Социальные группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:02, контрольная работа

Описание

Группой называется совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом определённым образом, чувствуют свою принадлежность к данной группе и воспринимаются другими как члены этой группы. Каждая группа имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, мораль культуру и психологию, благодаря которым у индивида формируется особое чувство сопричастности данной группе-«мы- группа». Общество в своей конкретной жизненной реальности выступает как совокупность самых различных групп.

Содержание

1.Социальная группа – определение, признаки, структура. 3
2.Классификация социальных групп. 10
3.Функции социальных групп. Специфика социологического
подхода к её изучению. 14
4.Список используемой литературы. 17

Работа состоит из  1 файл

Социология реферат.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

Важнейшим фактором, обеспечивающим эффективную деятельность группы как целого, является деятельность лидера. Лидер группы необходим не только для координации деятельности отдельных членов группы и контроля. Лидер есть личностно-ролевое воплощение и олицетворение интересов группы как социального субъекта, её целостности. Функция лидера – это постоянное, регулярное осуществление и отслеживание задач, интересов группы как единого целого. Он непосредственно несёт ответственность за престиж, сплочённость, интегрированность группы. Его деятельность, полномочия, права и обязанности в первую очередь выражают именно эту групповую солидарную задачу, функцию. Синтез этих компонентов (координация, контроль, выражение интересов группы как целостности) даёт эффект – «лидер- творец группы».

Не имея лидера, группа представляет собой лишь объединение людей с совпадающими целями, нормами, критериями, которое обречено на распад.

2.Классификация социальных  групп.

 

      Обилие  малых групп в обществе предполагает  их огромное разнообразие, и поэтому  для целей исследований необходима их классификация. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций. В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп:

группы различаются по времени их существования (долговременные и

кратковременные), по степени тесноты  контакта между членами, по способу 

вхождения индивида и т.д. В настоящее  время известно около пятидесяти

различных оснований классификации. Целесообразно выбрать из них  наиболее

распространенные, каковыми являются три классификации: 1) деление малых

групп на "первичные" и "вторичные", 2) деление их на "формальные"

"неформальные", 3) деление на "группы членства" и "референтные  группы".

      Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях, а также на высокой эмоциональной вовлеченности членов в дела группы. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами.

 Чарльз Кули (1909) впервые  ввел понятие первичной группы  применительно к семье, между  членами которой складываются  устойчивые эмоциональные отношения.  Согласно Кули, семья считается  "первичной", так как она  является первой группой, играющей основную роль в процессе социализации младенцев. Впоследствии социологи стали применять этот термин при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы. Таким образом, влюбленные, группы друзей, члены клуба, которые не только вместе играют в бридж, но и ходят друг к другу в гости, являют собой первичные группы.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют  эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих, группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. На предприятии по производству ЭВМ должности делопроизводителя, управляющего, курьера, инженера, администратора может занимать любой человек, обладающей соответствующей подготовкой. Если лица, занимающие эти должности, справляются со своей работой, организация может функционировать. Индивидуальные особенности каждого почти ничего не значат для организации и наоборот, члены семьи или группы игроков уникальны. Их личностные качества играют важную роль, ни одного нельзя заменить кем-то другим.

 В силу того, что  роли во вторичной группе четко  определены, ее члены нередко  очень мало знают друг о  друге. Как правило, они не обнимаются при встрече. Между ними не устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для друзей и членов семьи. В организации, связанной с трудовой деятельностью, основными являются производственные отношения. Таким образом, не только роли, но и способы коммуникации четко определены. Поскольку личная беседа не эффективна, коммуникация часто носит более формальный характер и осуществляется с помощью письменных документов или телефонных звонков.

 Однако не  следует преувеличивать некую  обезличенность вторичных групп, якобы лишенных своеобразия. Люди вступают в дружеские отношения и образуют новые группы на работе, в школе и внутри других вторичных групп. Если между индивидами, участвующими в общении, складываются достаточно устойчивые отношения, можно считать, что они создали новую первичную группу.

      Второе из исторически  предложенных делений малых групп  - это 

деление их на формальные и неформальные. Впервые это деление было

предложено Э. Мэйо при  проведении им знаменитых Хоторнских

экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней 

четко заданы все позиции  ее членов, они предписаны групповыми нормами.

Соответственно в формальной группе также строго распределены и  роли всех

членов группы, в системе  подчинения так называемой структуре власти:

представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных

системой ролей и  статусов. Примером формальной группы является любая 

группа, созданная в  условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая 

бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и "неформальные" группы, которые складываются и

  возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной

системы взаимоотношений  по вертикали нет. Неформальная группа может

создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе

возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то

общим интересом, таким  образом, внутри формальной группы переплетаются  две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.

      Третья классификация разводит так называемые группы членства и

референтные группы. Она  была введена Г. Хайменом, которому принадлежит

открытие самого феномена "референтной группы". В экспериментах Хаймена

было показано, что  часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие референтной группы было связано с "системой отсчета", которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную, показав, что референтная группа нужна индивиду как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его.

