Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:33, реферат
Современная наука рассматривает личности, различные общности и социальные системы не только как объекты, но и как субъекты деятельности. Здесь-то в системе знаний важное место занимает осевая проблематика, интересы, ценности, социальные установки социальной группы - все то, что определяет мотивацию поведения и деятельности людей.
Введение 2
1. Социальная структура общества 3
2. Большие социальные группы 5
3. Малые социальные группы 9
Заключение 12
Список литературы 13
Современная наука рассматривает личности, различные общности и социальные системы не только как объекты, но и как субъекты деятельности. Здесь-то в системе знаний важное место занимает осевая проблематика, интересы, ценности, социальные установки социальной группы - все то, что определяет мотивацию поведения и деятельности людей.
Общество - это непростая организация взаимодействий и связей человека, групп, племен, слоев, прослоек, классов.
Конструкция общества — это совокупность больших и малых общественных групп, коллективных и личных взаимоотношений между ними.
Общественной группой именуют общину людей, выделяемую на базе определенного показателя (к примеру, общность интересов и ценностей).
Большие общественные группы выделяют сообразно положению в обществе, величине заработков, методам получения средств к существованию, уровню воспитания, специальности и др.
Некоторые ученые именуют большие группы «стратами», остальные употребляют понятия «слой», «прослойка», «класс» и др. Одного представления сообразно данному вопросу не существует .
Образцом общественной группы считаются сословия, образовавшиеся в рыцарской Европе. Сословное дробление различает значимые имущественные и общественные отличия между отдельными группами. Сословные привилегии, права и повинности складывались в первую очередь политическим путем и закреплялись законодательным.
Стоит
отметить, что сообщество не просто
разделено на категории, оно представляет
собой отчетливо воплощенную иерархическую
структуру. В науке для обозначения названной
структуры употребляется термин «стратификация».
Стратификация имеет место во всех областях
публичной жизни — политической, профессиональной,
культурной.
Формы общественной стратификации меняются сообразно процессу становления общества. Например, в рыцарской Европе более высоким статусом было наделено духовенство и аристократия. Обнищавший адепт знатного семейства был более почитаем в обществе, нежели состоятельный торговец. В то ведь время в буржуазном обществе основной капитал стал характеризующим1
Какой бы ни была роль малых социальных групп и межличностного общения в становлении и развитии личности, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей и других сущностных элементов общественной психологии. Формируются эти элементы на основе обобщенного культурными и идеологическими системами исторического опыта больших социальных групп, который передается индивиду через малую группу. К ним относятся общественные классы, этнические объединения (нации, народности), которые характеризуются длительностью существования, закономерностью возникновения и формирования; толпа, аудитория и проч., имеющих основой случайность возникновения, кратковременность существования и т.п.
Большие
социальные группы находятся в сфере
влияния специфических
Структуру
психологии больших групп образуют
различные психические
Психическая структура группы и психическая структура личности, которая к ней относятся, не одно и то же, поскольку на формирование психологии группы влияет коллективный опыт, степень усвоения которого обусловлена индивидуальными психологическими особенностями. Итак, психологические характеристики группы не являются простой суммой присущих каждой личности черт, а выражают типичные, свойственные всем индивидам.
Социальные
классы - большие социальные общности
людей, отличающиеся местом в исторически
обусловленной системе общественного
производства, отношением к средствам
производства, ролью в общественной организации
труда, а следовательно способом получения
и размерам общественного богатства. Имущественное
расслоение людей описывали древнегреческие
мыслители Платон, Аристотель, Еврипид.
