Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:36, реферат
В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только в комитетах или к другим крупномасштабным организациям, используя для малых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различить понятия «институт», «группа» и «ассоциация» по признаку размера социального объекта.
Содержание понятия «социальный институт»………………………..3
2.Функции и структурные элементы основных институтов общества…4
3. Институт семьи…………………………………………………………..7
4. Заключение……………………………………………………………….8
5. Список используемой литературы………………
Министерство Образования Российской Федерации.
Государственное
Высшего профессионального
«Волгоградский
Факультет Филологии и межкультурной
коммуникации.
Кафедра
документной лингвистики
Реферат на тему:
«Социальные
институты и их роль в обществе».
Выполнила:
Студентка группы
ДЗ – 081
Чугурян Р.А
Проверил:
Анипкин
М.А
Волгоград
2010г.
Содержание:
2.Функции и структурные элементы основных институтов общества…4
3. Институт семьи…………………………………………
4. Заключение……………………………………………………
5. Список используемой
литературы……………………………………...9
2
1.Содержание понятия «социальный институт».
В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только в комитетах или к другим крупномасштабным организациям, используя для малых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различить понятия «институт», «группа» и «ассоциация» по признаку размера социального объекта.
Между понятием «институт» и «группа» имеются внутреннее различие. Если группа – это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупность соц. норм. Формальное определение социального института, звучит так: социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
Несмотря на то, что институты и соц. группы – разные понятия, они неотделимы друг от друга. Институты формируют взаимосвязи и нормы, потребности людей. Именно люди сами организуют себя в группы и ассоциации, по интересам, увлечениям и др. Таким образом, в каждый институт входит много групп. Например, институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, т.е через определенные социальные группы. Так же и церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви – ассоциацией. Следовательно, институты и социальные группы, а также ассоциации взаимосвязаны, и бессмысленно полностью отделять друг от друга данные понятия и изучать их раздельно.
Итак, институт – это своеобразная
форма человеческой
3
2.Функции и структурные элементы основных институтов общества.
Общество является сложным социальным образованием, и силы, действующие внутри него так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть каждое действие. В связи с этим институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентных (скрытых) функций.
Люди часто недостаточно
Явные функции социальных институтов.
Соответствующий
социальный контроль обеспечивает порядок
и рамки в которых должна протекать деятельность
каждого члена института. Например, кодекс
института семьи, подразумевает, что члены
общества должны разделяться на устойчивые
малые группы – семьи.
Эта функция включает в себя процессы
сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности
членов соц. групп, происходящие под воздействием
институциональных норм, правил, санкций
и систем ролей. Всякая интеграция состоит
из 3-х основных элементов: 1)совмещение
усилий; 2) мобильность, когда каждый член
группы вкладывает свои ресурсы в достижении
целей; 3) сообразный личных целей индивидов
с целью других или целями группы.
4
Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить путем как расширения социальных границ института, так и смены поколений.
Информация, произведенная в институте,
должна распространяться как
внутри института с целью
Таблица
Функции | Институты | Основные роли | Физические элементы | Символические элементы |
Забота, выхаживание и воспитание детей. | Семейно-брачные. | Отец, мать, ребенок. | Дом, обстановка. | Кольца, обручение, контракт. |
Добывание пищи, одежды, жилья. | Экономические | Работодатель, наемна работник, покупатель, продавец. | Фабрика, офис, магазин. | Деньги, торговля, реклама. |
Поддержание законов, правил и стандартов. | Политические. | Законодатель, субъект права. | Общественные здания и места. | Флаг, кодекс. |
Содействия соборным отношениями установкам, углубления веры. | Религиозные. | Священник, прихожанин. | Собор, церковь. | Крест, алтарь, Библия. |
Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам. | Образование. |
Учитель, ученик, преподаватель, студент. | Вуз, школа, колледж, учебник. | Аттестат, диплом, степень. |
5
Существует еще один термин, институционализация - это процесс определения и закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Можно дать более короткое толкование: институционализация – это процесс образования социальных институтов. Существует несколько этапов, возникновения институционализации:
Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину – в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь – в крепкую семью. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.
Можно рассмотреть термин «
Мне
больше всего нравится и понятней толкование
Монтескье, оно не дано с научной точки
зрения, и тем самым более интересна
и понятна для всех.
6
Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайны. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.
В большинстве примитивных обществ семья – это единственный реально функционирующий институт. Например, среди современных племен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека на другие формы социальных институтов. Там нет правителей разного уровня, формальных законов, священников, нет специализированных профессий, семья заполняет всю жизнь этих людей. Все вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются в рамках отдельных семей, или на советах нескольких семей. Другими словами, примитивные общества не имеют физических и социальных потребностей, которые должны удовлетворять социальные институты, кроме института семьи. Семья, таким образом, является единственным институтом распределения экономических продуктов для примитивных охотников или земледельцев.
В примитивных обществах
Таким образом, как в
Мы видим, что семья является
основой всех социальных
7
Заключение
Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность может порождать существование полдюжины специальных институтов, с другой стороны, каждый институциональный комплекс, например семья, реализуют целую гамму базовых потребностей : в коммуникации, в производстве услуг, в распределении благ, в индивидуальной и коллективной защите, в поддержании порядка и контроля.
Информация о работе Социальные институты и их роль в обществе