3.Функции социальных  групп. Специфика социологического  подхода к её изучению.

 

Современное общество представляет собой совокупность многих сотен  и тысяч различных социальных групп, больших и малых, формальных и неформальных, в которых активно участвует большинство людей. Социологическое изучение современного общества и выяснение закономерностей человеческого поведения невозможно представить без тщательного изучения многочисленных социальных групп, создаваемых людьми для удовлетворения своих интересов и потребностей, решения различных проблем, реализации социально значимых целей. Поэтому изучение социальных групп даёт ключ к пониманию многих особенностей современного общества и поведения человека.

Инструментальная  роль группы. Многие группы образуются ради выполнения определенной работы. Эти группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку (профессиональные группы).

Экспрессивный аспект в формировании группы. Некоторые виды групп называются экспрессивными. Они имеют своей целью удовлетворить стремление членов группы к социальному одобрению, уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Например, компании друзей и подростков, которым нравится вместе играть и др.

Поддерживающая  роль группы. Люди объединяются не только для выполнения совместной деятельности и удовлетворения социальных потребностей, но также и для ослабления неприятных чувств. Под воздействием группы происходит ослабление некоторых отрицательных эмоций, переживаемых членами группы. Однако некоторые наоборот, могут усилиться под воздействием эмоций других членов группы.

Социологический подход изучения социальных групп имеет  свои особенности.

Во-первых, группы анализируются  с точки зрения их места в социальной структуре общества и выполняемых  ими функций.

Во-вторых, они рассматриваются  как типы социальных систем, будь то формальная социальная организация, как  особый тип целевой группы, или семья. В этом смысле социологов особенно интересует процесс формирования группы как социальной системы и механизмы нормативной регуляции социального поведения людей.

В-третьих, занимаясь  исследованием малых групп, социологи  делают упор не на изучение межличностных отношений, как это свойственно социальным психологам, а рассматривают малые группы с точки зрения их взаимосвязи, взаимоотношений с большими группами. При изучении больших групп, общностей, организаций социологи ни в коей мере не могут пренебрегать анализом малых групп, составляющих первооснову всех других форм групповой жизнедеятельности.

Будучи основной формой жизнедеятельности человека в обществе, группы изучаются многими обществоведами, помимо социологов и социальных психологов – политологами, демографами, этнографами, историками и другими. Скажем, такая группа как семья, может быть объектом изучения всех названных дисциплин, но каждая из них изучает какой-то особый аспект деятельности группы. Поэтому вопросы теории и методологии изучения социальных групп имеют большое значение для всего комплекса общественных наук. Социологами изучаются пять наиболее существенных факторов, оказывающих влияние на формирование группы: размер группы, структура и организация группы, культура группы, интеграция группы, цели деятельности группы.

Выяснение общих типологических свойств социальных групп необходимо для того, чтобы лучше раскрыть процесс их формирования, выявить  особенности групповой жизнедеятельности  людей, специфику группы в отличии  от других форм массового поведения, таких как толпа или другое скопление людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Список используемой  литературы.

 

1. Андреева Г.М. Социальная  психология. М., 2002

2. Смелзер Н. Социология. М., 1994

3. Комаров М.С. Введение  в социологию. М., 1994

4. Фролов С.С. Социология. М., 1998

5. Общая социология  под ред. Эфендиева. М., 2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Несмотря на то что понятие группы является одним  из самых важных в социологии, у  ученых нет полного согласия относительно его определения. И это происходит вовсе не потому, что социологи не могут выразить свои мысли. Во-первых, трудность возникает в связи с тем, что большинство понятий в социологии появляется в ходе социальной практики: они начинают применяться в науке после длительного их использования в жизни, и при этом им придается самое различное значение. Во-вторых, трудность обусловлена тем, что образуется множество видов сообществ, в результате чего для точного определения социальной группы необходимо выделять из этих сообществ определенные типы.

Существует  несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие "группа", но в научном понимании они  представляют собой нечто другое. В одном случае термин "группа" обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте. При этом разделение сообществ осуществляется лишь пространственно, с помощью физически определенных границ. Примером такого сообщества могут быть индивиды, едущие в одном вагоне, находящиеся в определенный момент на одной улице или проживающие в одном городе. В строго научном смысле такое территориальное сообщество нельзя назвать социальной группой. Оно определяется как агрегация - некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.

Второй случай - это применение понятия группы к социальной общности, объединяющей индивидов с одной или несколькими  схожими характеристиками. Так, мужчины, выпускники школ, физики, старики, курильщики представляются нам группой. Очень часто можно услышать слова о "возрастной группе молодежи от 18 до 22 лет". Такое понимание также не является научным. Для определения общности людей с одной или несколькими сходными характеристиками точнее подходит термин "категория". Например, вполне корректно говорить о категории блондинок или брюнеток, возрастной категории молодежи от 18 до 22 лет и т.п.

Информация о работе Социальные группы