Социальные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:51, реферат

Описание

Аномия, конфликтный социум, антагонизмы, кризис системы, контрдействия, нарушение механизма стабилизации системы, консенсус, нейтрализация оппонента, бифуркация, компромисс, латентность, деловая зона, постконфликтный синдром, максимализм сторон, фрустрация, общественное настроение.
Цель информации: дать студентам представление о природе, динамике, субъектах и способах разрешения социальных конфликтов в

Содержание

1. Понятие, причины и виды социальных конфликтов.
2. Массовые действия. Социальные движения.
Основные понятия

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 39.58 Кб (Скачать документ)

X. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

1. Понятие, причины  и виды социальных конфликтов. 
2. Массовые действия. Социальные движения.

Основные понятия 
Аномия, конфликтный социум, антагонизмы, кризис системы, контрдействия, нарушение механизма стабилизации системы, консенсус, нейтрализация оппонента, бифуркация, компромисс, латентность, деловая зона, постконфликтный синдром, максимализм сторон, фрустрация, общественное настроение. 
Цель информации: дать студентам представление о природе, динамике, субъектах и способах разрешения социальных конфликтов в обществе.

Рекомендации 
Первый вопрос. При изучении природы, сущности и участниках социальных конфликтов найдите в литературе их определения, и постарайтесь на конкретных примеров существующих в мире конфликтных систем (общества, группы, социального института) выяснить мотивы и предпосылки вызревания в обществе социальной напряжённости. Тщательно изучите основы теории современной западной конфликтологии и попытайтесь осуществить сравнительный анализ наиболее распространённых в социологии конфликтных парадигм. 
При изучении закономерностей функционирования социальных систем, сосредоточьте внимание на понятии кризисный социум и рассмотрите процессы интеграции и дезинтеграции, дифференциации интересов, стратификации, функциональные и дисфункциональные системы, стихийные и целенаправленные конфликты. Особое внимание следует уделить концепциям конфликтного социума К. Маркса, Р. Дарендорфа, Л. Козера и др. 
Второй вопрос целесообразно рассмотреть методом сравнительного анализа многочисленных видов массовых социальных движений и действий, раскрыть диалектический характер их взаимодействия, взаимообусловленности, объяснить характер, направленность, движущие силы современных формальных и неформальных массовых движений. Иерархию массовых движений и современное состояние массового сознания полезно проанализировать на основе изучения политической жизни российского общества.

