Социальные группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:33, реферат

Описание

Современная наука рассматривает личности, различные общности и социальные системы не только как объекты, но и как субъекты деятельности. Здесь-то в системе знаний важное место занимает осевая проблематика, интересы, ценности, социальные установки социальной группы - все то, что определяет мотивацию поведения и деятельности людей.

Содержание

Введение 2
1. Социальная структура общества 3
2. Большие социальные группы 5
3. Малые социальные группы 9
Заключение 12
Список литературы 13

Работа состоит из  1 файл

соц группы.doc

— 65.50 Кб (Скачать документ)

    Содержание

    Введение

     Современная наука рассматривает личности, различные общности и социальные системы не только как объекты, но и как субъекты деятельности. Здесь-то в системе знаний важное место занимает осевая проблематика, интересы, ценности, социальные установки социальной группы - все то, что определяет мотивацию поведения и деятельности людей.

  1. Социальная  структура общества

     Общество - это непростая организация взаимодействий и связей человека, групп, племен, слоев, прослоек, классов.

     Конструкция общества — это совокупность больших и малых общественных групп, коллективных и личных взаимоотношений между ними.

Общественной  группой именуют общину людей, выделяемую на базе определенного показателя (к примеру, общность интересов и ценностей).

     Большие общественные группы выделяют сообразно положению в обществе, величине заработков, методам получения средств к существованию, уровню воспитания, специальности и др.

Некоторые ученые именуют большие группы «стратами», остальные употребляют понятия «слой», «прослойка», «класс» и др. Одного представления сообразно данному вопросу  не существует .

Образцом  общественной группы считаются сословия, образовавшиеся в рыцарской Европе. Сословное дробление различает значимые имущественные и общественные отличия между отдельными группами. Сословные привилегии, права и повинности складывались в первую очередь политическим путем и закреплялись законодательным.

Стоит отметить, что сообщество  не просто разделено на категории, оно представляет собой отчетливо воплощенную иерархическую структуру. В науке для обозначения названной структуры употребляется термин «стратификация».  Стратификация имеет место во всех областях публичной жизни — политической, профессиональной, культурной. 
 
 
 
 
 

Формы общественной стратификации меняются сообразно процессу становления общества. Например, в рыцарской Европе более высоким статусом было наделено духовенство и аристократия. Обнищавший адепт знатного семейства был более почитаем в обществе, нежели состоятельный торговец. В то ведь время в буржуазном обществе основной капитал стал характеризующим1

  1. Большие социальные группы

Какой бы ни была роль малых социальных групп  и межличностного общения в становлении  и развитии личности, сами по себе они  не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей и других сущностных элементов общественной психологии. Формируются эти элементы на основе обобщенного культурными и идеологическими системами исторического опыта больших социальных групп, который передается индивиду через малую группу. К ним относятся общественные классы, этнические объединения (нации, народности), которые характеризуются длительностью существования, закономерностью возникновения и формирования; толпа, аудитория и проч., имеющих основой случайность возникновения, кратковременность существования  и т.п.

     Большие социальные группы находятся в сфере  влияния специфических регуляторов  социального поведения - обычаев, традиций, нравов. Сформированы эти регуляторы общественной практикой, с которой связана группа. Важной характеристикой больших социальных групп является язык. Этнические группы без него не могут существовать. Признаком других групп (профессиональных, возрастных и т.д.) является жаргон как разновидность языка. Особенности позиции больших социальных групп вместе с регуляторами поведения формируют их образ жизни.

     Структуру психологии больших групп образуют различные психические свойства, психические процессы и психические состояния. Точное выделение важнейших элементов психологии больших групп охватывает психический состав как устойчивое образование (национальный характер, традиции, обычаи, вкусы), а также эмоциональную сферу как динамическое образование (потребности, интересы).  
 

     Психическая структура группы и психическая  структура личности, которая к ней относятся, не одно и то же, поскольку на формирование психологии группы влияет коллективный опыт, степень усвоения которого обусловлена индивидуальными психологическими особенностями. Итак, психологические характеристики группы не являются простой суммой присущих каждой личности черт, а выражают типичные, свойственные всем индивидам.

