Социальные общности: понятие, классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:34, реферат

Описание

Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

Содержание

Введение_____________________________________________________3
Глава 1. Понятие социальной общности и её разновидности.
1.1 Понятие социальной общности__________________________4
2.1 Разновидности социальных общностей___________________4
Глава 2. Социальные организации.
2.1. Понятие виды и структура социальных организаций________6
2.2Социальные классы и классовые отношения
Глава 3. Социальная стратификация и социальная мобильность.
3.1. Понятие социальной стратификации________________________8
3.2. Системы социальной стратификации________________________9
3.3. Понятие социальной мобильности__________________________13
Заключене____________________________________________________14
Список использованной литературы______________________________15

Работа состоит из  1 файл

реферат по социалогии.docx

— 55.84 Кб (Скачать документ)

условиями   и   оплатой   труда   –   действует   применительно   ко    всем

профессиональным  группам   как   результат   экономических обстоятельств,

принадлежащих экономике в целом;

    -   социальная   мобильность   значительно   проще,   чем   в    других

стратификационных системах, формальных ограничений для нее не  существует,

хотя мобильность реально  сдерживается стартовыми  возможностями  человека  и уровнем его притязаний.

    Классы можно  определить как большие группы  людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которые  значительно  влияют  на  типы  их стиля жизни.

    Наиболее влиятельные  теоретические  подходы  в   определении  классов  и

классовой стратификации  принадлежат К.Марксу и М. Веберу.

    По суждениям  Маркса, класс - это общность людей,  находящаяся  в  прямом отношении к средствам производства. Он выделял в обществе на  разных  этапах эксплуатирующие и эксплуатируемые классы. Стратификация общества  по  Марксу одномерна, связана только с классами, так как ее главным  основанием  служит экономическое  положение,  а  все  остальные  (права,  привилегии,   власть, влияние)  вписываются  в  «прокрустово   ложе»   экономического   положения,

совмещаются с ним.

    М.Вебер определил  классы как группы людей, имеющих   сходную  позицию  в рыночной  экономике,  получающих  сходное  экономическое  вознаграждение   и располагающих сходными жизненными шансами. Классовые разделения  проистекают не только от контроля за средствами  производства,  но  и от  экономических различий, не связанных с собственностью. Такие  источники  включают  в  себя профессиональное мастерство,  редкую  специальность,  высокую  квалификацию, владение интеллектуальной  собственностью  и  проч.   Вебер  дал  не  только классовую   стратификацию,   считая   ее   лишь   частью   структурирования,

необходимого для сложного  по  устройству  капиталистического  общества.  Он предложил трехмерное деление: если  экономические  различия  (по  богатству) порождают классовую стратификацию, то духовные (по престижу) - статусную,  а политические (по доступу к власти) - партийную. В первом случае речь идет  о жизненных шансах социальных слоев, во втором - об образе и стиле  их  жизни, в третьем - о владении властью и  влиянии  на  нее.  Большинство  социологов считает  веберовскую  схему более гибкой  и соответствующей современному обществу.

 

Глава 3. Социальная стратификация и социальная мобильность

 

        3.1. Понятие социальной стратификации

 

    Люди различаются  между собой по множеству   признаков:  полу,  возрасту, цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и пр. Но  социальными эти различия становятся лишь тогда, когда они влияют на положение  человека, социальной группы  на  лестнице  социальной  иерархии.  Социальные  различия определяют социальное неравенство, подразумевающее наличие дискриминации  по разным признакам: по цвету кожи - расизм, по полу - сексизм,  по  этнической принадлежности  -  этнонационализм,  по  возрасту  -  эйджеизм.

  Социальное неравенство  в  социологии,  как   правило,   понимается   как   неравенство социальных слоев общества. Оно и является основой социальной  стратификации.

В буквальном переводе стратификация  означает  «делать  слои»,  т.е.  делить

общество на слои ( stratum - слой, facere -   делать).  Стратификация может

быть определена как структурированные неравенства между различными  группами людей. Общества могут рассматриваться как состоящие из страт,  расположенных иерархично - с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее -  у основания.

    Основы  теории  стратификации  были  заложены  М.Вебером,  Т.Парсонсом, П.Сорокиным и др. Т.Парсонс выделил три группы дифференцирующих  признаков.

К ним относятся:

    1) характеристики, которыми люди обладают от  рождения, – пол,  возраст,

этническая  принадлежность,  физические  и   интеллектуальные  особенности, родственные связи семьи и проч.;

    2) признаки, связанные  с исполнением роли,  т.е.  с   различными  видами

профессионально-трудовой деятельности;

    3) элементы «обладания»,  куда  включаются  собственность,  привилегии,

материальные и духовные ценности и т.д.

    Эти  признаки  являются  исходной  теоретической   основой  многомерного подхода   к   изучению   социальной   стратификации.   Социологи    выделяют разнообразные   срезы   или   измерения   при   определении   количества   и распределения социальных страт. Это  разнообразие  не  исключает  сущностных признаков стратификации. Во-первых, она связана с  распределением  населения в иерархически оформленные группы, т.е. высшие  и  низшие  слои;  во-вторых,

стратификация заключается  в неравном распределении  социокультурных  благ  и ценностей. По мнению П.Сорокина, объектом социального неравенства  выступают

4 группы факторов:

    -права и привилегии

    -обязанности и  ответственность

    -социальное богатство  и нужда

    -власть и влияние

    Стратификация   тесно  связана  с  господствующей  в  обществе  системой

ценностей.  Она  формирует  нормативную  шкалу  оценивания  различных  видов человеческой деятельности, на основе которой происходит  ранжирование  людей по степени социального престижа. В эмпирических исследованиях в  современной западной социологии престиж часто обобщенно  определяется  при  помощи  трех измеряемых  признаков  –  престиж   профессии,   уровень   дохода,   уровень образования.  Этот  показатель  называют  индексом   социально-экономической

позиции.