Понятие, причины и виды социальных конфликтов 
Конфликты всегда были неотъемлемой частью жизни общества. Конфликт- это столкновение между людьми или большими социальными группами, которое выступает как повсеместное явление, т.е. любое общество подвержено конфликтам. Они могут привести к разрушению не только экономических или политических систем, но и самого общества в целом. Поэтому внутри социологии образовалась специальная отрасль - конфликтология, перед которой стоит ряд научных и практических проблем. Возможно ли существование общества без конфликтов? Вопрос о 1) причинах конфликтов; 2) о роли конфликтов в жизни общества; 3) о возможностях регулирования социальных конфликтов. 
Термин "конфликт" произошёл от латинского слова conflictus - столкновение. 
Понятие "социальный конфликт" - это сложное явление. Это определённая форма социального взаимодействия между людьми в виде столкновения противоположных целей, ценностей, взглядов, потребностей, интересов. Конфликт- есть одновременное развёртывание действия и контр-действия. Это исключительно сложное действие двух или большего числа сторон, объединённых противодействием. 
Термин "социальный конфликт" введён немецким социологом Георгом Зиммелем, который назвал его "спором". М. Вебер называл конфликт "борьбой" . Английский социолог Энтони Гидденс определяет конфликт как "реальную борьбу между действующими людьми или группами". Американцы Т. Парсонс и Р. Мертон рассматривали конфликт как дисфункцию отдельных структур в социальной системе. Л. Козер считает конфликт важнейшим элементом социального взаимодействия, который способствует укреплению или разрушению социальных связей. В целом, в социологии конфликт определяется как форма взаимодействия между различными социальными общностями. 
Природа конфликтов обусловлена наличием в обществе объективных и субъективных противоречий, которые пронизывают экономику, политику и культуру. Одновременное обострение всех противоречий создаёт кризис общества, нарушение механизма стабилизации системы. Проявлением кризиса общества является рост социальной напряжённости, столкновение классов, наций, народных масс с государством.  
Но не следует объективные противоречия отождествлять с конфликтом. Противоречия порождают открытые и закрытые конфликты только тогда, когда осознаются людьми, как несовместимые интересы, потребности. 
Социальный конфликт есть способ взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов, обусловленный их материальными и духовными интересами, определенным общественным положением, властью. Динамика социальных систем есть процесс, который реализуется в различных типах социального взаимодействия: соревновании, приспособлении, ассимиляции, конфликте. Заметим, что конфликт здесь выступает как некая связующая переходная форма, скажем, к соревнованию (конкуренции), консенсусу. Консенсус -один из методов принятия экономических, социально-политических и иных решений, заключающийся в выработке согласованной позиции, не вызывающей принципиальных возражений у сторон.  
Так или иначе конфликт был и остается постоянным спутником общественной жизни, столь же соответствуя природе общества и человека, сколь и консенсус. Легализацию конфликтологии у нас подтолкнула ситуация, когда страну буквально захлестнули конфликты, когда мы оказались не готовы к тому, что "демократия -это конфликт". Особая роль принадлежит социологическому аспекту исследования (конфликт и общество), политологическому (конфликт и политика). Но все большее значение приобретает социально-психологический аспект в плане исследования динамики конфликта. Выделим две основные концепции социального конфликта.  
"Концепция позитивно-функционального конфликта" (Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг, Ю. Гальтунг и др.) является собственно социологической. В ней конфликт рассматривается как проблема общения и взаимодействия. Его социальная роль - стабилизация. Но устойчивость общества зависит от количества существующих в нем конфликтных отношении и типов связей между ними. Чем больше разных конфликтов пересекаются, чем сложнее групповая дифференциация общества, тем труднее разделить всех людей на два противоборствующих лагеря, не имеющих никаких общих ценностей и норм. Значит, чем больше независимых друг от друга конфликтов, тем лучше для единства общества.  
В данной концепции выделяется "конкуренция" как ключевое понятие, а интересы сторон считаются побудительной силой конфликта. Его процесс складывается из совокупности .реакций на внешний мир. Все столкновения- это реактивные процессы. Следовательно, сущность конфликта состоит в стереотипных реакциях социальных субъектов. Но разрешение конфликтов мыслится как "манипулирование" поведением без радикального изменения общественного строя. В этом, главным образом, отличие марксистской конфликтологии (теория классовой борьбы и социальной революции) от принципа "скэрсити" (т.е. ограниченности благ, дефицита), характерного для западных трактовок причин конфликта.  
