Социальные изменения: сущность, причины, факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:22, реферат

Описание

Социальные изменения – одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др.

Содержание

1. Введение 3
2. Социальные изменения: сущность, причины, факторы 4
3. Модели социальны изменений 10
4. Основные тенденции современного мирового развития 13
5. Заключение 16
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по социологии.docx

— 43.67 Кб (Скачать документ)

     1. Природные причины – истощение  ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.

     2. Демографические причины – колебания  численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.

     3. Изменения в сфере культуры, экономики,  научно-технический прогресс.

     4. Социально-политические причины  – конфликты, войны, революции,  реформы.

     5. Социально-психологические причины  – привыкание, насыщение, жажда  новизны, рост агрессивности и  т.д.

     Перечисленные причины социальных изменений могут  являться как внутренними, так и  внешними по отношению к данной социальной системе. П. Сорокин полагал, что основными причинами социальных изменений являются именно внутренние, имманентные причины. Сформулированный им принцип имманентных изменений гласит: «После возникновения социокультурной системы ее естественное, «нормальное» развитие, формы и фазы жизненного пути определяются, в основном, самой системой…»4. Внешние обстоятельства могут замедлить или ускорить внутрисистемные процессы, могут, наконец, ее уничтожить, но не в состоянии изменить программу развития, заложенную в систему. Система само детерминирует свою эволюцию, что, по мнению Сорокина, эквивалентно свободному развитию. Влияние внешних сил необходимо учитывать, но их воздействие не в состоянии изменить последовательность фаз развития системы.

     Изучая  социальный объект в статике, мы предполагаем, что наблюдаемые его характеристики, как качественные, так и количественные, в течение определенного небольшого промежутка времени практически  не изменяются (точнее, происшедшими изменениями  можно пренебречь). Формально можно  сказать, что в моделях статики  время отсутствует.

     В динамических моделях время присутствует в явном виде.   Исследователя  интересуют изменения во времени  количественных и качественных переменных, как, впрочем, и постоянные параметры, не изменяющиеся за период наблюдения.

     Описание  динамики объекта предполагает использование  понятия процесса. Приведем классическое определение социокультурного процесса, принадлежащее П.А. Сорокину: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик».

2. Модели социальных изменений

     Рассмотрим  теперь более подробно, какие именно элементы социальных и социетальных систем подвержены изменениям. По этому  признаку можно выделить четыре основных вида социальных изменений.

     Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, или структурные социальные изменения. Таковы, например, изменения  в структуре семьи (полигамная, моногамная, многодетная, малодетная и т. д.), в  структуре любой другой общности - малой группы, профессиональной, территориальной, класса, нации, общества в целом, изменения в структурах власти, в структурах управления и т. д. К этому виду изменений относятся также структурные изменения социальных институтов (государства, системы образования, науки, религии); социальных организаций и т. д. Такие изменения предполагают перемены в рамках существующих структур, а также и образование новых социальных структур.

     Изменения в социальных процессах. С определенной долей условности их можно назвать  процессиальными социальными изменениями. Так, мы постоянно наблюдаем изменения, происходящие в сфере социальных взаимодействий и взаимоотношений  между различными общностями, общностями и институтами, общественными структурами  и личностью и т. д. Это отношения  солидарности, напряженности, конфликта, отношения равноправия и подчиненности  и т. д., которые постоянно находятся  в процессе изменений.

     Изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно  назвать функциональными социальными  изменениями. Так, в соответствии с  новой Конституцией России произошли  существенные изменения в функциях исполнительной и законодательной  власти страны. Федеральное собрание как парламент страны в значительной мере отличается и по структуре, и  по функциям от прежнего парламента - Верховного Совета. Этот вид изменений также включает изменения уже существующих функций, равно как и" возникновение новых функций каких-либо социальных субъектов.

