Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:02, контрольная работа
Целью работы является изучить возникновение социальных организаций, деятельность которых направлена на реализацию собственной деловой активности.
Цель, объект и предмет исследования определили задачи исследования:
1. изучить понятие организации как социальной системы, проанализировать ее свойства, признаки и цели;
2. рассмотреть структуру организации;
3. выявить особенности управления социально-экономическими организациями;
4. показать оценку успешности развития организации;
Введение.
Цель работы
1. Определение социальной группы. Основные признаки социальной группы.
2. Первичные и вторичные группы. Референтная группа.
3. Социальная общность.
Список использованной литературы
2.Первичные и вторичные группы. Референтная группа.
Состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами. Чарльз Кули (1909) впервые ввел понятие первичной группы применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения.
Впоследствии социологи стали
применять этот термин при
изучении любой группы, в которой
сформировались тесные личные
отношения, определяющие
В такой группе лучше сохраняются
социально-психологические
Такие группы могут играть большую роль в формировании ценностных ориентаций, в определении направленности поведения и деятельности их представителей. Их роль в этом может быть более значительной, чем роль вторичных социальных групп и средств массовой информации. Тем самым они составляют специфическую социальную среду, воздействующую на личность.
Образуется из людей, между
которыми почти отсутствуют
Среди этой социальных групп можно выделить формальные и неформальные организации. Формальные действуют чаще на основании принятых ими уставов и программ, имеют свои постоянно действующие координирующие и руководящие органы. В неформальных организациях все это отсутствует. Они создаются для достижения вполне определенных целей - текущих и долговременных.
В западной социологии особо выделяют функциональные группы, объединяющиеся в зависимости от выполняемых ими функций и социальных ролей. Речь идет о профессиональных группах, занятых в сфере политической, экономической и духовной деятельности, о группах людей разной квалификации, о группах, занимающих различное социальное положение - предпринимателях, рабочих, служащих и т.д. Начало серьезному социологическом изучению функциональной деятельности различных социальных групп положил в свое время Э.Дюркгейм.
Референтная группа - социальная группа, которая является для человека значимым эталоном, способом организации как для себя, так и для других, а также исходной точкой вырабатывания ценностных ориентаций и социальных норм.
Функции референтной группы разделяются на сравнительные и нормативные. Нормативные выступают источником норм, при помощи которых осуществляется урегулирование поведения людей. Они становятся ориентиром по решению значимых проблем. Сравнительная, в свою очередь, является стандартом для индивида, с которым он отождествляет себя и окружающих людей. Одна и та же группа способна быть сравнительной и нормативной одновременно.
Референтные группы по факту принадлежности разделяют на идеальные и присутствия. Присутствия отличается тем, что индивид является членом группы. А идеальной будет для человека та группа, в какую он не входит, но на взгляды и отношения которой он ориентирован в своем поведении и оценивании людей и значительных событий.
Идеальная группа бывает как вымышленная, так и реально существующая. В вымышленной группе жизненными идеалами и эталонами субъективных оценок служат литературные герои, известные исторические личности. В любом случае человек стремится быть приверженцем идеальной группы.
На отрицательные и положительные референтные группы классифицируются в соответствии с отрицанием или согласием личности с ценностями и нормами группы. От того человек старается соответствовать неодобрительным оценкам со стороны той группы, каких норм он не придерживается, и наоборот – получить одобрение своих поступков со стороны того общества, нормам которого пытается отвечать.
Е.В. Щедрина
разработала специальную
В социальной психологии и социологии понятие референтной группы применяется обычно для пояснения социально-психологических механизмов, которые участвуют в развитии индивидуальных ценностно-нормативных установок и регуляции сознания личности.
Влияние референтной группы на человека немаловажно. Поэтому эти группы выявляют с целью проведения социологических исследований, которые связаны с освоением эффективных пропагандистках и педагогических воздействий. Референтометрия помогает изучать направленность личности и искать пути для ее целенаправленного формирования.
3.Социальная общность.
Социальная общность - совокупность индивидов, характеризующаяся:
- относительной целостностью;
- выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения; и
- выполняющая ту или иную совместную деятельность.