Позитивно-функциональная концепция рассматривает конфликт как "борьбу за ценности и претензии на определённый социальный статус, власть. и недостаточные для всех материальные и духовные блага, борьбу, в которой целями состоящих в конфликте сторон являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение "соперника".  
В концепции конфликта как. "социальной болезни" Т. Парсонс первым в полный голос сказал о конфликте как патологии, определил следующие основы стабильности: удовлетворение потребностей, социальный контроль, совпадение социальных мотиваций с общественными установками. Э. Мэйо выдвинул - идею "мира в промышленности", охарактеризовав конфликт как "опасную социальную болезнь", выступающую антитезой сотрудничеству и равновесию. 
Сторонники этой концепции (среди них прежде всего шведский эколог Ханс Бродаль и немецкий социолог Фридрих Гласл) исходят из того, что в историческом процессе проявляют себя две противоположные тенденции. Первая - эмансипация, стремление высвободиться (мужчина - женщина, младшее и старшее поколение, служащие - предприниматели, развитые и развивающиеся страны, Восток - Запад). Болезнь начинается, когда эмансипация ведет к эгоизму, а это отрицательная сторона индивидуализма. Вторая - возрастающая взаимная зависимость, содержащая в себе тенденцию к коллективизму. Болезнь начинается, когда взаимозависимость превращается в коллективизм, т.е. когда побеждает определённая система, позволяющая пренебречь человеком как индивидуальностью. Болезнь имеет широкий спектр, захватывая индивида, социальные организмы, группы, организации, сообщества, нации, целые народы. Каковы аспекты социологического диагноза конфликта? Прежде всего это истоки конфликта (не причины, а то, с чего начинается); затем биография конфликта (его история, корни, фон, на котором он прогрессирует, кризисы, поворотные точки); стороны (субъекты) конфликта, в зависимости от которых определяется уровень социальной сложности какого-либо конфликта; позиция и отношения сторон, формальные и неформальные зависимости, роли, личные отношения; исходное отношение к конфликту (надежды и ожидания сторон). X. Бродаль и Ф. Гласл выделяют три основные фазы конфликта. 1. От надежды к страху (дискуссии, замыкание на себя, споры, доведенные до крайностей, утрата коммуникации, начало действий). 2. От страха к потере облика (формирование ложных образов противника, усиление лидерства и авторитарности, подталкивание к саморазоблачению, запугивание и паника). 3. Потеря воли - путь к насилию (ограниченное разрушение и насилие, разрушение нервного (управленческого) центра, наконец, тотальное разрушение, включая саморазрушение). Эскалация конфликта есть своего рода смертельный процесс, но он может быть преодолен быстро, вообще исчезнуть, если устранить основное противоречие сторон. В любом конфликте наблюдается борьба тенденций эгоизма и "коллективизма". Найти равновесие между ними- значит найти путь к разрешению конфликта и вырасти в своей человеческой сущности (это всегда усилие!). ;  
Экстремальность (ее исследователи - М. Вебер, Э. Дюркгейм, Л. Сорокин, Н. Кондратьев, И. Пригожин, Н. Моисеев и др.) возникает при угрозе самому существованию социальной системы в рамках данного качества и объясняется действием экстремальных факторов. Экстремальная ситуация связана с возникновением "бифуркационного состояния" (лат. bifurcus - раздвоенность), то есть состояния динамического хаоса и появления возможностей для инновационного развития системы. В этих условиях меняются параметры, возникают пограничные (маргинальные) состояния. В результате наступает эффект "обнаружения сущности". Его функция состоит в том, чтобы стабилизировать систему в ответ на действие экстремальных сил. При выходе из динамического хаоса обязательно наличие лидера (на уровне группы) или доминирующей мотивации (на уровне личности), которые осуществляют целевую функцию выживания социальной системы.  
Социологи усматривают два варианта выхода из экстремальной ситуации. Первый - катастрофа, связанная с распадом ядра системы и разрушением подсистем. Вторая - адаптация (компромисс, консенсус), объектом которой являются групповые противоречия и интересы. Для анализа динамики социальной системы введено понятие "цикл экстремальной ситуации". Цикл связан с минимумом времени на принятие решений, с максимумом информации о событиях, с максимумом эффективности (мобилизация сил, способностей, ресурсов), с минимумом ошибок. 

