Социальные и психологические причины конфликтов в семье, социальная динамика разводов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:53, контрольная работа

Описание

Народная мудрость гласит: "Дом держится на четырёх углах, а семья - на двух головах". Четыре угла семейного очага - это взаимная любовь, взаимная верность, взаимное уважение и взаимная помощь. В качестве созидателей, хранителей семейного очага муж и жена равно ответственны за его судьбу, за прочность и долговечность брака, в равной мере определяют психологический климат в семье, гармонию супружеских отношений. Нельзя строить семейные отношения на неравенстве, господстве одного из супругов над другим.
Вступая в брак, люди хотят семейного счастья. Но их надежды не всегда сбываются. В отдельных регионах до 50 % семей распадаются.
После вступления в брак молодожёнам предстоит хорошо узнать друг друга, изучить привычки, выработанные в прежней жизни, научиться взаимодействовать, отказываться от того, что этому взаимодействию мешает.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1.Причины семейного неблагополучия. Кризисные периоды брака. Конфликт в современной семье. …………….4
2.Развод как социально-психологический феномен. Семья как источник психических травм. ………………………………12
3.Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Что означает понятие «семейная роль», чем определяются «семейные роли»? …………………………………..……..19
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...22

Работа состоит из  1 файл

контрольная по социологии вариант 18.docx

— 56.15 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Семья как источник психической  травмы. Психическая травма - это  прежде всего психическое переживание, в центре которого находится определенное эмоциональное состояние.

Психотравмирующее переживание - это состояние, сильно воздействующее на личность в силу выраженности (остроты), длительности либо повторяемости. Травмирующими  являются не любые сильные или  потрясающие переживания, а лишь такие отрицательные переживания, которые могут быть причиной определенной клинической патологии. Важное место  в учении о психической травме занимает понятие о патогенной ситуации - совокупности факторов, наиболее непосредственно  обусловливающих психотравмирующее  переживание.

Патогенная ситуация может  возникнуть в самых различных  взаимоотношениях индивида: служебных, трудовых, учебных и т. д. Семейные отношения, как правило, выступают  в роли наиболее важных, значимых для  индивида. Отсюда - их ведущая роль в  формировании патогенных ситуаций личности и далее психических нарушений. (4)

Ведущая роль семьи в возникновении  патогенных ситуаций и психотравмирующих  переживаний обусловливается рядом обстоятельств:

1. Ведущей ролью семейных  отношений в системе взаимоотношений  личности. Семья на ранних, наиболее  важных для дальнейшего развития, этапах жизни является единственной, а позднее одной из наиболее  важных социальных групп, в  которые включен индивид. Семейные  события гораздо в большей  степени «принимаются близко  к сердцу», чем внешне аналогичные  события в сфере трудовой деятельности, соседских отношений и др.

2. Многосторонностью семейных отношений и их тесной взаимосвязью. Домашнее хозяйство, досуг, эмоциональные взаимоотношения, сексуально-эротическая сфера жизни семьи - все они  теснейшим образом взаимосвязаны. Любая попытка внести более или менее значительное изменение в одну из них вызывает «цепную реакцию» изменений во всех других. В силу этой особенности семьи от семейной травмы «труднее уйти», т. е. у члена семьи при попытке избежать  травматизации  возникает больше сложностей.

3. Особой открытостью и, следовательно, уязвимостью члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влияниям, в том числе и трав-матизирующим. В семье индивид наиболее доступен воздействию со стороны других членов семьи; слабости и недостатки его проявляются наиболее открыто.

Психические травмы в семье, как и любые другие, могут быть единичными и повторными, короткими и длительными. В то же время сама длительность семейных отношений создает особенно благоприятные  предпосылки для длительно действующих, закономерно и часто повторяющихся  психических травм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Для понимания  семьи как социального института  большое значение имеет анализ  ролевых отношений в семье.  Что такое понятие "семейная  роль", чем определяются "семейные  роли"?

