Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:57, реферат
Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.
Другая форма социального процесса - это социальный цикл. Он не имеет определенной направленности, хотя и не является случайным. Любое состояние, в котором пребывает система на той или иной стадии, может повториться в будущем, причем данное состояние, в свою очередь, уже когда-то случалось в прошлом. В коротком временном интервале изменения происходят, но на длительном отрезке времени - нет, поскольку система возвращается к первоначальному состоянию.
К числу наиболее спорных, но, одновременно и наиболее влиятельных во всей истории человеческой мысли относится идея социального прогресса. Под прогрессом понимается направленный процесс, который неуклонно приводит систему все ближе либо к более предпочтительному, лучшему состоянию (к реализации этических ценностей, таких как счастье, свобода, процветание, справедливость), либо к идеальному состоянию общества, описанного в многочисленных социальных утопиях.
Социальные процессы могут быть направленными и ненаправленными. Первые необратимы и часто имеют тенденцию к концентрации, накоплению. Каждая последующая стадия отличается от любой более ранней и включает в себя ее результат, тогда как более ранняя стадия подготавливает необходимость более поздней. Примерами направленного процесса могут служить социализация личности, рост населения, индустриализация и т.д. Ненаправленные (или текучие) процессы имеют либо чисто случайный, хаотический характер (возбужденная толпа), либо их течение подчиняется определенным повторяющимся или, по меньшей мере, схожим моделям, такой процесс рассматривается как круговой или замкнутый цикл. Если после каждого цикла достигается более высокий уровень, то можно говорить о развивающемся, прогрессивном цикле, если же уровень оказывается более низким, то процесс должен квалифицироваться как регрессивный. Частный случай, когда в социальных системах ничего не происходит в течение какого-то времени, определяется как стагнация (застой).
Важным
критерием является конечный результат
процесса. Некоторые, по истине созидательные
процессы приводят к фундаментальным
новшествам - возникновению совершенно
новых социальных условий, состояний общества,
социальных структур и т.д. Процессы такого
типа обозначают термином «морфогенезиз».
К ним относятся, например, распространение
нового стиля жизни, основание новых городов,
принятие конституции нового государства.
Морфогенетические процессы сыграли решающую
роль в происхождении всех цивилизаций,
в технологических, культурных и социальных
достижениях человечества начиная с ранних
примитивных обществ и кончая современной
индустриальной эпохой.
Заключение
Высокая
степень единства людей в социальных
общностях, их сплоченность (коллективность),
сходность их позиций объективно способствует
снижению числа правонарушений. Когда
степень единства (интегрированность)
социальной общности (класса, общества)
достаточно высока, то падает количество
отклонений в поведении членов этой общности.
Наоборот, рост числа отклонений в поведении
- показатель распада ее интегрированности.
В некоторых случаях неэффективность
влияния, например, на подростка со стороны
ближайшей социальной общности (семьи),
недостаточность его социализации (в смысле
включения в систему ценностей и норм
поведения, характерных для общества в
целом) могут привести к усилению влияния
на него стихийно складывающихся группировок,
где бытуют противоправные взгляды и представления
и действуют анти социальные нормы поведения.
Сюда можно отнести некоторые группы подростков
с анти социальным поведением, воров-рецидивистов,
алкоголиков и т. д. Влияние таких социальных
общностей часто бывает прямо связано
с низким социально-воспитательным эффектом
семьи, школьного или производственного
коллектива, звеньев политической системы
общества. Еще один момент, на который
следует обратить внимание, также связанный
с ослаблением социальных связей между
людьми, - это негативные последствия научно-технической
революции: урбанизация, возникновение
больших городов и т. д. Хотя она исторически
прогрессивна, но может вызвать и некоторый
рост аморальных явлений , связанных с
перемещением людей, миграцией населения.
Список литературы
Информация о работе Социальные общности: понятие, признаки, виды