 

Субъекты конфликта 
Субъектами (носителями) конфликта являются крупные социальные группы. Но обычно в конфликтах сталкиваются не большие группы, а их представители в виде политических социальных движений, групп давления, партий, части госаппарата, парламентских фракций. Р. Дарендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп: 
1. Первичные группы (формальные, неформальные)- непосредственные участники конфликта. Это малые группы, социальные слои внутри крупных социальных общностей. 
2. Вторичные группы- стремятся непосредственно не участвовать в конфликте, но контролировать его развитие. К ним относятся крупные политические общности типа партий, профсоюзов, групп давления, заинтересованных групп. 
3. Третьи силы заинтересованные в разрешении конфликта относятся к различным социальным институтам государства.

Типология конфликтов 
1) По форме проявления существуют неантагонистические (примиримые) и антагонистические конфликты. В определённых условиях неантагонистические конфликты могут перерастать в неразрешимые, антагонистические конфликты. 
2) По степени охвата бывают конфликты полные и развёрнутые, когда в него вовлечена вся совокупность потребностей, интересов и ценностей общества, и конфликты частичные, когда они основываются на противоречии какой-либо одной сферы жизнедеятельности (семья, образование, быт, религия, этнические проблемы). 
3) По сферам распространения в социологии выделяют конфликты экономические, политические, социально- этнические, религиозные, духовно- идеологические. 
4) Конфликты горизонтальные, возникающие внутри социальных и политических структур, и вертикальные- между руководящими структурами и подчинёнными. 
Конкретные условия возникновения конфликтов предопределяют и формы их развития: а) латентную (скрытую), б) открытую форму. 
Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии его развития: 
1-предконфликтная; 2-конфликтная; 3-разрешение конфликта; 4-постконфликтная. 
1. Предконфликтная - это стадия накопления и обострения противоречий из-за расхождения интересов и ценностей субъектов взаимодействия. На этой стадии конфликт существует в латентной форме. 
2. Конфликтная стадия - характеризуется конфликтным поведением, т.е. действиями, направленными на противоборство с намерениями, целями, интересами противоположной стороны. Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликта, применением ими всех ресурсов борьбы. Однако, на стадии конфликта может произойти перелом, в случае, если произойдёт "переоценка ценностей", т.е. изменение представлений об оппоненте, его целях, облике. Тогда "фаза переоценки ценностей" может стать "фазой выбора" программы поведения, состоящей из 3 альтернатив: 
1) достижение своих целей за счёт другой группы -т.е. доведение конфликта до предела; 
2) снижение уровня напряжённости за счёт частичных уступок, что переведёт конфликт в латентную форму; 
3) поиски способов полного разрешения конфликта. 
Третья стадия конфликта - разрешение конфликта, осуществляется путём изменения объективной ситуации, давшей начало конфликту, а также изменениям субъективного образа ситуации в сознании враждующих сторон. Полное разрешение конфликта означает его прекращение на объективном и субъективном уровне, кардинальную расшивку конфликтной ситуации. При частичном разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются мотивы, сдерживаемые временно разумными аргументами, либо санкциями.

Условия успешного разрешения конфликтов 
В современной конфликтологии сформулированы следующие условия разрешения конфликтов. 
1) Своевременный и точный диагноз причин конфликта. Это предполагает вычленение объективных противоречий, интересов, целей и очерчивание "деловой зоны" конфликтной ситуации. Создаётся модель выхода из конфликтной ситуации. 
2) Обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. 
3) Совместный поиск компромисса, т.е. путей преодоления конфликта. Решающее значение приобретает конструктивный диалог между противоборствующими сторонами. 
Постконфликтная стадия предполагает устранение противоречий конфликтных интересов, целей, установок, ликвидацию социально-психологической напряжённости в обществе. Постконфликтный синдром при обострении отношений может оказаться началом повторных конфликтов на другом уровне с иными участниками. 
Современная конфликтология в демократических странах выделяет главные приоритеты разрешения конфликтов. Особенностью демократического общества является признание допустимости конфликтов и множественности несовпадающих интересов. 
В России особенностью разрешения конфликтных ситуаций является максимализм сторон, что не позволяет достичь консенсуса, снять мотивы, глубинные источники социальной напряжённости. Данный максимализм наиболее отчётливо проявляется в России в этно-национальных конфликтах, где одна из конфликтующих сторон отстаивает принцип суверенитета. Этот принцип суверенитета действительно является наиболее авторитетным в разрешении национальных конфликтов, но может повлечь ухудшение материального положения местного населения и вызвать не межнациональный, а внутренний конфликт. Лучше всего в межнациональных конфликтах действует принцип права наций на самоопределение. 
В итоге какой способ решения конфликта является наиболее рациональным? - Это интеграция сторон, политические решения, учитывающие интересы всех сторон. 
В теории конфликтов Р. Дарендорфа для успешного регулирования конфликтов необходимо наличие ценностных предпосылок, уровень организации сторон, равенство возможностей для обеих сторон конфликта.

