Социально-психологический портрет предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:53, реферат

Описание

Изучение модели экономического поведения предпринимателя, его отдельных компонентов. Учет интеллектуальных и психологических особенностей предпринимателя.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Феномен предпринимательства: сущность, функции, задачи ……………...5
2. Особенности предпринимательства в России и за рубежом………………...9
3.Основные социально-психологические черты российских предпринимателей (по материалам социологических исследований) ………………..………15
Заключение ………………………………………………………………………19
Список литературы ……………………………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

реферат1.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

Что же касается малого предпринимательства России, то его приходится трактовать как сравнительно новую форму хозяйственной деятельности небольших по численности занятых и масштабу оборота предприятий, а также деятельности индивидуальных предпринимателей, организованную по различным мотивам за счет собственных ресурсов или средств крупных предприятий (учредителей), при весьма неоднозначном отношении населения.

Для этой формы характерны:

1) редкое использование начального заемного капитала;

2) высокие административно-управленческие издержки;

3) слабое задействование преимуществ быстрого перепрофилирования;

4) диспаритетные (зачастую - просто дискриминационные) отношения с посредниками по сбыту продукции;

5) исключительно сильная зависимость от местной власти и от местного рынка;

Российскому малому бизнесу свойственны и существенные региональные различия в отраслевой структуре, масштабах и в других параметрах. При этом он явно недостаточно охвачен официальными статистическими наблюдениями.

Указанные особенности требуют если не обязательного учета при разработке общих условий господдержки российского малого бизнеса, то хотя бы ясного их осознания как реальности. А их игнорирование или недостаточный учет - один из основных факторов замедления [6, 97].

Максимум производительности труда в малом бизнесе типичен для регионов, где преобладают малые предприятия промышленности, строительства и транспорта. На уровне федеральных округов это, действительно, так: наибольшие показатели выработки отмечены в Уральском (146,6 тыс. руб. продукции на одного занятого) и Дальневосточном (136,9 тыс.) округах с высокими долями в отраслевой производственной структуре промышленного и строительного комплексов. В то же время на уровне отдельных регионов (субъектов РФ) ситуация иная: она определяется огромными различиями в выпуске продукции однопрофильными малыми предприятиями с примерно равной численностью занятых.

Наибольшие объемы оборота розничной торговли и общественного питания в расчете на одно малое предприятие свойственны регионам, особо удаленным от экономического центра страны.

Во многих регионах сложившаяся отраслевая структура деятельности малых предприятий вроде бы не поддается объяснению на основе факторов, традиционно характеризующих региональные различия. В ряде случаев создается впечатление, что процесс формирования отраслевой структуры проходит чисто стихийно, не укладываясь в какую-либо экономическую логику. Проще всего это было бы связать исключительно с несовершенством статистического учета, объясняющим подчас самые невероятные значения показателей деятельности малых предприятий в регионах (особенно это касается автономных округов). И все-таки анализ, в конечном счете, позволяет выделить здесь некие закономерности, характеризующие параметры дифференциации.

Самая большая концентрация предпринимательства в мировом масштабе относится к сельскому хозяйстве, затем к торговле, сфере услуг, строительству и промышленности

              Если рассмотреть развитие предпринимательства РФ по структуре, то наибольший удельный вес занимают предприятия предпринимательства в сфере торговли и общественного питания - 44 %, на долю которых приходится почти половина численности занятых в малом предпринимательстве.

На втором месте - промышленные предприятия (19 %), на третьем - строительство (12 %). Остальные отрасли составляют от 2,5 до 0,1 % по всем показателям [6,101].

Использование производительных систем, позволяющих ускорить переналадку производства, смогло изменить правило, связанное с экономией на масштабах, дало возможность сократить цикл жизни изделий, производить продукцию для специализированных рынков. Малые фирмы все чаще достигают экономии на масштабах, используют принцип кооперации и разделения труда благодаря объединению в тесно кооперирующиеся группы самостоятельных компаний.