Социальными общностями являются: общество в целом, социальные классы, слои, этнические группы, трудовые коллективы, семья и др.
Как возникают социальные общности?
Существуют различные концепции создания социальных общностей. Одна из них предложена американским социологом Джорджом Хомансом, который считал, что люди во взаимодействии друг с другом пытаются достичь блага, и чем значимее благо, тем больше человек предпринимает усилий для объединения с другими людьми.
Рассматривая коллективное поведение с точки зрения предварительных установок (преддиспозиций), социолог Гордон Олпорт выдвинул теорию, согласно которой новый социальный субъект формируется посредством конвергенции предрасположенностей, т. е. единства оценок, ценностей, придаваемых значений, стереотипов, которыми обладают члены формирующейся общности. Он теоретически доказал, что в основе зарождения новой общности лежат и сходство эмоций, и рациональные предпочтения людей.
Известный американский социолог Нейл Смелзер в своей книге “Массовое поведение” (1964-1967) структурировал теорию конвергенции Олпорта. Он достаточно однозначно связал свою объяснительную концепцию возникновения новой общности не с эмоциональными основаниями, а с рациональными.
Теория
рационального ценностно-
формирование максимально обобщенных представлений относительно идеалов, целей, задач будущей ассоциации;
нагнетание на основе общего видения проблемы определенной напряженности в первую очередь за счет преувеличения угроз и выявления “общего врага”;
взращивание
неявного, предварительного, достаточно
туманного верования о
обращение к истории в поисках образцов для заимствования (так поступают в новой России казаки, дворяне и другие возрожденческие общности);
мобилизация сил для действий: расширение числа сторонников и подготовка их к организации;
введение
внутреннего социального
вхождение новой массовой организации (встраивание, вливание, принятие общественным мнением, узаконение) в существующие общественные структуры.
Последний этап знаменует вpaстание новой общности в систему сложившихся общественных связей — образование общественной или юридически фиксированной организации, институционализация, продвижение “своих” во властные элиты и т. д.
Основные виды социальных общностей.
Функционирование
социальных отношений, институтов контроля
и организаций порождает
Функционально
социальные общности направляют действия
своих членов на достижения групповых
целей. Социальная общность обеспечивает
координацию этих действий, что ведет
к повышению ее внутренней сплоченности.
Последняя возможна благодаря образцам
поведения, нормам, определяющим отношения
внутри этой общности, а также социально-
Среди многих
видов социальных общностей особое
значение с точки зрения влияния
на поведение имеют такие, как
семья, трудовой коллектив, группы совместного
проведения досуга, а также различные
социально-территориальные
Территориальная
общность, ее состояние также влияют
на характер поведения ее членов, в
особенности в сфере
Виды социальных общностей.
Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм.
Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений.
По времени
продолжительности
По плотности связи между индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.
Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса, вида: массовые и групповые общности, которые подразделяются на большие и малые социальные группы.
Причины дезорганизации социальных общностей.
Социальные процессы (демографический, миграционный, урбанизации, индустриализации) в качестве нежелательного результата могут оказать деструктивное, дезорганизационное воздействие на социальные общности. Явления дезорганизации отражаются как на внешней (формальной) структуре общностей, так и на внутренней, функциональной их характеристике. Так, если с внешней стороны процессы типа миграции, развития городов, промышленности и т. д.
Ведут к
распаду больших семей, складывавшихся
ранее из двух или трех поколений,
в производственных группах - к текучести
кадров и т. д., в территориальных
общностях - к росту числа мигрантов
в составе коренного населения,
к нарушению естественной половозрастной
структуре, то дезорганизация функций
таких общностей выражается в
расшатывании ценностей, нарастания противоречивости
стандартов и образцов поведения, ослаблении
нормативной структуры
К числу социальных причин, дезорганизующих личность, можно отнести ее участие либо в нескольких социальных общностях, навязывающих ей противоречащие социальные ценности и образцы поведения, либо в таких, для которых характерна неопределенность социальных ролей, т. е. требований, предъявляемых к индивиду, отсутствие социального контроля, неясность критериев оценок поведения. Как правило, такого рода явления связаны с ослаблением социально-психологического эффекта общности, служащего средством внутригрупповой сплоченности и взаимопонимания.