Массовое сознание и массовые действия. Социальные движения 
"Массовое сознание" наряду с групповым и общественным сознанием - тип общественного сознания, связанный с деятельностью особого рода социальных общностей- масс. В содержательном отношении "массовое сознание" - это совокупность доступных массам идей, представлений, настроений и иллюзий, отражающих социальную жизнь общества. "Массовое сознание" по объёму уже, чем общественное сознание, из него выпадают групповые компоненты, особые формы духовного освоения действительности (наука, профессиональная этика). 
"Массовое сознание" возникает и формируется в процессе стереотипизации жизни людей в сферах труда, политики, досуга, когда рождаются одинаковые, или подобные устремления, интересы, оценки, потребности. С помощью СМИ тиражируются модели поведения, восприятия окружающего мира, знания, образов жизни, стереотипов сознания. Структура "массового сознания" складывается из общественного мнения (совокупность оценок), ценностных ориентаций и установок, влияющих на поведение масс, " общественного настроения". Массовое сознание выступает в качестве регулятора массовых форм поведения людей. Его роль усиливается по мере роста роли масс в экономике, политике, культуре.

Массовые действия как  форма конфликта 
Наиболее яркой формой социальных конфликтов являются массовые действия, которые реализуются в виде требований к властям, либо в прямых акциях протеста. Массовый протест - это активная форма конфликтного поведения. Он выражается в различных формах: стихийные бунты, организованные забастовки, насильственные действия (заложники), ненасильственные действия- кампании гражданского неповиновения организаторами массового протеста являются заинтересованные группы, или группы давления. Митинги, демонстрации, пикетирования, голодовки являются эффективными средствами решения конкретных задач. Их дополняют революции, партизанские движения, террористические акты. 
В заключении отметим, что поскольку конфликты в жизни неизбежны, важно владеть технологиями управления конфликтами.

Социальные движения 
"Социальное движение "- это различные объединения социальных, демографических, этнических, религиозных и др. групп, их совместные действия для достижения общих целей. Генезиз социальных движений связан с возникновением в обществе конфликтов, дезорганизации, эрозии прошлых ценностей, побуждающих часть общества объединяться в целях самореализации. Социальные движения объединены: 
1) общей целью - изменить свой социальный статус; 
2) общими ценностями (революционными, консервативными, разрушительными, позитивными); 
3) общей системой норм, регулирующих поведение его участников; 
4) неформальным лидером. 
В марксистской социологии анализируются различные типы социальных движений - революционные, реформаторские, национально-освободительные, профессиональные, молодёжные, женские и т.д. На базе социальных движений часто формируются политические партии, которые обладают своей организацией, идеологией, программами. В политической жизни ХХ века большую роль играют массовые движения за мир, экологию, национальное освобождение, феминистические, молодёжные. Ряд массовых движений принимают форму социального института, обладающего специфическими нормами и санкциями, ценностями (например, экологисты, охрана памятников культуры, религиозные секты). В современном обществе широко распространены и неформальные социальные движения панков, скинхедов, рокеров, модов, хиппи. В условиях демократии значимость массовых движений возрастает. 
Социальный конфликт является способом взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов, обусловленный их материальными и духовными интересами, определенным общественным положением, властью; это столкновение, цель которого -нейтрализация. нанесение ущерба или уничтожение противника. Консенсус представляется одним из методов принятия экономических, социально-политических и иных решений, заключающийся в выработке согласованной позиции, не вызывающей принципиальных возражений сторон.

 

 

