Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:29, реферат
Миф (от греч. mytos – сказание) – появляющиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире. В первобытном и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении Вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о зарождении жизни и явлении смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории, науки.
Гурбанова Табриза НН-10- 2
Социальные мифы XXI века.
Миф (от греч. mytos – сказание) – появляющиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире. В первобытном и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении Вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о зарождении жизни и явлении смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории, науки.
Сопоставление мифологических
образов – архаических и более
поздних – свидетельствует о
том, что миф периодически подвергается
трансформации и распаду. Попытки
вскрыть характер и причины этих
изменений составляют одну из главных
тем в трудах таких мыслителей,
как Дж.Вико и Ф.Шеллинг,О.
Расплывчатость и
Важнейший момент для понимания
мифа – литургия повторения. Повторение,
не позволяющее исчезнуть
В наше время никто уже не сомневается в том, что есть информация - и интерпретация. Стоит изложить те же факты другими словами, и события предстанут совсем в другом свете. Подлецы окажутся героями, трусость - доблестью, жажда власти - божественным предназначением. Или наоборот. Впрочем, так ли уж я права, называя сволочным только наше время? Во все века ложь была оружием более действенным, чем меч или пуля. Просто в наше время поголовной грамотности всякий может написать и выпустить в свет свою интерпретацию мифа.
И тут надо упомянуть об Истине. Просто упомянуть, потому что спор о ней ведется столько же, сколько существует миф, то есть от начала человечества. "Что есть Истина?" - спросил Пилат, и получил ответ. Не вполне понимая его, я твердо знаю одно - познание истины горько, но приносит возвышение духа. Прозрение. И одиночество, потому что твое прикосновение к Истине недоказуемо, и каждому открыта только часть Ее.
Миф доступен и на первый взгляд прост. Добро и Зло расставлены по местам, герои благородны, враги страшны и опасны, и все деяния уже совершены и оценены.
А потом кто-то вдруг осознает, что эти герои и их враги могли быть просто людьми, чувствовать страдание и знать радость. И под его пером они оживают и становятся близки нам, наделяются достоинствами и недостатками, которые не видны в мифе.
Но мы уже не верим слову. Мы ищем обман везде, потому что боимся снова обмануться и поверить. И тогда... Кто-то выворачивает миф наизнанку, и враги оказываются истинными героями, а герои - подлецами, Бог - сатаной, а Люцифер - сияющим Эаренделом или Христом. А некоторые не верят и в это, но не могут уже распознать под натеками словес и интерпретаций первичную наивность и простоту, красоту и таинственность мифа, и пепел сожженных огнем истовой веры в несовершенство мира страниц утекает меж пальцев.
Сотворение мифа чревато толкованиями. Пока сознание синкретично, миф целостен. Когда же логика отделена от интуиции, миф не воспринимается без толкования. Толкование применяет его к реальности, расчленяя логикой, как патологоанатом скальпелем вскрывает труп. Миф не может быть непротиворечив, и поэтому не поддается целостному логическому анализу. Логика разрезает миф на части и складывает, подобно мозаике. Полученная картина нежива и зачастую так же непредсказуема, как сшитый из трупов искусственный человек доктора Франкенштейна.
Даже пережив свое время, миф не умирает, он растворяется в общечеловеческой культуре, он порождает легенды и типажи. И даже самый строгий логик не свободен от мифа, ибо, отрицая все и всяческие мифы, он следует своему собственному мифу об отсутствии мифа. Научная парадигма есть не что иное, как миф для логика.
Объектом исследования является миф.
Цель исследования: изучить миф, определить его роль в обществе.
Задачи: