Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:03, реферат
Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.
Целью этой работы является изучение общих признаков и функций социальных институтов и особенностей школы как социального института.
Введение
1.Понятие «социальный институт»
2.Виды социальных институтов
3. Общие признаки социальных институтов
4. Школа как социальный институт воспитания, социализирующие функции школы.
5.Особенности социализационных функций школы на современном этапе
Заключение
Физические черты – материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы);
Кодексы
поведения – способ ролей и
осуществление социального
Эти
признаки не являются строго нормативно
закрепленными. Они скорее вытекают
из обобщения аналитических
К
числу общих признаков
-
выделение определенного круга
субъектов, вступающих в
- определенную (более или менее формализованную) организацию;
-
наличие специфических норм и
предписаний, регулирующих
-
наличие социально значимых
4. Школа как социальный институт воспитания, социализирующие функции школы.
О школе как социальный институт американский педагог Дж. Дьюи говорил, что «школа постепенно может создать такой тип общества, который нам хотелось бы видеть. Влияя на ум в этом направлении, мы постепенно изменили бы и взрослое общество».
Образование включает в себя: систематическое обучение, т.е. пропаганду и распространение культуры (неформальное образование); стимулирование самообразования.
Преобладающими функциями, которые определяют сегодня содержание и перспективы развития воспитательного процесса в школе, признаны развивающая и информативная функции. Основными функциями школы в процессе социализации можно считать следующие: приобщение человека к культуре общества; создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации; автономизация подрас-тающих поколений от взрослых; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к ре¬альной социально-профессиональной структуре общества.
Процесс реализации этих функций должен строиться на следующих принципах:
1)Совместная деятельность детей и взрослых.
2)Самоопределение.
3)Личностная направленность воспитания. Добровольность.
4)Коллективистская направленность.
5.Особенности социализационных функций школы на современном этапе
Школа
выступает для ребенка первой
и основной моделью социального
мира. Именно школьный опыт помогает осваивать
те законы, по которым живет взрослый
мир [6]. «Главная цель образования –
создание оптимальных условий для
развития ребенка на каждом возрастном
этапе и формирование способности
к дальнейшему саморазвитию» [5, с.
154]. Реализовать поставленную цель
может такая система
• перенос акцента с накопления информации (фактов, цифр, формул, образов действий, правил поведения и пр.) на освоение способов их получения, т. е. на формирование анализа, планирования своих действий, умение критически рассматривать факты, вести диалог и др.;
• переход от освоения конкретных средств к осознанию тех целей, для достижения которых эти средства создавались, а самое главное – к постановке собственных целей и поиску адекватных для их достижения средств.
Если процесс социализации предполагает и усвоение социального опыта, и его активное воспроизводство, то отсюда вытекают и основные задачи школы как института социализации: усвоение нормативного поведения и формирование собственной позиции, собственного отношения к социальной реальности. Важно, чтобы в школе у детей сформировался такой социальный навык, как умение совершать выбор. Благодаря этому умению могут быть реализованы основные задачи школы как института социализации. Речь идет не только о выборе любимого предмета, друга, будущей профессии, гражданской позиции, проявляющейся в активности или пассивности в общественных делах. В школе ребенок должен найти необходимую меру соотношения принятия общественных норм и требований и самостоятельной, творческой позиции относительно них, т. е. он должен найти свою позицию между полюсами шкалы: адаптация к социуму – игнорирование социального опыта. Человек должен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам, в то же время очень важными являются и позиция сравнения существующих нормативных систем, и построение собственной жизненной позиции.
Заключение
Главной миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, Ни одно общество не сможет существовать, если не будет, постоянно пополнятся новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов. Социальные институты «цементируют» общественную жизнь. Они обеспечивают общие соглашения, выработанные людьми в общении друг с другом и при содействии которых достигается преемственность поколений.
Школа является важнейшим социальным институтом, т.к. она занимаясь воспитанием, образованием подрастающего поколения, непосредственно обеспечивает передачу традиций, общественных ценностей; таким образом нельзя переоценить роль школы как социального института в жизни общества.
Интересно,
что образование, культура и наука остаются
самыми престижными и одновременно самыми
бедными институтами общества, а представители
других институтов борются между собой
за право диктовать им свою волю. Политики,
фонды, благотворительные организации,
партии выступают в роли спонсоров, промышленные
корпорации подбирают себе кадры чуть
ли не со школьной скамьи, проводя рекламные
кампании и организуя профессиональную
ориентацию школьников и студентов. В
итоге институт образования становится
ареной состязаний между другими институтами
общества.
Список
использованных источников
1.Бердсолл
К.,Гидденс Э., Социология: учебник для
ВУЗов. Изд-е 2-е, Едиториал УРСС.,-2005
2.Козырев Г.И., Основы социологии и политологии:
учебник- М.:ИД «Форум»: ИНФРА-М,2007.
3.Кравченко А. И., Анурин В.Ф. Социология.
Учебник для ВУЗов. – М., 2003.
4.Кравченко А. И. Основы социологии и политологии.
Учебник для ВУЗов. – М.: ТК Велби, Изд-во
проспект,2007, 2003.
5.Лисина С.А, Кускашев Д.В. (НОУ ВПО) Курс
лекций – 2007.
6.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология:
Курс лекций - М.: Центр, 1997.
7.Российский экономический журнал № 1
1992 г
8.http://www.socioline.ru/
Информация о работе Социальные институты современного общества. Школа как социальный институт