Социальные мифы XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:29, реферат

Описание

Миф (от греч. mytos – сказание) – появляющиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире. В первобытном и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении Вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о зарождении жизни и явлении смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории, науки.

Работа состоит из  1 файл

Социальные мифы XXI века.docx

— 19.97 Кб (Скачать документ)

Гурбанова Табриза НН-10- 2

Социальные мифы XXI века.

 

Миф (от греч. mytos – сказание) – появляющиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире. В первобытном и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении Вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о зарождении жизни и явлении смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории, науки.

Сопоставление мифологических образов – архаических и более  поздних – свидетельствует о  том, что миф периодически подвергается трансформации и распаду. Попытки  вскрыть характер и причины этих изменений составляют одну из главных  тем в трудах таких мыслителей, как Дж.Вико и Ф.Шеллинг,О.Шпенглер и А.Тойнби. Макс Вебер развивал идею исторической рационализации картины мира, которая, по его мысли, неизбежно приводит к их «разволшебствлению». То, что Вебер назвал разволшебствлением, безусловно, одна из причин умирания мифов. При этом распад мифологической структуры всегда означал появление нового мифа.

Расплывчатость и множественность  определений мифа, которые формулируют  антропология, история, филология, религия, философия и т.д., тот факт, что «словесный знак «миф» коррелируется сегодня с взаимоисключающими значениями и употребляется не только как нечто многозначное, но и как весьма неопределенное», отражает сущность этого феномена.

Важнейший момент для понимания  мифа – литургия повторения. Повторение, не позволяющее исчезнуть сущности, смыслу, – основной принцип мифологической реальности. Поскольку ритуал есть, в частности, повторение акта сотворения мира, как и каждое действие –  повторение перводействия, миф утверждает данную реальность как онтологическую. Ничему новому, никакой инициативе, спонтанным актам в этой реальности нет места – в них попросту нет нужды. Но зато все то, что существует или является традицией, нуждается в постоянном воссоздании – ритуале, поскольку человек изначально причастен к космической литургии, которая включает равно природное и культурное. Орудие, которым он пользуется, – результат не только его физических усилий, но также и сил мифологических; вместе с тем восход солнца или луны – также результат совершения необходимых ритуальных действий.

В наше время никто уже не сомневается в том, что есть информация - и интерпретация. Стоит изложить те же факты другими словами, и события предстанут совсем в другом свете. Подлецы окажутся героями, трусость - доблестью, жажда власти - божественным предназначением. Или наоборот. Впрочем, так ли уж я права, называя сволочным только наше время? Во все века ложь была оружием более действенным, чем меч или пуля. Просто в наше время поголовной грамотности всякий может написать и выпустить в свет свою интерпретацию мифа.      

И тут надо упомянуть об Истине. Просто упомянуть, потому что спор о ней ведется столько же, сколько существует миф, то есть от начала человечества. "Что есть Истина?" - спросил Пилат, и получил ответ. Не вполне понимая его, я твердо знаю одно - познание истины горько, но приносит возвышение духа. Прозрение. И одиночество, потому что твое прикосновение к Истине недоказуемо, и каждому открыта только часть Ее.      

 Миф доступен и на  первый взгляд прост. Добро  и Зло расставлены по местам, герои благородны, враги страшны  и опасны, и все деяния уже  совершены и оценены.      

А потом кто-то вдруг осознает, что эти герои и их враги могли быть просто людьми, чувствовать страдание и знать радость. И под его пером они оживают и становятся близки нам, наделяются достоинствами и недостатками, которые не видны в мифе.       

Но мы уже не верим слову. Мы ищем обман везде, потому что боимся снова обмануться и поверить. И  тогда... Кто-то выворачивает миф наизнанку, и враги оказываются истинными  героями, а герои - подлецами, Бог - сатаной, а Люцифер - сияющим Эаренделом или Христом. А некоторые не верят и в это, но не могут уже распознать под натеками словес и интерпретаций первичную наивность и простоту, красоту и таинственность мифа, и пепел сожженных огнем истовой веры в несовершенство мира страниц утекает меж пальцев. 

Сотворение мифа чревато  толкованиями. Пока сознание синкретично, миф целостен. Когда же логика отделена от интуиции, миф не воспринимается без толкования. Толкование применяет  его к реальности, расчленяя логикой, как патологоанатом скальпелем вскрывает  труп. Миф не может быть непротиворечив, и поэтому не поддается целостному логическому анализу. Логика разрезает  миф на части и складывает, подобно  мозаике. Полученная картина нежива и зачастую так же непредсказуема, как сшитый из трупов искусственный человек доктора Франкенштейна.      

Даже пережив свое время, миф не умирает, он растворяется в  общечеловеческой культуре, он порождает  легенды и типажи. И даже самый  строгий логик не свободен от мифа, ибо, отрицая все и всяческие  мифы, он следует своему собственному мифу об отсутствии мифа. Научная парадигма  есть не что иное, как миф для  логика.

Объектом исследования является миф.

Цель исследования: изучить  миф, определить его роль в обществе.

Задачи:

  1. дать определение социальному мифу;
  2. изучить историю появления мифа;
  3. выявить проблемы мифа;
  4. определить значимость мифа в обществе;
  5. сделать  вывод.

 

 


Информация о работе Социальные мифы XXI века