Социальные основы общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 17:17, реферат

Описание

Актуальность моей работы заключается в том, что во все времена социальная
структура общества была неоднородной. Изучение этой проблемы
актуально и в наши дни. Сейчас существуют различные антагонистические
социальные группы, которые крайне недружелюбно относятся друг к другу.
Чтобы понять из-за чего это происходит, необходимо изучать проблему
социальной структуры общества.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….
2. Понятие социальной структуры общества………………………………..
3. Социальная мобильность…………………………………………………..
4. Социальная стратификация………………………………………………..
5. Социальные общности и группы. Причины их образования…………….
6. Социальные особенности слоев российского общества………………….
7. Заключение
8. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Новосибирский Радиотехнический колледж.docx

— 54.27 Кб (Скачать документ)
 

Новосибирский Радиотехнический колледж 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: « Социальная структура общества» 
 
 
 
 

                                                            Выполнил: Калинин А. В

                                                                                   студент группы ТОР 580

                                                                                  Проверил: Петрова Т. А

                                                                  
 
 
 
 

      Новосибирск 2012г

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….
  2. Понятие социальной структуры общества………………………………..
  3. Социальная мобильность…………………………………………………..
  4. Социальная стратификация………………………………………………..
  5. Социальные общности и группы. Причины их образования…………….
  6. Социальные особенности слоев российского общества………………….
  7.   Заключение
  8.   Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Актуальность  моей работы заключается в том, что во все времена социальная

    структура общества была неоднородной. Изучение этой проблемы

    актуально и в наши дни. Сейчас существуют различные  антагонистические

    социальные  группы, которые крайне недружелюбно относятся друг к другу.

    Чтобы понять из-за чего это происходит, необходимо изучать проблему

    социальной  структуры общества.

    Цель  работы: Состоит в изучении социальной структуры общества, как

    системы групп и слоев, деятельность и  взаимодействия которых лежат в  основе социального механизма трансформации  общества. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

    Социальная  структура – это устойчивая связь  элементов в социальной системе.

Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды,   занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции(роли),объединение этих индивидов  на основе  их статусных   признаков   в   группы,   социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает  объективное деление общества на  общности,  роли,  слои,  группы  и  т.д., указывая  на различное положение людей по отношению  друг  к  другу  по  многочисленным критериям.  Каждый  из  элементов  социальной  структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие социальной структуры  общества

Понятие социальной структуры в обществе обычно употребляют в следующих  основных смыслах. В широком смысле социальная структура – это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними. В узком смысле термин «социальная структура общества» чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям. 
Социальная структура в этом смысле – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп. В социологии существует большое множество концепций социальной структуры общества, исторически одной из первых является марксистское учение. В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. Наличие классов в обществе отмечалось в науке и до Маркса в начале XIXв. Это понятие широко использовали французские историки Ф. Гизо, О. Тьери и английские и французские политэкономы А. Смит и Д. Рикардо. Однако наибольшее развитие учение о классах получило в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс основали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирование частнособственнических отношений. Процесс образования классов происходил двумя путями: путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати, и путем обращения в рабство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попадавших в долговую кабалу.
 

    Этот  экономический подход к классам  зафиксирован в знаменитом определении  классов, которое сформулировал  В. И. Ленин в работе «Великий почин» и которое стало хрестоматийным в марксизме на протяжении 70 лет. «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». Таким образом, по Ленину, главный признак класса – отношение к средствам производства (владение или не владение) определяют роль классов в общественной организации труда 
    (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и управляемые), их благосостояние (богатые и бедные). Борьба классов служит движущей силой общественного развития. Марксизм делит классы на основные и неосновные. Основными классами являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия. Неосновные – это остатки прежних классов в новой общественно- экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основными и составят основу классового деления в новой формации. Помимо основных и неосновных классов структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки). Социальные слои – это промежуточные или переходные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Социальные слои могут быть внутриклассовыми (часть класса) межклассовыми. К первым можно отнести крупную, среднюю,. Мелкую, городскую и сельскую монополистическую и немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию и т.д. Историческим примером межклассовых слоев является «третье сословье», в период вызревания первых буржуазных революций в Египте 
    – городское мещанство, ремесленничество. В современном обществе – интеллигенция. В свою очередь, межклассовые элементы современной структуры могут иметь свое внутреннее членение. Так, интеллигенция подразделяется на пролетарскую, мелкобуржуазную и буржуазную. Таким образом, социально- слоевая структура не вполне совпадает с классовой. Использование понятия социального строя по мысли марксистских социологов, позволяет конкретизировать социальную структуру общества, указать на ее многообразие и динамизм. Несмотря на то, что в условиях идеологического диктата и процветания догматизма в марксистской социологии абсолютное господство имело ленинское определение классов, основанное не сугубо экономическом подходе, часть марксистских социологов осознавала, что классы – это более широкое образование. Следовательно, концепция социально-классовой структуры общества должна включить в себя политические, духовные и иные связи отношения. При более широком подходе в интерпретации социальной структуры общества значительное место отводится понятию «социальные интересы». Интересы – это реальные жизненные стремления индивидов, групп и иных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руководствуются в своих действиях и которые обуславливают их объективное положение в социальной системе. В социальных интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные потребности представителей тех или иных социальных общностей. Осознание интересов осуществляется в ходе непрерывно происходящего в обществе процесса социального сравнения, то есть сопоставления жизненного положением сопоставлением других социальных групп. Для понимания классов существенное значение имеет термин «коренные социальные интересы», который отражает наличие у крупных социальных интересов, которые определяют его существование и общественное положение. На основе всего вышеизложенного можно предложить такое определение классов: классы – это большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-психологические характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения. Каждая социальная общность является субъектом деятельности и отношений. 
    Классы как социально-политическая общность имеют общую для всех своих членов программу деятельности. Эту программу, соответствующую коренным интересам этого или иного класса, вырабатывают его идеологии. Социальные слои при таком подходе представляют собой социальные общности, объединяющие людей на основе каких-то частных интересов.