Сущность классов и классовых отношений
исследовали французские историки Франсуа
Гизо (1787-1874) и Огюстен Тьерри (1795-1856), английский
политэкономист Адам Смит (1723-1790) и француз
Давид Рикардо (1723-1772). Учение о классах,
в основу которого положен экономический
фактор, является одним из крупнейших
достижений марксизма. Марксистская интерпретация
классов не единственная. Так, немецкий
философ, социолог и политик Макс Вебер
(1864-1920), исповедуя концепцию социального
действия, считал классами большие группы
людей, объединенные на основе интересов
в сфере производства, социальной жизни,
политики. Современная социальная наука,
характеризуя социальную структуру общества,
часто наряду с понятием "класс" использует
понятие "социальная страта". Социальная
страта (лат. stratum - слой, пласт) - сконституированная
в социальной структуре общества общность,
объединяющая людей на определенных общих
позициях или на основе общего дела, противопоставляясь
другим группам. 2
Поскольку
классы являются особыми устойчивыми
социальными группами, то их сущностные
признаки взяты за главный критерий при
определении исторических типов общества,
хотя такой подход нельзя считать абсолютным,
ведь развитие человечества в постиндустриальную
эпоху не вполне вписывается в классовые
схемы. К социально-психологическим признакам
классов относятся: - социальный статус,
который означает место в социальной иерархии;
- определенный образ жизни, его качество
и стиль; - шкала ценностей, социальные
чувства, система классовых потребностей
и интересов, классовый идеал; - традиции,
установки, картины мира, стереотипы, привычки,
особенности общения; - социальная этика,
жаргон. Сущность социально-психологического
подхода состоит в выяснении связи между
психологическими характеристиками класса
как социальной группы и образцами поведения
людей, которые его образуют. Одним из
важнейших элементов классовой психологии
есть классовые потребности. Ведь каждый
класс характеризуют конкретная структура
потребностей, соответствующие материальные
и духовные блага. Поскольку тип социально-экономического
и политического развития общества экономически,
политически и социально обуславливается
господствующими классами, это определяет
тип общественных отношений, и их динамику,
влияет на развитие конкретной структуры
потребностей. Главное место в эмоциональной
сфере классовой психологии занимают
интересы. Содержание классовых интересов
производное от системы отношений, к которой
относится конкретный класс конкретный
тип общества. Социальный интерес - свойство
социальной общности, движущая сила поведения
и деятельности любого социального объекта.
Классовые интересы взаимодействуют и
соотносятся с личными.
Безусловно, классовые интересы не являются лишь суммой личных интересов. Но частные, отдельные и общие интересы являются различными аспектами действительности. Общие интересы людей аккумулируются в реальных связях, их взаимозависимости, возникающие во взаимодействии, деятельности и общении.
Каждый социальный класс воспроизводит определенную систему поведения, комплекс ценностей, интересов и норм, стиль жизни. Одновременно он культивирует и свои ценности, модели поведения, идеалы. Идеал (в социально-психологическом аспекте) является высшей формой побуждения социальной деятельности, образным воспроизведением определенного реального или нереального желаемого явления. Он воплощает классовые цели, отношение к будущему.3
Так что же такое малая социальная группа? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде необходимо определить, что такое социальная группа вообще и в чем отличие малой социальной группы от большой.
Отличаются от больших близостью составляющих ее членов, прочностью связей, непосредственными личными контактами, неформальностью отношений, общностью интересов и правил поведения. Например, друзья, семья, спортивные, трудовые и учебные коллективы. Есть количественные и качественные признаки малых групп. Качественные признаки названы выше. Количественные признаки таковы, что есть четкая нижняя граница и несколько неопределенная граница.
Нижняя граница это диада – 2 человека, верхняя граница от 20 до 30. в некоторых случаях это может быть и сто человек, если такое количество людей и их отношения вписываются в качественные признаки малой группы.
Семья
занимает первое место среди малых
групп, потому что создает наиболее
благоприятные условия для
Друзья и родственники не менее важны для человека чем семья. Среди друзей и родственников, как и в семье, человек себя чувствует свободно и раскрепощено. Он видит себя в этих людях как в зеркале и наиболее полно и всесторонне идентифицирует себя с ними. Поэтому для человека жизненно необходимы регулярные постоянные контакты с друзьями и родственниками.
Трудовые
коллективы также важнейший вид
малой группы. В рамках трудовых
коллективов человек приносит пользу
обществу, работает на других, получает
за это вознаграждение, доходы необходимые
для жизни и развития. Трудовой
коллектив – это место
Во-вторых, он должен получать доходы по труду. Нетрудовые доходы, полученные за счет злоупотребления положения, властью, иными возможностями аморальны и наносят такой же вред душе, как и паразитизм. В-третьих, человек должен совершенствовать свое мастерство, умение, навыки, потому что жизнь не стоит на месте и труд усложняется.
Учебные коллективы. Для каждого человека это временная малая группа, хотя в это время у молодого человека самые большие умственные и физические возможности. И если прикладывать усилия, то можно получить максимум знаний, умений и навыков, необходимых для его будущего места работы. Поэтому учеба как и труд имеет большое моральное содержание. В этом случае лень в учебе и мораль вещи несовместимые.5
Таким образом, можно сделать вывод о способности социальных групп, малых и больших, преобразовывать социальную действительность, при помощи анализа путей и возможностей целенаправленно влиять на социальные процессы.
Другими
словами данная работа позволяет
заключить правомерность