     Изменения в духовной сфере - сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности, или мотивационные социальные изменения. Очень важно для социолога зафиксировать изменения в тех ценностях, целях, нормах, идеалах, которыми руководствуются люди в своем поведении, работе, общественной и иной деятельности. Например, при переходе к рыночной экономике существенно меняется мотивационная сфера огромных масс населения. На первый план выступают мотивы личного денежного заработка, дохода, что оказывает влияние на их поведение, мышление, сознание. Этот вид изменений нередко в научной литературе квалифицируется как разновидность культурных изменений, и тем самым подчеркивается его специфика, отличие от других видов социальных изменений. Некоторые социологи, например П. Сорокин, Т. Парсонс и другие, проводят разделение между социальными и культурными системами и соответственно социальными и культурными изменениями. В культурологии культурные изменения рассматриваются как особый класс изменений. Вместе с тем возможен и такой подход, при котором некоторые культурные изменения исследуются в качестве особого вида социальных изменений. Такой подход дает возможность больше подчеркнуть взаимосвязанность и взаимозависимость тех и других изменений.

  Инновационный процесс

     Социальные  изменения можно характеризовать  также с точки зрения содержащихся в них новаций. Дело в том, что  значительная часть изменений (но не все) несет с собой некоторое  нововведение, т. е. вносит в социальную реальность некоторый элемент, которого раньше не существовало.

     Как показано в ряде зарубежных и отечественных  социологических исследований (Н. И. Лапин, А. И. Пригожий и др.), инновация (нововведение) - это комплексный процесс создания, распространения и использования нового практическою средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, а также сопряженные с этим новшеством изменения в социальной и вещественной среде.

     Понятие «инновация» вошло в науку  еще в XIX в. и стало использоваться при изучении процессов изменений  в культуре, выступая как некоторая  противоположность понятию «традиция». В настоящее время нововведение рассматривается как определенная стадия процесса социального изменения. В самом феномене нововведения выделяют обычно следующие элементы: а) само новшество, б) новаторы, т. е. те, кто  создает его, создатели, в) распространители, г) восприемники. Введение данных элементов  в схему анализа социальных изменений  чрезвычайно полезно и с научной, и с практической точки зрения. Сквозь призму этих элементов можно  рассматривать процессы осуществления  и реализации различных социальных нововведений, в том числе и  в нашей стране.

     Сама  инновационная деятельность может  быть подразделена на два подвида - совершенствующая инновационная деятельность и радикальная инновационная деятельность. Существенное различие между ними заключается, в частности, в том, что совершенствование обычно хорошо уживается с существующими организационными структурами, вписывается в них. Радикальное же нововведение, как правило, подрывает или даже взрывает эти структуры и поэтому вызывает сопротивление и противодействие определенной части лиц и даже социальных групп.

Взаимосвязь изменений в обществе

     Нетрудно  видеть, что все эти виды изменений  тесно связаны между собой. Изменения  одного вида влекут за собой изменения  других видов. При анализе реальных социальных явлений бывает нелегко  отграничить один вид изменений  от другого или других. Тем не менее, это необходимо стараться делать, ибо такая дифференциация дает возможность более четкого, конкретного понимания социальной Действительности и тех реальных сдвигов, которые в ней происходят.

     Вместе  с тем следует иметь в виду, что непосредственно социальные изменения взаимосвязаны с другими  изменениями, происходящими в обществе, экономическими, политическими, технологическими и т. д. Характер этой взаимосвязи очень непростой, не однолинейный и неоднозначный. Например, реальная практика постсоциалистических преобразований в нашей стране и других странах показала, что определенная политика правительства в экономической сфере вызывает самые разные - ожидавшиеся, а главным образом, не ожидавшиеся - социальные последствия, а нередко и отсутствие тех социальных перемен, на которые рассчитывали. Так что изменения одного вида или в одной сфере общества, в общем и целом воздействуют на изменения других видов или в других сферах общества, но это воздействие не является ни автоматическим, ни однозначно предсказуемым. Поэтому каждая ситуация, каждый случай общественных перемен требуют всестороннего и детального конкретного анализа всей совокупности взаимодействующих факторов. 
 
 
 

 3. Основные тенденции современного мирового развития

     Человечество  во все времена волновал вопрос о  таинственном и неизведанном течении  времени, о ходе эволюции человечества, мира, Вселенной. Государство, страна, цивилизация – все они подчиняются  теориям, концепциям, которые определяют тип, периодизацию, и которые вполне отчетливо предсказывают финал-угасание или новый виток в развитии общества.

