Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:34, реферат
Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.
Введение_____________________________________________________3
Глава 1. Понятие социальной общности и её разновидности.
1.1 Понятие социальной общности__________________________4
2.1 Разновидности социальных общностей___________________4
Глава 2. Социальные организации.
2.1. Понятие виды и структура социальных организаций________6
2.2Социальные классы и классовые отношения
Глава 3. Социальная стратификация и социальная мобильность.
3.1. Понятие социальной стратификации________________________8
3.2. Системы социальной стратификации________________________9
3.3. Понятие социальной мобильности__________________________13
Заключене____________________________________________________14
Список использованной литературы______________________________15
условиями и оплатой труда – действует применительно ко всем
профессиональным группам как результат экономических обстоятельств,
принадлежащих экономике в целом;
- социальная мобильность значительно проще, чем в других
стратификационных системах, формальных ограничений для нее не существует,
хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и уровнем его притязаний.
Классы можно определить как большие группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни.
Наиболее влиятельные теоретические подходы в определении классов и
классовой стратификации принадлежат К.Марксу и М. Веберу.
По суждениям Маркса, класс - это общность людей, находящаяся в прямом отношении к средствам производства. Он выделял в обществе на разных этапах эксплуатирующие и эксплуатируемые классы. Стратификация общества по Марксу одномерна, связана только с классами, так как ее главным основанием служит экономическое положение, а все остальные (права, привилегии, власть, влияние) вписываются в «прокрустово ложе» экономического положения,
совмещаются с ним.
М.Вебер определил
классы как группы людей,
необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Он предложил трехмерное деление: если экономические различия (по богатству) порождают классовую стратификацию, то духовные (по престижу) - статусную, а политические (по доступу к власти) - партийную. В первом случае речь идет о жизненных шансах социальных слоев, во втором - об образе и стиле их жизни, в третьем - о владении властью и влиянии на нее. Большинство социологов считает веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному обществу.
Глава 3. Социальная стратификация и социальная мобильность
3.1. Понятие социальной стратификации
Люди различаются между собой по множеству признаков: полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и пр. Но социальными эти различия становятся лишь тогда, когда они влияют на положение человека, социальной группы на лестнице социальной иерархии. Социальные различия определяют социальное неравенство, подразумевающее наличие дискриминации по разным признакам: по цвету кожи - расизм, по полу - сексизм, по этнической принадлежности - этнонационализм, по возрасту - эйджеизм.
Социальное неравенство в социологии, как правило, понимается как неравенство социальных слоев общества. Оно и является основой социальной стратификации.
В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т.е. делить
общество на слои ( stratum - слой, facere - делать). Стратификация может
быть определена как структурированные неравенства между различными группами людей. Общества могут рассматриваться как состоящие из страт, расположенных иерархично - с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее - у основания.
Основы теории стратификации были заложены М.Вебером, Т.Парсонсом, П.Сорокиным и др. Т.Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков.
К ним относятся:
1) характеристики, которыми люди обладают от рождения, – пол, возраст,
этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности, родственные связи семьи и проч.;
2) признаки, связанные с исполнением роли, т.е. с различными видами
профессионально-трудовой деятельности;
3) элементы «обладания», куда включаются собственность, привилегии,
материальные и духовные ценности и т.д.
Эти признаки являются исходной теоретической основой многомерного подхода к изучению социальной стратификации. Социологи выделяют разнообразные срезы или измерения при определении количества и распределения социальных страт. Это разнообразие не исключает сущностных признаков стратификации. Во-первых, она связана с распределением населения в иерархически оформленные группы, т.е. высшие и низшие слои; во-вторых,
стратификация заключается в неравном распределении социокультурных благ и ценностей. По мнению П.Сорокина, объектом социального неравенства выступают
4 группы факторов:
-права и привилегии
-обязанности и ответственность
-социальное богатство и нужда
-власть и влияние
Стратификация
тесно связана с
ценностей. Она формирует нормативную шкалу оценивания различных видов человеческой деятельности, на основе которой происходит ранжирование людей по степени социального престижа. В эмпирических исследованиях в современной западной социологии престиж часто обобщенно определяется при помощи трех измеряемых признаков – престиж профессии, уровень дохода, уровень образования. Этот показатель называют индексом социально-экономической
позиции.
Социальная стратификация
выполняет двойную функцию:
3.2. Системы социальной стратификации
Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее
существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.
Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей,граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства..
Причины рабства. Неотъемлемой
чертой рабства является
людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В
Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.
Обычно указывают на три причины рабства.
Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору.
Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали
пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала
другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.
Условия рабства. Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в частности осужденные на пожизненные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.
Не везде статус
раба передавался по
рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов
автоматически тоже становились рабами, хотя в некоторых случаях ребенка
раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он
получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с
остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имели ни имущества, ни
власти. Однако, например, в Древнем Риме, рабы имели возможность скопить какую-то собственность и даже добиться высокого положения в обществе.
Рабство в Новом Свете берет свое начало со службы европейцев по договору. Эта служба в Новом Свете представляла собой нечто среднее между контрактом о найме работника и рабством.
Многие европейцы, решившие начать новую жизнь в американских колониях, были не в состоянии заплатить за билет. Капитаны судов, отплывающих в Америку, соглашались перевозить таких пассажиров в кредит при условии, что после их прибытия на место найдется кто-нибудь, кто заплатит их долг капитану. Таким образом неимущие получали возможность добраться до американских колоний, капитан получал плату за их провоз, а состоятельные колонисты получали
бесплатных слуг на определенный срок.
Общие характеристики
рабства. Хотя
различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было
ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или
расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным;
наследственным или нет,
раб все равно являлся
человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило
основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой — рабом (не имеющим привилегий).
Рабство исторически эволюционировало.
Различают две его формы:
> патриархальное рабство – раб обладал всеми правами младшего члена
семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни,
вступал в брак со свободными; его запрещалось убивать;
> классическое рабство – раба окончательно закабалили; он жил в
отдельном помещении, ни в чем не участвовал, в брак не вступал и семьи
не имел, он
считался собственностью
Рабовладение – единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяческих прав и свобод.
Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек
обязан исключительно своим рождением..
Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе.
Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в
жизни.
Общества, для которых
характерна такая форма
четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется
эндогамия — браки в рамках собственной группы — и существует запрет на
межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие
общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты,
согласно которым считается, что общение с представителями низших каст
оскверняет высшую касту.
Индийское общество
— наиболее яркий пример
Хотя в 1949 г. правительство
Индии объявило об отмене
силу вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, которые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, диктуются кастовыми законами. Однако индустриализация и урбанизация разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблюдать кастовые разграничения в переполненном незнакомыми людьми городе.
До недавнего времени
Южно-Африканская Республика
Европейцы голландского происхождения — многочисленное национальное меньшинство, называющее себя африканерами, осуществляя контроль над правительством, полицией и армией, проводило в жизнь идеи о собственной системе стратификации, которую они определили как апартеид — разделение рас. Население страны разделялось на четыре расовые группы:
европейцы (белые), африканцы (черные), цветные (смешанная раса) и азиаты.
Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или иной человек
имеет право жить, учиться, работать; где тот или иной человек имеет право
купаться или смотреть кино — белым и не-белым запрещалось находиться вместе в общественных местах.
После десятилетий международных торговых санкций, спортивных бойкотов и т.п. африканеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую систему.
После отмены рабства в Соединенных Штатах (1 января 1863 г.) оно было
«заменено» расовой кастовой системой — рождение человека накладывало на него пожизненную мету, и все белые американцы, в том числе бедные и
Информация о работе Социальные общности: понятие, классификация