Приоритетными направлениями дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства являются поддержка инновационных и экспортных предприятий, совершенствование системы управления предприятиями и повышение их устойчивости для повышения их конкурентоспособности на мировых рынках.


3. Основные социально – психологические черты российских

предпринимателей

 

Определение предпринимательства акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей комплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко.

Современные отечественные социологи отмечают сложность явления и многообразие условий успеха предпринимательства. Он может быть достигнут вследствие действия одного или нескольких факторов, обстоятельств, причин и быть результатом достаточно разных форм поведения. На достижение предпринимательского успеха могут повлиять:

– простое везение (оказался случайно в нужное время в нужном месте и при этом сумел не упустить шанс);

– активный поиск «того самого выигрышного варианта» с использованием метода проб и ошибок;

– компетентный расчет различных комбинаций и выбор оптимального варианта на основе теоретических изысканий;

– получение и использование в благоприятное время конфиденциальной информации или ресурса другого вида;

– использование собственных уникальных способностей, опыта, компетентности в качестве товара, дающего доход [8, 14].

Характерные черты экономического поведения предпринимателя можно представить через определенную модель, которая выражает основные самые типичные закономерности и тенденции предпринимательского поведения.

Экономическое поведение предпринимателя характеризуется:

– энергичностью и инициативностью, которые опираются на правовые гарантии экономической свободы, свободный выбор вида, форм и сферы хозяйственной активности, методов ее осуществления;

– компетентностью и умом; предпринимательская деятельность дает возможность наиполной мерой реализовать творческий потенциал человека, она способна к принятию нестандартных решений, правильно оценивает ситуацию при значительном отсутствии информации;

– умением подбирать себе «команду» и руководить ею, направлять и организовывать эффективную работу своих коллег, давать им возможность обеспечить своим трудом собственную независимость; предприниматель подчиняет своих товарищей высокой деловитостью и динамизмом;

– умением рисковать; самостоятельно принимая решение, предприниматель материально отвечает за их последствия; во всех своих достижениях он обязан только себе самому; взлеты и падения в предпринимательской деятельности неминуемы;

– стремлением к лидерству и конкуренции; предприниматель способен повести людей за собой во имя дела и успеха; для достижения результата он готов к полного изнеможению в работе;

– направленности и инновации; предприниматель - новатор, который для достижения коммерческого успеха при минимальных затратах всегда ориентируется на внедрение новинок техники и технологии организации и регламентации труда [4, 65].

Именно типичные характеристики предпринимателя, как социального слоя в современном обществе, составляют один из важнейших компонентов предметной области экономической социологии. Если свести воедино все эти характеристики, тогда получим социальный портрет предпринимателя. В таком портрете должны найти воплощения следующие типичные черты социального портрета предпринимателя:

1) владение или распоряжение капиталом;

2) предприимчивость;

3) инициативность

4) ответственность;

5) способность и готовность к риску;

6) нацеленность на инновацию;

7) предпринимательский дух;

8) свобода предпринимательства;

9) неудержимое стремление к прибыли [9, 37].

К важным для психологического портрета предпринимателя качествам относятся:

– в интеллектуальном блоке: компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление;

     – в коммуникативном блоке: талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения;

    – в мотивационно-волевом блоке: склонность к риску; внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи.

Психологический портрет предпринимателя выделяет личностные черты, отличающие его от других людей. Зарубежные и отечественные авторы единодушны относительно ряда черт, характерных для предпринимателя. Это творческая экономическая активность, принятие риска, общительность, стремление к самореализации, стрессоустойчивость и др. Имеется и ряд отличий, позволяющих выделить особенности отечественного предпринимателя в сравнении с зарубежным. Это слабая включенность в социум, низкая оценка полезности его деятельности со стороны социума, невысокая оценка нравственных качеств предпринимателя со стороны социума и т.п. [8,12].