    Социальная  мобильность

    Социальная  мобильность  –  это   изменение   индивидов   или   группой

    социального статуса, места, занимаемого  в  социальной  структуре  общества. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию  в  1927  году  П.А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как  любое  изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из  одной  социальной группы в другую. Согласно взглядам  П.А.  Сорокина,  социальная  мобильность означает  перемещение  по  социальной  лестнице  в  двух  направлениях:   1)

    вертикальном  – движение вверх и вниз; 2) горизонтальном –передвижение  на одном и томже социальном уровне.

    Одним из дискуссионных вопросов теории социальной мобильности  является вопрос о том, означает ли социальную мобильность переход одного индивида  из данной социальной группы в другую или же социальное перемещение в  подлинном смысле происходит лишь тогда, когда  новый  статус  закрепляется  за  семьей этого индивида и, следовательно, социальная  мобильность  происходит  тогда,

    когда  социальный  статус  меняется  у  различных   поколений. Французские социологи П. Берту  и  Р.  Бурдон  утверждали,  что  социальная  мобильность означает переход  индивидов  из  одной  социальной  категории  в  другую  на протяжении  его  биографической  или  профессиональной  жизни,   на   основе сравнения его позиции с социальным статусом его  родителей.  Таким  образом, здесь за точку  отсчета  берется  социальное  происхождение.  Слабость  этой

    позиции состоит в том, что она  как  бы  предполагает  неизменное  состояние общества, Но общество  динамично  меняется,  и  поэтому  социальные  статусы различных  поколений   могут  быть  несопоставимы.  Нужны  такие   критерии, которые позволяли бы учитывать изменение социальной структуры общества.

    Проблемам  социальной   мобильности   посвящаются   многие   конкретно-социологические  исследования в различных странах  мира. Данные  о  социальной мобильности в какой-то мере позволяют судить о степени открытости  общества, его демократичности. Людям важно  знать,  насколько  то  или  иное  общество предоставляет возможность для продвижения индивидов и  поколений  из  низших категорий  в  высшие,  каким  путем  формируется  правящая  элита  общества, возможно ли проникновение в правящую элиту из других социальных групп.

    Социальная  стратификация

           Термин «стратификация»  происходит  от  латинского stratum –  слой,

    пласт и facere – делать. Таким образом, социальная стратификация – это

    определение вертикальной  последовательности положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархии. Социальная стратификация – это

    «дифференцирующее ранжирование индивидов данной социальной системы», это «способ рассмотрения индивидов как занимающих более низкое или более высокое социальное место друг относительно друга в некоторых социально важных аспектах».[1]

    Таким образом, социальная структура возникает  по поводу общественного

    разделения  труда, а социальная стратификация  — по поводу общественного распределения результатов труда, т. е. социальных благ. 

    Социологи едины во мнении, что основой стратификационной  структуры является  естественное  и  социальное  неравенство  людей.  Однако,  способ организации неравенства мог быть различным.  Необходимо  было  вычленить  те основания, которые определяли бы облик вертикального строения общества.

    Так, например, К.Маркс ввел единственное  основание  вертикального расслоения   общества    –    обладание    собственностью.    Поэтому    его стратификационная структура  фактически  сводилась  к  двум  уровням:  класс собственников(рабовладельцы,   феодалы,   буржуазия)   и класс,   лишенный собственности  на  средства  производства  (рабы,  пролетарии)  или  имеющий весьма ограниченные права (крестьяне). Попытки представить  интеллигенцию  и некоторые другие социальные группы  в  качестве  промежуточных  слоев  между

    основными  классами  оставляли  впечатление  непродуманности   общей   схемы социальной иерархии населения.

    М.   Вебер   увеличивает   количество   критериев,   определяющих

    принадлежность  к той или иной страте. Кроме  экономического отношение  к собственности   и   уровень  доходов  –  он   вводит  такие   критерии   как

    социальный  престиж  и  принадлежность  к  определенным  политическим  кругам (партиям). Под престижем понималось обретение индивидом от  рождения  или благодаря личным качествам такого социального статуса, который позволял  ему занять определенное место в социальной иерархии.

Информация о работе Социальные основы общества