Последователями Маркса и Зиммеля и современными "классиками" конфликтологии считаются Немецкий социолог Р. Дарендорф и американский ученый Л. Козер, идеи якихсталы концептуальной основой современной парадигмы конфликта.  
Р. Дарендорф заявил о себе в конце 50-х годов как непримиримый критик доминирующего тогда функционалистского подхода к общественным явлениям. «Освободимся от утопии: к переориентации социологического анализа» - такой была название его известного труда, в которой воплотилась сущность его теоретической позиции. Страстный его призыв не впадать в заблуждение относительно того, что в обществе царит стабильность, гармония и согласие, не игнорировать общественные конфликты и напряжение, постоянно видоизменяются, - мало кем тогда был услышан. Однако идеи Дарендорфа положили начало влиятельному теоретическом направлению - диалектической теории конфликта.  
Общественный организм, как утверждает Дарендорф, всегда имеет две стороны - светлую, которая проявляется в общественному согласию, и темную, представленная непрерывной борьбой и конфликтами. Первая сторона достаточно полно проанализирована в структурно-функциональном плане. Пора обратиться и к другой, чтобы избавиться утопизации общественной жизни. Для этого необходимо уделить внимание социальным процессам, которые раскрываются только с помощью понятий «социальное напряжение», «конфликт», «изменение», и понять, что эти процессы не такие уж и нежелательные, как они выглядят с позиций функционалистского теорий «социальных систем» . Последних устроила бы статическая консенсуснисть общества, интеграция, но это желаемое, а не действительное видение общественных процессов.  
Р. Дарендорф в своем понимании социальной действительности исходит из того, что конфликтность наблюдается всегда и везде, она играет важную роль и ее нельзя лимитировать. Конфликты являются главными пружинами изменений в обществе. «Мы не сможем понять общество, если не представим его с точки зрения диалектики стабильности и изменения, интеграции и конфликта, функций и мотивов, согласия и принуждения», - отмечает Р. Дарендорф.  
Вслед за Марксом Дарендорф кладет в основу своей концепции, портрет социальной реальности с такими определяющими чертами:  
- социальные системы находятся в постоянном состоянии конфликтности;  
- конфликтующие интересы сосредотачиваются на оппозиционных полюсах и сказываются на социальной структуре;  
- противоречивость интересов является следствием разделения властей, деления на властвующих и подвластных;  
- существует тенденция к поляризации интересов;  
- диалектичность конфликтности заключается в том, что решение одного конфликта создает почву для следующего, порождает новое противостояние;  
- социальные изменения присущие любой системе, существует определенная цикличность конфликтных противостояний.  
Вместе с тем очевидна и различие концептуальных положений выдающихся немецких теоретиков: у К. Маркса корни социальных конфликтов (классовой борьбы) в экономике, собственности на средства производства, а у Р. Дарендорфа - в институализации отношений власти в общественных организациях.  
Р. Дарендорф считал свои теоретические выводы «либеральной ответом мира, радикально меняется». Либеральная демократия, по его мнению, является способом «правления через конфликты», гибким откликом на структуру интересов, меняется. Отсюда попытка конфликтолога по-новому использовать Марксу положение. Прошедшие формы борьбы заменяются «упорядоченными формами дискуссий между классами». Растут в рамках западной демократии «шансы участия» в управлении, размываются бывшие  
линии разлома общества. И хотя конфликты (в том числе и в форме классового осознания интересов) полностью нельзя устранить, их определенной степени, насколько удается, можно направлять и контролировать ».  
Вообще, из соображений Дарендорфа о общественные науки следует, что идеи марксизма - это в значительной степени романтическая утопия, а поскольку утопия - это «несовершенная схема для неопределенного будущего», то она малопригодна для конкретной научной аналитики. Он сторонник формализованных знаний о социальной чильнисть. Попытки реализовать утопию ведут к тоталитаризму, в основу же социально-либеральной политики должны быть положены объективные выводы о социальном неравенстве, структуры господства и подчинения.  
Теория конфликта Льюиса Козера Рассматривает очень широкий комплекс вопросов, а именно: причины конфликтов, их остроту, длительность, функции.  
Л. Козер принадлежит к когорте, составляющего ядро ​​постклассического социологии в США. Его имя ассоциируется с направлением социологической, известным как «конфликтологической подход», «конфликтная парадигма». В «восстании» против монополии на истину структурно-функционального подхода, которое состоялось в американской социологии в середине 60-х годов, конфликтологическая критика Л. Козера заняла видное место.  
