиваций. Мотивацию в первую очередь определяют личные ценности, социальные и политические убеждения и мнения, а также представления о том, какое место он сам и другие занимают в обществе.

Особенность вуза как среды адаптации заключается  в том, что высшая школа представляет собой особую социально-психологическую  среду, попадая в которую, абитуриент вынужден расстаться с привычными для него реалиями и привыкать к новым условиям. Успешность адаптации студента зависит от двух основных факторов — от особенностей индивида и от особенностей образовательной среды. Помимо предоставления для абитуриента нового социального пространства, вуз формирует в своих студентах способность к адаптации в новых для них условиях, подготавливая своего будущего выпускника к эффективной деятельности в соответствующей профессиональной области [3].

Адаптация к  вузу требует мобилизации и психических, и физических сил человека, требует напряжения, активизации всех его возможностей. Коммуникация, общение также очень важны для успешной адаптации студента к вузу, т.к. обучение происходит не в вакууме, а в группе; студент учится не сам по себе, а в новом вузовском обществе (сокурсники, преподаватели, администрация). И это общество, несомненно, является значимым для студента, оно, даже если сам человек этого не хочет или не осознает, оказывает на него огромное влияние своим отношение, своими требованиями, нормами, традициями. Поэтому очень важно знать насколько уютно и комфортно чувствует себя первокурсник в новой социальной среде [1].

В целях ускорения и усовершенствования адаптации первокурсников к обучению в вузе необходимо:

-создавать условия для познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, структуре высшей школы, содержанию обучения в ней, её требованиям, своим обязанностям;

-знакомить с содержанием профессиональной подготовки в вузе для формирования положительного отношения к выбранной специальности;

-способствовать процессам внутренней интеграции групп студентов-первокурсников и объединению этих групп со студентами других курсов факультета и института;

-готовить студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе [4]. 

Чем студент успешнее адаптируется к новым социальным условиям, к  новому коллективу, к новым нормам и ценностям студенчества как  социальной группы, тем он больше накапливает  личного опыта для дальнейшей профессиональной деятельности, неизбежно связанной с очередным этапом социально-психологической адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одним из важнейших  факторов успешной подготовки в вузе является личностная и социально-психологическая  адаптация. В процессе адаптации  происходят изменения во внутреннем мире личности. Изменяются, прежде всего, привычные представления о содержании предстоящей ведущей деятельности, об особенностях новой социальной микросреды. 
Процесс адаптации весьма сложен, так как современная жизнь предъявляет к выпускникам школ ряд важных требований: необходимость быть конкурентоспособными на рынке труда, обладать высокой социальной мобильностью, большой социальной ответственностью, способностью принимать самостоятельные решения экономического, юридического и нравственного характера.

Успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в вузе - залог  дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста. 
Способность адаптироваться, преодолевать трудности, найти свое место в жизненном пространстве является решающим фактором успешного развития молодого человека, а в будущем – специалиста с высшим образованием.

 

 


Информация о работе Социально-психологическая адаптация