Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:26, реферат
Представления о сущности города как производственно-экономической системе, политико-экономический характер методологии акцентирует внимание на соответствующих проблемах городской жизни и горожан. Их можно сгруппировать в три основные рубрики: социальная справедливость, рациональная организация экономической жизни, социальная экология.
Социальные проблемы городов
Представления
о сущности города как производственно-
Проблемы социальной справедливости:
Проблемы рациональной организации экономической жизни:
Социально-
Социокультурная
парадигма. Методологические
принципы
1. Город – форпост цивилизации. Возникновение города рассматривается с позиций культурного детерминизма, как результат наложения ряда культурно-исторических обстоятельств, что привело к возникновению принципиально новой (по сравнению с традиционно-архаической) культуры и общества как особого типа социальных отношений, которые можно обозначить как «западные», цивилизационные, «рациональные». Cтановление и развитие города совпадает по своей сущности со становлением и развитием цивилизационных основ ценностно-мировоззренческого и социально-регулятивного аспектов социального взаимодействия.
2. Город – исторический полигон социальных инноваций. Город появляется в ситуации разложения сложившихся социальных структур и ослабления традиции как регулятивного механизма. Сущностная черта среды городской жизни – социокультурная гетерогенность: население города складывается и пополняется за счёт мигрантов – представителей различных социальных слоёв и культурных ориентаций. Городская жизнь в нормативном плане характеризуется перманентной аномией и девиацией. Это обстоятельство давало основания для негативных оценок города, поведения и нравов горожан. Однако это обстоятельство порождает необходимость нормотворчества, коммуникации, активного во всех планах (экономическом, политическом и т.д.) образа жизни. Городская культура инновационна по своему генезису и по своему значению для общества. Урбанизация – исторический путь становления и развития цивилизации как социокультурного проекта, как искусственного конструирования систем социального взаимодействия.
3.
Город – континуум
коммуникации сообществ, различных
по своей символической и организационной
структуре. Социокультурная гетерогенность
населения города с необходимостью порождает
новые принципы и механизмы коммуникации
как процесса согласования представлений
и действий. Цивилизационными принципами
взаимодействия становятся: формальное
равенство всех членов городского сообщества,
делегирование полномочий и создание
специальной системы и органов управления,
основанных на принципе саморегуляции;
оценка деятельности человека на основании
его личных заслуг и личного вклада в жизнь
города как «совместного предприятия».
Город породил новые механизмы и средства
коммуникации: письменность, архитектонику
(предметно-вещественную среду как форму
культурного текста), функционально организованную
структуру территории, элементы которой
являются локусами социокультурной активности
различного типа, структурирование и опредмечивание
временного континуума человеческой жизнедеятельности
через «распорядок» (искусственную организацию
жизнедеятельности и взаимодействия)
и «хронотоп» (концентрацию культурно-исторического
продукта в территориально-предметной
среде; город сам по себе музей истории).
Социокультурная универсалионализация
и космополитизация представлений и понятий,
воплощённая в языке и тексте города, является
основой аккумуляции культурно-исторического
опыта, а также базой и средой его индивидуального
раскодирования, личностного прочтения,
осмысления и порождения новых смыслов,
целей, интересов и моделей поведения.
Все эти онтологические условия для саморазвития
системы города и горожанина породили
и порождают социокультурную динамику
в территориальном, статусном, нормативно-мировоззренческом
и поведенческом аспектах жизни горожанина,
которую образно можно определить как
«блуждание по социокультурным мирам»
в пространстве и во времени.
В
настоящий момент окончательно отрефлексировано
то обстоятельство, что городская
среда и жизнь горожанина
имеют качественные
социокультурные особенности,
характеризующие специфику
взаимодействия и поведения. Город является
не просто формой поселения, а социокультурным
феноменом, т.е. явлением, возникшим в том
числе и под воздействием культурно-мировоззренческих,
ценностных обстоятельств. Город как социокультурный
феномен обладает такими эмерджентными
свойствами, которые порождают специфические
особенности городского образа жизни.
Социокультурные проблемы городов.
Сущностными
чертами городской среды как
континуума взаимодействия являются:
1) социокультурная
Виды
и факторы социокультурной
Проблемы:
Проблема декомпозиции среды и образа жизни с последующим увеличением территориальной и социокультурной мобильности.
Содержание проблемы: в жизни города, в поведении горожан имеет место динамика предпочтений локусов городской среды. В территориальном плане это представлено в виде неравномерной концентрации населения на отдельных территориях, в виде неравномерного распределения транспортных потоков. В социо-пространственном плане это представлено в виде неравномерного распределения видов жизнедеятельности и образов жизни среди населения, что опять же, в конечном счёте, приобретает территориальную форму. Городская жизнь как бы «перетекает» из одного локуса – в другой, «наполняет» одни районы и здания, «оскудевает» в других. Исследовательские проблемы в этом плане могут быть сформулированы в виде вопросов: «Как потенциал города реализуется населением, каким образом и почему оно сосредотачивается в одних элементах городской среды и слабо используется возможности других, каковы последствия изменения локусов городской жизни, как локализуется качество среды в территориальном и социо-пространственном аспектах?».
Основания декомпозиции среды: 1) изменение функционального профиля социальных и территориальных структур, 2) динамика престижа видов жизнедеятельности, 3) символическая динамика среды, 4) личностная динамика значимости локусов среды.
Проблема деконструкции социокультурного пространства.
Содержание
проблемы: меняются семантические координаты
социокультурного пространства – значения,
смыслы, символы, а значит и содержание
социокультурного пространства – нормы,
ценности, образы, модели поведения и др.
Социокультурные последствия: 1) усиление
интерпретационного характера жизни,
2) ускорение символической динамики архитектоники
города и артефактов среды; 3) усиление
внутриличностной динамики и релятивности
поведения; 4) трансформация мировоззренческой
модели мира как инженерной конструкции
(res extensa) в антропоцентристский мир изменяющихся
тел (mundus corpus), 5) виртуализация взаимодействия,
6) эксцентричность пространства жизнедеятельности
и внутреннего мира личности, неустойчивость
личностного самосознания (феномен «протеинового
человека»).