Л. Козер, бесспорно, воспринял многие от марксизма, прежде понимания исторической, активизирующего роли противоречий в общественной жизни. Однако значительно больше при построении своей теории конфликта американский ученый отталкивался от идей Г. Зиммеля, который на рубеже столетий занимался анализом систематизированного материала по социологии конфликта; много позитивистских и функционалистского взглядов Г. Зиммеля на конфликтные процессы были близкими к взглядам Л. Козера. Вообще же справедливым является мнение, что из теоретических положений трех крупных немецких умов - К. Маркса, М. Вебера и Г. Зиммеля, а их анализа социального неравенства, власти, эксплуатации и противоречий в обществе собственно и возникла теория конфликта во всех его модификациях.  
Умеренность конфликтного видение социальной действительности, которая была присуща Л. Козеру, выражается в подчеркивании им того, что конфликты редко касаются ключевых факторов, поддерживающих целостность системы, различные модели анализа одинаково важны, что в плюралистическом обществе разнообразные конфликты возникают и утихают, не нарушая в целом устоев системы.  
Приняв организмическая модель социальной организации Г. Зиммеля за основу, Л. Козер развивает анализ тех условий функционирования социального организма, позволяющих учитывать конфликтные процессы. Его представления о социальной реальности строятся на таких исходных тезисах:  
- социальный мир можно рассматривать как систему разнообразное взаимосвязанных частей;  
- любой социальной системе, поскольку она состоит из разнообразное связанных частей, присущие дисбаланс, напряжение, столкновения интересов;  
- процессы, происходящие в составных частях системы и между ними, при определенных условиях способствуют сохранению, изменению, росту или ослаблению интеграции, ее адаптивности;  
- многие процессы, обычно считаются разрушительными для системы (например, насилие, споры, отклонения и конфликты), при определенных условиях можно рассматривать как средства, укрепляющие основы интеграции системы, повышают потенциал ее приспособляемости к среде.  
На базе таких тезисов разворачивается козеривське толкования позитивных функций конфликта в социальных системах. Исследовательская внимание заостряется на выявлении причинных связей, которые объясняют: каким образом конфликт сохраняет или воссоздает интегративность системы, усиливает ее адаптивность.  
В этой плоскости конфликтолог осуществляет всеобьемне исследования переменных характеристик конфликтных явлений, в частности: причины, остроту, продолжительность, функции конфликта, - пытаясь связать аналитические понятия со спецификой и разнообразием форм противоречивых общественных отношений, сделать свою схему такой, что проверяется и эмпирически уточняется.  
По заключению Л. Козера, причины конфликта в конечном итоге возникают тогда, когда существующей социальному неравенству, системе распределения дефицитных ресурсов отказывают в правомерности. Потеря существующей системой легитимности является следствием действия таких социальных структурных переменных, как, например, возможность открыто выражать недовольство в рамках определенной системы, как уровень минимальной взаимной лояльности, необходимой для сохранения целостности системы, как допустимый в системе уровень мобильности, а также зависит от темпов роста знедолення и различных структурных ограничений, в которые попадают малоимущие слои. Особенно важными являются психологические изменения, например личные притеснения и угнетения, которые усиливают вероятность возникновения открытого конфликта.  
Острота конфликтных отношений раскрывается при исследовании взаимозависимости таких переменных, как эмоции, которые рождает у участников конфликта, жесткая социальная структура, уровень реализма участников, связь конфликта с основополагающими ценностями и проблемами. Наибольшее значение придается первым двум переменным, которые будут определять объективность и реалистичность конфликта.  
Длительность конфликта в свою очередь зависит от таких факторов, как четкость целей конфликтующих групп, степень их согласия относительно смысла победы или поражения, от способности лидеров трезво оценивать той действия и возможные результаты. Анализу всех этих переменных к Л. Козера не уделялось достаточного внимания.  
