Социальный
институт (от лат.
Institutum – устройство, установление) – устойчивый
комплекс правил, норм, установок, регулирующих
различные сферы человеческой деятельности
и организующих их в систему социальных
ролей и статусов.
Понятие «институт»
было заимствовано социологией
из юриспруденции, где его использовали
для характеристики определенного
комплекса юридических норм. Институтами
в юридической науке считались,
например, наследование, брак, собственность
и т. д. В социологии термин
«институт» сохранил смысловую
окраску, связанную с нормативной
регуляцией деятельности, однако
приобрел значительно более широкое
толкование как обозначение некого
особого типа устойчивой регламентации
социальных связей и различных,
более или менее организованных,
форм социального регулирования
поведения субъектов.
Существование
институтов связано с деятельностью
людей, организованных в группы,
в которых проведено разделение
на соответствующие статусы, отвечающие
потребностям общества или данной
группы. Институциональной анализ
социальной жизни предполагает
изучение повторяющихся и наиболее
устойчивых образов поведения,
привычек, традиций, передающихся из
поколения в поколение.
Разнообразие
институтов соответствует разнообразию
человеческих потребностей, таких
как потребность в производстве
продуктов и услуг, потребность
в распределении благ и привилегий,
потребность в безопасности,
защите жизни и благополучия,
потребность в социальном контроле
за поведением членов общества, потребность
в коммуникации и т. д.
К числу основных
институтов относятся: экономические
(разделение труда, собственность, налоги
и др.); политические (государство, армия,
партии и др.); воспитательные и культурные,
созданные для развития культуры, социализации
детей, передачи им культурных ценностей
общества (институты брака и семьи; школы,
художественные учреждения); социальные
или общественные в узком смысле, регулирующие
повседневные контакты (местные общества,
товарищества, объединения); религиозные
и др.
Чем сложнее
общество, тем больше развита
система институтов. История эволюции
институтов подчиняется следующей
закономерности: от институтов традиционного
общества, основанных на предписанных
ритуалам и обычаем правилах
поведения и родственных связях,
к современным институтам, основанным
на таких ценностях, как компетентность,
независимость, личная ответственность,
рациональность, относительно независимых
от моральных предписаний.
К числу основных
признаков социальных
институтов относятся:
· Символы –
образы, представления об институте,
отражающие в концентрированном
виде его специфические черты;
· Основные роли
– образы поведения;
· Физические черты
– материальные воплощения социального
института (здания, вещи, предметы);
· Кодексы поведения
– способ ролей и осуществление
социального контроля.
Эти признаки
не являются строго нормативно
закрепленными. Они скорее вытекают
из обобщения аналитических материалов
о различных институтах современного
общества. У одних из них (прежде
всего формальных, таких как армия, суд
и др.) признаки могут фиксироваться четко
и в полном объеме, у других, неформальных
либо только возникающих, - менее отчетливо.
Всё многообразие
социальных институтов
можно разделить
на два типа:
1. институты-субъекты
– это организации разного
типа и масштаба (государство,
партии, ассоциации, фирмы, церковь
и др.);
2. институты-механизмы
– это устойчивые ценностно-нормативные
комплексы, регулирующие разные
сферы жизни людей (брак, семья,
собственность, религия).
Элементарной единицей
социального института любого типа
является акт социального взаимодействия.
В идеальной форме он существует
как нормативное предписание
закона, должностной инструкции, указа
и др.
Весьма близкими
являются категории социального
института-субъекта и группы. Однако
социальная группа – это совокупность
однородных статусных позиций,
объединяющихся благодаря этой
однородности в социальном поле.
Институт отличается от группы
гораздо более высоким уровнем
интеграции. Четкой границы между
группой и институтом нет –
любая группа имеет тенденцию
к институционализации.
Намного ближе
понятия института и коллектива.
Однако коллектив – это совокупность
индивидов, объединяющихся для
совместных действий, чтобы реализовать
свои осознанные интересы. Коллектив
создается взаимодействием конкретных
людей и может перестать существовать,
если поменяется состав людей.
Институт – это надындивидуальное
образование, в целом мало восприимчивое
к изменениям личностных характеристик.
Институты делятся
на формальные (например, Конституция
США) и неформальные (например, советское
«телефонное право»).