    Социальная стратификация  выполняет двойную функцию: выступает  как метод выявления  слоев  данного  общества  и  в  то  же  время  представляет   его социальный  портрет.  Социальная   стратификация   отличается   определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.

 

                  

 

           3.2. Системы социальной стратификации

 

  Независимо от форм, которые принимает социальная  стратификация, ее

существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.

 

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма  закрепощения людей,граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства..

 

  Причины рабства. Неотъемлемой  чертой рабства является владение  одних

людей другими. Рабы были и  у древних римлян, и у древних  африканцев. В

Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.

Обычно указывают на три  причины рабства.

Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору.

Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали

пострадавшей семье в  качестве компенсации за причиненное  горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей  завоевывала

другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.

 

Условия рабства. Условия  рабства и рабовладения существенно  различались в разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в частности осужденные на пожизненные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

 

 

 

  Не везде статус  раба передавался по наследству. В Древней Мексике дети

рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран  дети рабов

автоматически тоже становились  рабами, хотя в некоторых случаях  ребенка

раба, всю жизнь прослужившего  в богатой семье, эта семья  усыновляла, он

получал фамилию своих  хозяев и мог стать одним из наследников наравне с

остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имели ни имущества, ни

власти. Однако, например, в  Древнем Риме, рабы имели возможность  скопить какую-то собственность и даже добиться высокого положения в обществе.

  Рабство в Новом  Свете берет свое начало со  службы европейцев по договору. Эта служба в Новом Свете представляла собой нечто среднее между контрактом о найме работника и рабством.

Многие европейцы, решившие начать новую жизнь в американских колониях, были не в состоянии заплатить за билет. Капитаны судов, отплывающих в Америку, соглашались перевозить таких пассажиров в кредит при условии, что после их прибытия на место найдется кто-нибудь, кто заплатит их долг капитану. Таким образом неимущие получали возможность добраться до американских колоний, капитан получал плату за их провоз, а состоятельные колонисты получали

бесплатных слуг на определенный срок.

 

  Общие характеристики  рабства. Хотя рабовладельческая  практика была

различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было

ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или

расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным;

наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого

человека, и система законов  закрепляла статус раба. Рабство служило

основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой — рабом (не имеющим привилегий).

  Рабство исторически  эволюционировало.

Различают две его формы:

   > патриархальное  рабство – раб обладал   всеми  правами  младшего  члена

     семьи: жил  в одном доме с хозяевами,  участвовал в общественной  жизни,

     вступал в  брак со свободными; его запрещалось  убивать;

   >  классическое  рабство  –  раба  окончательно  закабалили;  он  жил  в

     отдельном  помещении, ни в чем не участвовал, в брак не вступал и семьи

     не имел, он  считался собственностью хозяина.

  Рабовладение – единственная  в истории форма социальных  отношений, когда один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен  всяческих прав и  свобод.

 

  Кастой называют социальную  группу (страту), членством в которой  человек

обязан исключительно своим рождением..

  Достигнутый статус  не в состоянии изменить место  индивида в этой системе.

Люди, по рождению принадлежащие  к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в

жизни.

  Общества, для которых  характерна такая форма стратификации,  стремятся к

четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь  практикуется

эндогамия — браки в  рамках собственной группы — и  существует запрет на

межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие

общества вырабатывают сложные  правила, касающиеся ритуальной чистоты,

согласно которым считается, что общение с представителями  низших каст

оскверняет высшую касту.

   Индийское общество  — наиболее яркий пример кастовой  системы. Основанная не на расовых, а на религиозных принципах, эта система просуществовала почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом; так, брахманы могут быть только священнослужителями или учеными, касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вайшьи — купцы и искусные ремесленники; шудры — простые рабочие и крестьяне; хариджан — отверженные, неприкасаемые, занимающиеся унизительным трудом.

  Хотя в 1949 г. правительство  Индии объявило об отмене кастовой  системы,

силу вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, которые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, диктуются кастовыми законами. Однако индустриализация и урбанизация разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблюдать кастовые разграничения в переполненном незнакомыми людьми городе.

   До недавнего времени  Южно-Африканская Республика являла  собой еще один пример общества, в котором социальная стратификация была основана наькастовой системе.

Европейцы голландского происхождения  — многочисленное национальное меньшинство, называющее себя африканерами, осуществляя контроль над правительством, полицией и армией, проводило в жизнь идеи о собственной системе стратификации, которую они определили как апартеид — разделение рас. Население страны разделялось на четыре расовые группы:

европейцы (белые), африканцы (черные), цветные (смешанная раса) и  азиаты.

Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или  иной человек

имеет право жить, учиться, работать; где тот или иной человек  имеет право

купаться или смотреть кино — белым и не-белым запрещалось находиться вместе в общественных местах.

 

После десятилетий международных  торговых санкций, спортивных бойкотов и т.п. африканеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую систему.

  После отмены рабства  в Соединенных Штатах (1 января 1863 г.) оно было

«заменено» расовой кастовой системой — рождение человека накладывало  на него пожизненную мету, и все белые американцы, в том числе бедные и

Информация о работе Социальные общности: понятие, классификация