Итак, отличительными чертами предпринимателя являются самостоятельность, ответственность, рискованность, инициативность, склонность к творчеству, новаторству. Предпринимательство рассматривается как деятельность, определена ее структура, выделены основные черты и общественные функции. Это позволяет дать определение предпринимательства с точки зрения деятельности. Предпринимательство — это новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемых предпринимателями, обладающих редкими способностями, которые позволяют нести бремя отличительных черт этой деятельности и развивающих экономику функций с целью получения прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Заключение

 

Безусловно, модель экономического поведения предпринимателя, его отдельные компоненты меняются и эволюционируют, зато определяющие черты остаются неизменными.

Предприниматели - это люди, которые своим трудом в организации и управлении производством обеспечивают развитие общества. Частное предпринимательство в перспективе займет в нашей жизни все больше места. Именно предприниматели являются той социальной силой, которая может обеспечить расцвет экономики.

Предпринимательство представляет собой не только особый вид экономической деятельности, но и определенный образ мышления, стиль и тип поведения. Экономическое поведение предпринимателей определяет характер их взаимодействия с потребителями, деловыми партнерами, конкурентами, государством, специфику деятельности в целом. Оно вобрало в себя особенности рыночных отношений, взаимосвязей между отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами.

Отличительными чертами предпринимателя являются самостоятельность, ответственность, рискованность, инициативность, склонность к творчеству, новаторству.

Индивидуализм и рациональность, способность максимизировать собственную выгоду в условиях ограниченности ресурсов и склонность к конкуренции скорее ассоциируются с поведением предпринимателей, чем, например, потребителей или наемных работников. Безусловно, экономическое поведение предпринимателей не свободно от влияния исторических, культурных, демографических, социально-психологических факторов. От ряда факторов внешней среды, от того, каковы существующие в обществе обычаи и институты (зависит степень развития предпринимательства в целом, а также преобладание положительных или отрицательных черт в экономическом поведении предпринимателей.

Список литературы:

1. Болдышева Н.О. Предпринимательство иммигрантов в США: уроки для России? // Социологические исследования. 2005. №8. С. 51-54.

2. Ващекин Н.П., Королева С.И. Субъекты малого предпринимательства в торговле // Социологические исследования. 2001. №6. С. 77-84.

3. Верховин В.И., Кононов И.Ф. Феномен предпринимательского поведения //Социологические исследования. 1995. №8. С. 62-68.

4. Готлиб А.С., Зеленова Г.С. Становление маркетинговой ориентации отечественных предпринимателей //Социологические исследования.  1995. №8.

С. 62-68.

5. Душацкий Л.Е. Взаимодействие предпринимателей с условиями среды // Социологические исследования. 1998. №1. С. 68-72.

6. Ковалев В.А., Кротов П.П. Региональная власть и бизнес: проблемы взаимодействия //Социологические исследования. 2004. №7. С. 95-104.

7. Лобызенкова В. О модели региональных ассоциаций женщин-предпринимателей в сфере малого бизнеса // Власть. 2009. №1. С. 69-71.

8. Модель И.М., Модель Б.С. Профессиональная культура предпринимателя // Социологические исследования. 1997. №10. С. 10-15.

9. Перепелкин О.В. Российский предприниматель: штрихи к социальному портрету //Социологические исследования. 1995. №2. С. 35-40.

10. Радаев В.В. Экономическая социология: Учебное пособие.- М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. – 601с.

11. Рысь Ю.И, Степанов В.Е. Социология: Учебник.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.- 518 с.

12. Силласте Г.Г. Экономическая социология: Учебное пособие.- М.: Гардарики,2005.-383с.

13.Сухарева А.И. Экономическая социология: Учебное пособие.- Саранск: Издательство Мордов. ун-та, 2008.-304с.

 

 

15

 

Информация о работе Социально-психологический портрет предпринимателя