     Социальные  классы - большие социальные общности людей, отличающиеся местом в исторически обусловленной системе общественного производства, отношением к средствам производства, ролью в общественной организации труда, а следовательно способом получения и размерам общественного богатства. Имущественное расслоение людей описывали древнегреческие мыслители Платон, Аристотель, Еврипид. Сущность классов и классовых отношений исследовали французские историки Франсуа Гизо (1787-1874) и Огюстен Тьерри (1795-1856), английский политэкономист Адам Смит (1723-1790) и француз Давид Рикардо (1723-1772). Учение о классах, в основу которого положен экономический фактор, является одним из крупнейших достижений марксизма. Марксистская интерпретация классов не единственная. Так, немецкий философ, социолог и политик Макс Вебер (1864-1920), исповедуя концепцию социального действия, считал классами большие группы людей, объединенные на основе интересов в сфере производства, социальной жизни, политики. Современная социальная наука, характеризуя социальную структуру общества, часто наряду с понятием "класс" использует понятие "социальная страта". Социальная страта (лат. stratum - слой, пласт) - сконституированная в социальной структуре общества общность, объединяющая людей на определенных общих позициях или на основе общего дела, противопоставляясь другим группам. 2 
 
 

     Поскольку классы являются особыми устойчивыми  социальными группами, то их сущностные признаки взяты за главный критерий при определении исторических типов общества, хотя такой подход нельзя считать абсолютным, ведь развитие человечества в постиндустриальную эпоху не вполне вписывается в классовые схемы. К социально-психологическим признакам классов относятся: - социальный статус, который означает место в социальной иерархии; - определенный образ жизни, его качество и стиль; - шкала ценностей, социальные чувства, система классовых потребностей и интересов, классовый идеал; - традиции, установки, картины мира, стереотипы, привычки, особенности общения; - социальная этика, жаргон. Сущность социально-психологического подхода состоит в выяснении связи между психологическими характеристиками класса как социальной группы и образцами поведения людей, которые его образуют. Одним из важнейших элементов классовой психологии есть классовые потребности. Ведь каждый класс характеризуют конкретная структура потребностей, соответствующие материальные и духовные блага. Поскольку тип социально-экономического и политического развития общества экономически, политически и социально обуславливается господствующими классами, это определяет тип общественных отношений, и их динамику, влияет на развитие конкретной структуры потребностей. Главное место в эмоциональной сфере классовой психологии занимают интересы. Содержание классовых интересов производное от системы отношений, к которой относится конкретный класс конкретный тип общества. Социальный интерес - свойство социальной общности, движущая сила поведения и деятельности любого социального объекта. Классовые интересы взаимодействуют и соотносятся с личными.  
 
 

     Безусловно, классовые интересы не являются лишь суммой личных интересов. Но частные, отдельные и общие интересы являются различными аспектами действительности. Общие интересы людей аккумулируются в реальных связях, их взаимозависимости, возникающие во взаимодействии, деятельности и общении.

     Каждый  социальный класс воспроизводит  определенную систему поведения, комплекс ценностей, интересов и норм, стиль  жизни. Одновременно он культивирует и свои ценности, модели поведения, идеалы. Идеал (в социально-психологическом аспекте) является высшей формой побуждения социальной деятельности, образным воспроизведением определенного реального или нереального желаемого явления. Он воплощает классовые цели, отношение к будущему.3

  1. Малые социальные группы

     Так что же такое малая социальная группа? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде необходимо определить, что  такое социальная группа вообще и  в чем отличие малой социальной группы от большой.

     Отличаются  от больших близостью составляющих ее членов, прочностью связей, непосредственными  личными контактами, неформальностью  отношений, общностью интересов  и правил поведения. Например, друзья, семья, спортивные, трудовые и учебные  коллективы. Есть количественные и качественные признаки малых групп. Качественные признаки названы выше. Количественные признаки таковы, что есть четкая нижняя граница и несколько неопределенная граница.

     Нижняя  граница это диада – 2 человека, верхняя граница от 20 до 30. в некоторых случаях это может быть и сто человек, если такое количество людей и их отношения вписываются в качественные признаки малой группы.