Под неформальными
обычно понимают общепринятые условности
и этические кодексы поведения. Это обычаи,
законы, привычки или нормативные правила,
которые являются результатом тесного
совместного существования людей. Благодаря
им люди легко узнают, чего хотят от них
окружающие, и хорошо понимают друг друга.
Эти кодексы поведения формирует культура.
Под формальными
институтами понимаются правила,
созданные и поддерживаемые специально
уполномоченными людьми (государственными
чиновниками).
Правила поведения
делятся на наследуемые, естественно
данные и приобретенные, передаваемые
через культуру. Последние, в свою очередь,
делятся на личные и социальные, а социальные
правила – на неформальные (закрепленными
традициями и обычаями и т.д.) и формальные
(закрепленные в правовых нормах). Наконец,
формальные социальные правила включают
частное и общественное (публичное право).
Частное право регулирует поведение не
только отдельных индивидов, но и негосударственных
организаций; в рамках общественного права
выделяются правила, ограничивающие деятельность
правительства и государства.
В социологии
существует четыре типа объяснения
и обоснования социальных институтов.
Согласно теории Дж. Хоманса, это,
во-первых, психологический тип объяснения,
исходящий из того, что любой социальный
институт есть психологическое по своему
происхождению образование, устойчивый
продукт обмена деятельностью. Во-вторых,
- исторический, рассматривающий институты
как конечный продукт исторического развития
определённой сферы деятельности. Еще
два типа объяснений существования институтов,
которые преимущественно применяются
в структурно-функциональном анализе,
Хоманс называет неубедительными. Это
структурный тип, когда доказывается,
что «каждый институт существует как следствие
своих отношений с другими институтами
в социальной системе», и функциональный,
согласно которому институты существуют,
поскольку выполняют определенные функции
в обществе.
Процесс образования
институтов – институционализация
– подразумевает замену спонтанного
и экспериментального поведения
на регулированное, ожидаемое, предсказуемое.
Это процесс, этапами которого выступают:
· возникновение
потребности, удовлетворение которой
требует совместных организованных
действий;
· формирование общих
идей;
· появление социальных
норм и правил в ходе стихийного
социального взаимодействия, осуществляемого
методом проб и ошибок;
· появление процедур,
связанных с нормами и правилами;
· институционализация
норм и правил, процедур, т.е. их принятие,
практическое применение;
· установление системы
санкций для поддержания норм
и правил, дифференцированность их
применения в отдельных случаях;
· материальное и
символическое оформление возникшей
институциональной структуры.
Функции социальных институтов.
Социальные институты
выполняют в обществе ряд функций,
среди которых выделяются явные
и латентные. Явные – функции,
последствия, деятельности которых
носят намеренный характер и
осознаются людьми. Они фиксируются
и декларируются в кодексах
и уставах, конституциях и программах,
закрепляются в системе статусов
и ролей. Последствия деятельности
латентных функций не осознаются
участниками и носят ненамеренный
характер.
К числу основных
функций социальных
институтов относятся
следующие:
1. удовлетворение
социальных потребностей;
2. регулирование
взаимоотношений между членами
общества путем выработки шаблонов
поведения;
3. обеспечение
устойчивости социальной жизни;
4. интеграция
действий и стремлений индивидов,
обеспечивающая внутреннюю сплоченность
общности.
Социальные
институты отличаются друг от друга своими
функциональными качествами:
·
экономические институты (собственность,
деньги, банки и т.д.) обеспечивают
производство и распределение товаров
и услуг, соединяя экономическую
жизнь с другими сферами общественной
жизни;
·
политические институты (государство,
партии, общественные объединения) направлены
на завоевание и поддержание политической
власти в обществе;
·
социокультурные институты ставят
своей целью воспроизводство
культурных и социальных ценностей,
социализацию индивидов, защиту определённых
ценностей;
·
нормативно-ориентирующие институты
придают поведению индивидов
этическую основу и нравственную
аргументацию;
·
нормативно-санкционирующие институты
принудительно регулируют социальное
поведение на основе правил и предписаний,
закрепленных в юридических актах;
·
церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные
институты регулируют повседневные
контакты, определяют порядок и способ
повседневных взаимодействий.
Нарушение нормативного
взаимодействия института с социальной
средой называется дисфункцией
социального института.