     В настоящее время выделяют концепции  социальных революций и реформ, а  также социального прогресса.

     При рассмотрении вопроса о социальных революциях и реформах необходимо принять  за аксиому то, что истина всегда конкретна. Поэтому нельзя абсолютизировать ни реформу, ни революцию. И социальная революция, и социальная реформа, хотя и различные, но взаимосвязанные  стороны социального развития. Обе  эти формы теряют смысл друг без  друга. Та и другая известны истории. Мы хорошо знаем великие революции, но были и великие, замечательные  реформы. Например, реформы античного  правителя Солона, реформы, осуществленные под руководством американского  президента Рузвельта, реформы, инициированные в начале ХХ века российским министром  П.А. Столыпиным, реформы, реализованные в 20-30-е годы ХХ века президентом Турции Ататюрком5.

     В современном демократическом государстве, где есть гражданское общество, открываются  большие возможности предотвращать  социальные конфликты, решать их вовремя, не допуская дезинтеграции общества, социального катаклизма. Революционные  политические, социальные взрывы чаще всего – результат неумения властных структур, социально-политических сил  провести назревшие коренные реформы, социальные преобразования6.

     Что касается теории социального прогресса, то классические представления о  нем рассматривают его как  постепенное движение человечества к все более высоким уровням  цивилизации. Причем движение носит  неизбежный характер, продолжается, несмотря на все перипетии истории, отклонения, случайности. Полное процветание общества, достижение этого состояния во всех структурах общества – вот цель прогрессивного движения7.

     Социальные  науки подвергли критике оптимистическую  идею линейно-поступательного развития человечества, лежащую в основе парадигмы  социокультурного прогресса. ХХ век  с его невиданными ранее катастрофами – политическими, экологическими, военными, породил сомнения и разочарование  в теории прогресса. Идея кризиса, охватившая умы миллионов людей, ставшая  лейтмотивом общественного мнения, способствует закреплению пессимистических прогнозов будущего человечества. Если раньше ситуацию кризиса рассматривали  как временное явление, то теперь о кризисных процессах говорят  и пишут как о норме. Кризисы  «нормализовались», социологи, политологи, культурологи обнаруживают кризисы  везде и во всем. Утрачивается вера в прогресс, не оправдываются оптимистические  рассуждения о социальных эволюциях  и рассуждениях8.

     Но  можно ли утверждать, что идея прогресса, единственной альтернативой которой  ожжет быть только всеобщее отчаяние, исчерпала свое предназначение, ведь «ни одна идея не была важной или  такой же важной, как теория прогресса» (Р. Нисбет) в течение трех тысячелетий? Какие же есть аргументы у критиков линейных, поступательных теорий развития? Во-первых, факты противоречат существованию. Каких-либо универсальных и вечных линейных тенденций, универсальных стадий эволюции, относящихся ко всему человечеству, к любым общностям и странам. И в самом деле, исследования историков, археологов, этнографов показали, что большинство человеческих обществ существовали и исчезали на начальных стадиях развития. И сегодня есть общества, до сих пор остающиеся на самых ранних ступенях эволюции. Лишь некоторые народы смогли создать великие цивилизации. Во-вторых, подверглась критике упрощенная схема: древний мир – средние века – Новое время. Точно также переосмыслена марксистская теория «общественно-экономических формаций», стремившаяся вместить сложный, противоречивый ритм разных культур в рамки единственной схемы. Кроме того, в ХХ веке наступило полное осознание того, что события, имевшие решающее значение для Европы, вовсе не были таковыми для других народов. Например, падение Римской империи, означавшее конец древней истории и начало средневековья для европейских народов, не имело такого смысла для населения Японии, Индии, Китая. То же самое можно сказать о Куликовской битве, имевшей значение, прежде всего для народов России. Этапы истории различных цивилизаций, как можно увидеть, не вписываются в концепцию евро центризма, что подчеркивает наличие различных исторических периодов и культур, наличие культурного плюрализма в мире9.

Информация о работе Социальные изменения: сущность, причины, факторы