     Семья занимает первое место среди малых  групп, потому что создает наиболее благоприятные условия для воспитания ребенка. Поэтому семья основная ячейка общества. Она основана на браке мужчины и женщины. Их брак одно из великих таинств подобных крещению и другим. В Библии сказано что муж и жена создают одно общее тело на двоих. Это подтверждается сегодняшней хирургической практикой пересадки органов. Американцы выявили такую закономерность: органы, пересаженные от мужа к жене и наоборот, как правило, не отторгаются иммунитетом, при одном условии – муж и жена должны быть единственными друг для друга, а не очередными сексуальными партнерами. Сегодняшняя массовая культура разрушает семью, очень много неполных семей. Вместо брака и венчания брачный контракт или сексуальное партнерство. 
 

     Друзья  и родственники не менее важны  для человека чем семья. Среди  друзей и родственников, как и в семье, человек себя чувствует свободно и раскрепощено. Он видит себя в этих людях как в зеркале и наиболее полно и всесторонне идентифицирует себя с ними. Поэтому для человека жизненно необходимы регулярные постоянные контакты с друзьями и родственниками.

     Трудовые  коллективы также важнейший вид  малой группы. В рамках трудовых коллективов человек приносит пользу обществу, работает на других, получает за это вознаграждение, доходы необходимые  для жизни и развития. Трудовой коллектив – это место высочайшей ответственности. Человек выполняя возложенные на него обязанности и функции оправдывает свое существование на земле.4 Он должен успеть расплатиться за то, что получил и получает от общества бесплатно. Время детства, школьные годы, учеба в иных учебных заведениях является временем накопления своеобразного долга, который необходимо успеть отдать. Трудовой коллектив предоставляет для этого все необходимые условия. Оставаться в долгу – быть не в соответствии с моральными законами. Если человек живет вопреки моральным законам, то это жестко отражается на состояние его души. Вероятнее всего силы души при этом на столько ослабляются, что посмертная участь ее окажется незавидной. Поэтому «профессии» тунеядца, паразита невозможно ни чем исправить или компенсировать. Человек в этом случае наносит смертельный удар тончайшим силам своей души. Понятие трудового коллектива и труда имеют не только социально-экономический, но и моральный характер еще и по другим причинам: человек должен занимать свое место в соответствии с уровнем, качеством и характером его образования, в противном случае человек не справляется со своими обязанностями и вместо пользы обществу наносит вред.  
 
 

     Во-вторых, он должен получать доходы по труду. Нетрудовые доходы, полученные за счет злоупотребления положения, властью, иными возможностями аморальны и наносят такой же вред душе, как и паразитизм. В-третьих, человек должен совершенствовать свое мастерство, умение, навыки, потому что жизнь не стоит на месте и труд усложняется.

     Учебные коллективы. Для каждого человека это временная малая группа, хотя в это время у молодого человека самые большие умственные и физические возможности. И если прикладывать усилия, то можно получить максимум знаний, умений и навыков, необходимых для его будущего места работы. Поэтому учеба как и труд имеет большое моральное содержание. В этом случае лень в учебе и мораль вещи несовместимые.5

    Заключение

     Таким образом, можно сделать вывод о способности социальных групп, малых и больших,  преобразовывать социальную действительность, при помощи анализа путей и возможностей целенаправленно влиять на социальные процессы.

     Другими словами данная работа позволяет  заключить правомерность выделения  социальных групп как субъекта совместной деятельности.

Список  литературы

  1. Население России на рубеже ХХ-ХХ1 веков: проблемы и перспективы / Под ред. В.А.Ионцева, А.А.Саградова. М., 2002
  2. Сорокин П.А. Система социологии. Сыктывкар, 1991. Стр. 456-466.
  3. Социологический энциклопедический словарь. / Ред.-координатор Г.В.Осипов. М., 1998.
  4. Зборовский Г.Е. Общая социология. Курс лекций. 2-е изд. Екатеринбург, 1999. Стр.233-234

Информация о работе Социальные группы