Для понимания семьи как  социального института большое  значение имеет анализ ролевых отношений  в семье. Семейная роль - один из видов  социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и  функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший).

Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко  представлять себе, что, значит, быть мужем  или женой, старшим в семье  или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует  ему то или иное поведение. Для  того чтобы сформулировать образ  своего поведения, индивид должен точно  определить свое место и место  других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять  роль главы семьи, вообще или в  частности, главного распорядителя  материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или  иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье  или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы  семьи в современных условиях.

Для успешного формирования семьи немаловажное значение также  имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная  с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности  без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую  сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый  член семьи играл роль материального  покровителя других ее членов, но его  финансовое положение изменилось, и  изменение ситуации сразу же требует  изменения его роли.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий  статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые  функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т. д. 
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, не ролевых семейных отношений.

Семья утрачивает свои ведущие  позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала  детей, а муж был хозяином, часто  единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую  самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее  большинство женщин в странах  с христианской и буддистской  культурами стали участвовать в  производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи  и принимать равное, а иногда ведущее  участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной  стороны, оно способствовало росту  самосознания женщины, равенства в  супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную  ситуацию, воздействовало на демографическое  поведение, приводя к снижению рождаемости  и увеличивая уровень смертности.

 

 

 

 

Заключение

Семейная жизнь напоминает айсберг. Большинство людей видит лишь его малую надводную часть и обманывает себя, думая, что видит его целиком.

Некоторые догадываются, что  айсберг – несколько больше, но не знают, что же именно представляет собой его невидимая часть. Не зная всех тонкостей семейной жизни, можно направить ее опасным курсом.

Итак, проблема семейного  благополучия связана в первую очередь  с тем, насколько психологически совместимыми оказываются друг с  другом члены семьи. Совместимость  как многоуровневый феномен связана  не только с актуальным состоянием и личностными особенностями  супругов, но также и с их опытом прошлой жизни, опытом межличностных  отношений в родительской семье. Наиболее оптимальной является ситуация, когда опыт и усвоенный тип  взаимоотношений супругов носят  в целом позитивный характер, сходны или взаимодополнительны, не противоречат общесоциальной системе правил и норм взаимодействия и взаимоотношений.

Брачный союз в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся так называемыми нормативными кризисами. Общий характер этих кризисов, однако, не определяет их остроту и серьезность. Многое зависит от желания и культуры межличностных отношений супругов, их способности пересматривать свои ошибочные взгляды, стремления поддерживать психологически благополучные, здоровые отношения с другими членами  семьи. Наличие осознанной установки  на совместное с партнером развитие, своевременное обнаружение изменений  во взаимоотношениях позволяют супругам корректировать свое поведение. Невнимание к процессам развития друг друга, изменениям потребностей и интересов  партнера ставит семью на грань распада. Развод как крайний вариант решения  возникающих семейных противоречий может стать конструктивным опытом, если человек осознает необходимость  изменения собственных представлений  о себе, других людях, семейной жизни.

Список использованной литературы

1.Всероссийская научно-практическая конференция "Соц-но-эк-я оценка жизнедеятельности семьи": сборник статей/ Ком. По молодеж.политике Арх.обл., Гос. образоват.учреждение высш.проф.образования Всерос.заоч.финансово-эконом.инст-т, фил.в г.Арх-ке;(ред.и сост.Т.Ф.Шубина).-Арх-к:КИРА,2008.-107с.

2.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 3е изд., М., Библионика, 2006

3. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи./Социологические исследования. 1995, № 10/.

4. . Здравомыслова О.М., Арутюнян М.Ю. Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования). М., 1998.

5. http://gortes.ru

1 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - 3е изд. -  М.: Библионика, 2007. – 224 с.

2 Шеляг Т.В. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. - М.: 2005 г. – 88 с

3 www.gks.ru

 


Информация о работе Социальные и психологические причины конфликтов в семье, социальная динамика разводов