И, наконец, в исследовательской стратегии Л. Козера акцент ставится именно на позитивных функциях конфликта (с учетом сохранения институционализированных образцов как во всей социальной системе, гак и в ее подсистемах). Конфликтолог подчеркивает адаптивные функции конфликта в социальных системах. Это главный вывод его аналитических исследований. Как уже отмечалось, американский социолог развивал традицию организмический аналогов в духе Г. Спенсера и Г. Зиммеля. То есть конфликт рассматривается им как функциональный процесс, способствующий поддержанию жизненно важных условий функционирования «социального организма». Следовательно, конфликтные процессы, протекающие в отдельных частях общества и между ними, при определенных обстоятельствах способствуют сохранению, изменению и адаптивности системы, иными словами, постоянному приспособлению ее к изменяющимся, способствуют жизнеспособности и устойчивости институционализированных образцов социальной организации. За аргументами Л. Козера, конфликт может способствовать более четкому разграничению групповых интересов, централизации принятия решений, укреплению идеологического единства, усилению социального контроля.  
Одновременно в теоретической конструкции американского конфликтолога остались открытыми ряд вопросов. Прежде всего в само определение конфликта. У Л. Козера конфликт означает любое столкновение интересов, где присутствует элемент противоречия, - от семейных распрей к межгосударственным противостояний. Не установлена ​​мера, критерий конфликтности, нет полной ясности относительно причин и всех функций конфликта. Не выяснены также уровень абстрактности понятий теории конфликта, возможности формулирования общих, универсальных закономерностей в конфликтных процессах, не разработана методология концептуализации «среднего уровня» для специфических типов конфликта т.д. Все это задачи дальнейшего развития конфликтологии, которые только поставлены в концепции Л. Козера. Отметим и то, что американский теоретик высвечивает те стороны социального мира, в которых конфликт способствует институционализации и интеграции, и обходит потенциальные дисфункциональные последствия конфликта. Определенной степени ему присуща такая же односторонность, в которой он обвинял Парсонса, хотя не трудно заметить, что конфликтная версия социальной системы в козеривський интерпретации по своим выводам мало отличается от парсонсивськои модели. Она базируется на том же функционалистского подходе, заимствует нормативные элементы функционализма и, отталкиваясь «от противного», подводит к тем же выводам относительно механизмов саморегуляции «социального организма».  
Конструктивность критического подхода к социологическому отражение реальности была заложена Л. Козером в определение им своих теоретических задач. Это обусловило его авторитет во всех сторонников других течений в социологии США. Как отмечал Л. Козер, он был «официальной оппозицией» академической социологии.  
Л. Козер занимал в структуре социологии США 60 - 70-х годов особое место. Он выступал представителем двух противоположных тенденций в социологическом мышлении тех лет: позитивистской, функционалистского-апологетической, и гуманистической, критической. Он был своего рода мостиком между консерваторами и радикалами в социологии, которые одинаково могли бы считать его своим сторонником.  
Это хорошо видно на примере отношения теоретика к известной дилемме социальной науки: есть ее целью описание механизмов социальной жизни, которые должны использоваться «социальными инженерами» для закрепления и репродукции существующих форм власти и доминирования, существующих моделей и образцов социальных отношений и институтов и т.п., или ее задача - социальный критицизм, критический анализ функционирующей системы, выявление ее недостатков, социальное просвещение, понимание того, как социальные отношения и институты образуются, функционируют, и могут быть изменены и т.д., иначе говоря, постоянная критическая проверка соответствия общественной практики тем идеалам (прежде всего, гуманистическим), достижение которых ставится как цель общественного развития.  
Л. Козер как гуманистически мыслящий социолог, вероятно, склоняется ко второму варианту, хотя по теоретико-методологическими основами его концепции его можно отнести к позитивистского, либерально-апологетического направления. Он одновременно выступает в двух ипостасях: и как «положительный функционалист», «конструктивный конфликтолог», ориентированный на совершенствование общественных механизмов и поддержания «в рабочем состоянии» общественного организма, и как критически настроенный аналитик, доказывающее незрелость социальных изменений, необходимость учета противоречий и несогласий среди общественных групп и который нацелен на раскрытие действующих сил социальной динамики и общественного прогресса.  
Показательным в этом плане его толкования роли и значения несогласия, «ризнобачення», что проявляется в общественном сознании, и особенно в рамках одной научной дисциплины - социологии.

Информация о работе Социальные конфликты