Социальные институты и их роль в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:07, реферат

Описание

Социальные институты (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Это – государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и др. Их возникновение обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

2 Социальные институты и их роль в жизни общества..docx

— 16.18 Кб (Скачать документ)

Социальные  институты и их роль в жизни общества.

 Социальные институты (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Это – государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и др. Их возникновение обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности. Каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т.е. круг групповых или общественных потребностей, на которые направлена деятельность института. Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, идеологическую, культурную и др. Отсюда в зависимости от их социально-функциональной роли социальные институты разделяют на типы:

 •      регулирующие репродуктивное поведение  (семья, семейно-родственные связи  и др.);

 •      воспитания, образования, обучения, производства;

 •      обеспечивающие сохранение организации  общества (власть, политика);

 •      регулирующие деятельность в  сфере культуры.

 По характеру  организации различают формальные  и неформальные институты.  Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современном обществе. Не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты (дворовая компания, компания друзей). Однако цели, методы, средства решения задач в такой группе строго не установлены и не зафиксированы в виде устава.

 Из каких элементов  состоит социальный институт?

 Каждый институт  включает в себя:

-         определённую сферу деятельности;

-         группу лиц, уполномоченных для  выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих  функций на основе установленных  прав и обязанностей;

-         организационные нормы и принципы  отношений между официальными  лицами (руководитель–подчинённый, преподаватель–студент);

-         материальные средства (общественные  здания, оборудование и т.п.), необходимые  для решения поставленных задач. 

 Социальные институты  отличаются друг от друга своими  функциональными качествами [2]:

1.  Экономико-социальные  институты – собственность, обмен,  деньги, банки, различные хозяйственные  объединения – обеспечивают всю  совокупность производства и  распределения общественного богатства,  соединяя вместе с тем экономическую  жизнь с другими сферами социальной  жизни. 

2.  Политические  институты – государство, партии, профсоюзы и другие общественные  организации, преследующие политические  цели, направленные на установление  и поддержание определённой формы  политической власти. Их совокупность  составляет политическую систему  данного общества. Политические  институты обеспечивают воспроизводство  и устойчивое сохранение идеологических  ценностей, стабилизируют доминирующие  в обществе социально-классовые  структуры. 

3.  Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определённых ценностей и норм.

4.  Нормативно-ориентирующие  – механизмы морально-этической  ориентации и регуляции поведения  индивидов. Их цель – придать  поведению и мотивации нравственную  аргументацию, этическую основу.

5.  Нормативно-санкционирующие  – осуществляют социальную регуляцию  поведения на основе норм, правил  и предписаний, закреплённых в  юридических и административных  актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

6.  Церемониально-символические  и ситуационно-конвенциональные  институты. Эти институты основаны  на более или менее длительном  принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном  закреплении. Эти нормы регулируют  повседневные контакты, разнообразные  акты внутригруппового и межгруппового  поведения. Они определяют порядок  и способ взаимного поведения,  регламентируют методы передачи  и обмена информацией, приветствия,  обращения и т.д., ход собраний, деятельность каких-то объединений.

 Нарушение нормативного  взаимодействия с социальной  средой, в качестве которого выступает  общество или сообщество, называется  дисфункцией социального института.  Особенно остро эта проблема  возникает во времена революций  или быстрых социальных изменений,  когда многие традиционные общественные  институты либо прекращают свою  деятельность, либо адаптируются  к решению новых социальных  задач. Но формирование общественных  институтов требует времени. В  итоге люди сталкиваются с  серьёзными трудностями неурегулированности возникающих новых социальных отношений и поддержания общественного порядка в традиционных областях жизни. Такие переходные периоды, когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных институтов, Э. Дюркгейм назвал аномией.

 Социологи всегда  придавали большое значение изучению  этой проблемы. Польский социолог  Ян Щепаньский указывает на следующие основные условия эффективного функционирования социальных институтов:

1.  Чёткое определение  цели и круга выполняемых действий  или же объёма функций. Если  функции института определены  нечётко, он не может без  конфликтов включиться в глобальную  систему институтов данного общества и наталкивается на различные противодействия.

2.  Рациональное  разделение труда и рациональная  его организация. 

3.  Деперсонализация  действий. Предполагается, что официальные  лица будут выполнять свои  функции в строгом соответствии  с предписаниями, а не в зависимости  от индивидуальных интересов  и представлений своих прав  и обязанностей. В противном случае  институт утрачивает общественный  характер, престиж и доверие со стороны общества, превращается в учреждение, зависимое от частных интересов. Конечно, ни один институт не может избавиться от влияния личных интересов и вообще от индивидуальных особенностей чиновников, но такое влияние должно контролироваться обществом и сводиться к минимуму. Использование ресурсов общественных институтов в эгоистических интересах работающих в них людей – очень распространённое явление, которое социологи называют “бюрократизацией”.

4.  Признание и  престиж, какими институт должен  обладать в глазах всей группы  или её преобладающей части. 

5.  Бесконфликтное  включение в общую систему  институтов. Невозможен, например, механический  перенос политических институтов  западной демократии в общество  с сохраняющимися сильными родовыми  или клановыми социальными связями. 

 Институты любого  общества представляют собой  сложную интегрированную систему,  обладающую собственной социальной  инерцией. Именно поэтому глубокие  институциональные реформы, как  правило, сталкиваются с серьёзными  трудностями и часто терпят  неудачу. История знает не так  уж много примеров эффективного  и безболезненного реформирования  общественных институтов. Чаще такие  реформы завершались бурными  революционными событиями. Таким  образом, внутренняя согласованность  в деятельности институтов является  необходимым условием нормального  функционирования всего общества.

Литература 

1. А.И. Кравченко  Социология: Общий курс: Учебное  пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ;  Логос, 2002.– 271 с.

2. Аверьянов Л.Я.  Социология: искусство задавать  вопросы. Издание 2-е, переработанное  и дополненное. - М., 1998 357 с. 

3. Андрей Ермолаев  Выборочный метод в социологии  Методическое пособие Москва 2000. - 25 с.

4. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования.— Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. — 169 с.


Информация о работе Социальные институты и их роль в жизни общества