Социально-психологический портрет предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:29, сочинение

Описание

Главной особенностью жизни современного предпринимателя является непропорциональное разрастание деловой сферы жизни за счет других сфер - дома, семьи, дружеских отношений, увлечений, образования, культурного развития, досуга и пр. Рабочий день такого человека нередко достигает 13—14 часов в сутки. Однако дело не в его величине, а в той захваченности, одержимости работой, которая начинает определять весь психический склад личности, мотивацию, стиль поведения

Работа состоит из  1 файл

Социалогия_2.doc

— 29.00 Кб (Скачать документ)
 

Кафедра социологии и политологии 
 
 
 

Эссе

по дисциплине «Социология» 
 
 

    Тема:  Социально-психологический портрет предпринимателя 
     
     

     Социология  изучает взаимоотношения людей, социальных групп, а знание психологии помогает найти подход к людям. На этой основе я попытаюсь создать социально-психологический портрет современного предпринимателя.

     Главной особенностью жизни современного предпринимателя  является непропорциональное разрастание  деловой сферы жизни за счет других сфер - дома, семьи, дружеских отношений, увлечений, образования, культурного развития, досуга и пр. Рабочий день такого человека нередко достигает 13—14 часов в сутки. Однако дело не в его величине, а в той захваченности, одержимости работой, которая начинает определять весь психический склад личности, мотивацию, стиль поведения. Работа становится своего рода сверхценным образованием, она не только оттесняет другие стороны жизни, но поглощает их, заменяя собой всю полноту жизни. Учитывая этот факт, необходимо, прежде всего,  рассмотреть объективные и психологические особенности трудовой деятельности предпринимателя, а затем их влияние на другие сферы жизни.

     Сегодняшний предприниматель работает в обстановке экономической и финансовой нестабильности, быстро меняющегося законодательства, коррумпированности чиновников и в целом повышенной криминогенности, что создает постоянную ситуацию риска. Под угрозой часто оказывается не только собственность и экономическое благополучие человека, но и сама жизнь. Такие условия порождают характерный психологический конфликт: с одной стороны, эмоциональная и социальная ситуация предпринимателя часто становится экстремальной и потому должна полностью контролироваться, с другой — количество динамически меняющихся факторов столь велико, что строгому рациональному учету и контролю они не поддаются. "Контроль жизненно важен - контроль невозможен" - это противоречие оказывается мощным источником психологического напряжения.

     Социально-психологическая  ситуация, в которой находится  современный деловой человек, формирует  у него следующие психологические особенности:

     - рационалистичность - стремление все просчитать, предусмотреть, учесть, переоценка роли своего интеллекта, знаний, технологии;

     - недоверчивость - восприятие мира как ненадежного, часто прямо враждебного, гиперконтроль и подозрительность в отношении сотрудников и партнеров по бизнесу;

     - автономизация - прямое следствие недоверия. Закрытость, замкнутость, резкое ограничение неформальных, дружеских связей и свободы пространственного передвижения (это наиболее характерно для наиболее успешных предпринимателей, пользующихся услугами телохранителей);

     - агрессивность - склонность к решению проблем силовыми методами без поиска взаимных компромиссов, подверженность гневным, аффективным вспышкам во взаимоотношениях с персоналом;

     - авторитарность - преобладание авторитарного стиля руководства, распространяющегося и на другие жизненные отношения;

     - амбициозность, некритичность - коммерческий успех порождает завышенную оценку, чувство собственной незаменимости, болезненное восприятие любых попыток критики в свой адрес;

     - экстрапунитивность - склонность искать причину неудач в обстоятельствах или окружающих, но не в самом себе;

     - суеверно-мистическая настроенность - парадоксальное сочетание чрезмерного рационализма и веры в приметы, гадания, порчу, астрологические прогнозы и т. д., которое объясняется отмеченной выше невозможностью полного интеллектуального контроля над социальной, деловой и жизненной ситуацией. Бизнесмену легче признать влияние иррациональных сил, чем свою неспособность рационально осмыслить ситуацию.

     В своей деятельности предпринимателю  приходится общаться с разными людьми. Люди для него делятся на поставщиков  и покупателей (клиентов), а также  своих работников и ко всем нужен  свой подход, а психология – это наука, которая помогает понять и найти свой подход к каждой из этих категорий людей.

     Экономическое поведение предпринимателей определяет характер их взаимодействия с потребителями, деловыми партнерами, конкурентами, государством, специфику деятельности в целом. Оно вобрало в себя особенности рыночных отношений, взаимосвязей между отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами.

     Предпринимательство - это инициатива, связанная с  риском, экономическая деятельность с целью осуществления инноваций и достижения высокого социально-экономического эффекта начатого дела.

     Предприниматели - это люди, которые своим трудом в организации и управлении производством  обеспечивают развитие общества.

     В социологическом аспекте предпринимателя  можно представить по-разному - это не только человек, обладающий определенным социальным статусом и исполняющий в обществе некую функцию, это еще и вид социального поведения, тип личности, что обладает определенными умениями и навыками, наконец, предпринимательство есть определенная культурная форма.

     В таком портрете должны найти воплощения следующие типичные черты социального  портрета предпринимателя:

1) владение  или распоряжение капиталом;

2) предприимчивость;

3) инициативность

4) ответственность;

5) способность  и готовность к риску;

6) нацеленность  на инновацию;

7) предпринимательский  дух;

8) свобода  предпринимательства;

9) неудержимое  стремление к прибыли.

     Социальный  успех предпринимателя в немалой  степени зависит от того, с какой  установкой приходит он в сферу предпринимательства: является ли это делом их жизни или носит случайный, а то и вынужденный характер. Мотивация их выбора – внутреннее желание стать предпринимателем, интерес к этому виду деятельности.

     Предприниматели осваивают многие сферы проявления деловой профессиональной активности, но именно бизнес с его динамикой способен в сравнительно кратчайшее время обнаружить способность к психологическому мониторингу.

     Предприниматель всегда имеет особый взгляд на вещи, способность выделять наиболее важные моменты действительности и реально их оценивать. Он стремится к свободе и самореализации.

     Функции предпринимателя:

    • Социально-экономическая:
      • Управление капиталом с целью получения прибыли;
      • Обеспечение роста эффективности производства;
      • Структурная перестройка экономики;
      • Регулирующая роль рынка;
      • Усиленная конкуренция;
      • Принятие экономических рисков;
      • Поиск и внедрение экономических инноваций;
      • Стабилизация рыночной системы и поддержка рыночных отношений.
    • Социально-политическая:
      • Трансформация социально-культурного общества;
      • Перераспределение общественного богатства, доходов и политической власти экономическим путем;
      • Противодействие застою социально-политической системы;
      • Создание инноваций общества;
      • Создание возможности для преобразования экономического капитала в политический.
    • Социально-культурная функция:
      • Обеспечение роста национального дохода и создание условий для подъема общественного благосостояния;
      • Обеспечение занятости населения;
      • Самореализация личности;
      • Воспроизводство предпринимательской субкультуры.
 

Всё это  помогает понять социально-психологический портрет предпринимателя.

Информация о работе Социально-психологический портрет предпринимателя