Социальные проблемы инвалидов: формы и средства их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 19:14, курсовая работа

Описание

Объектом исследования являются социальные проблемы инвалидов.

Предмет настоящей курсовой работы – опыт социальной и социально-психологической работы с инвалидами.

Цель данной работы – исследовать проблемы инвалидов и основные формы работы с ними.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Выявить причины, способствующие возникновению инвалидности.

2. Проанализировать специальную литературу по вопросам правовых основ социальной защиты инвалидов, медико-социальных и управленческих аспектов защиты инвалидов;

3. Рассмотреть штатные нормативы учреждений социальной защиты и реабилитации инвалидов.

4. Проанализировать опыт работы учреждений социальной защиты по социальной, медико-социальной и социально-психологической реабилитации инвалидов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения социальной работы с инвалидами………………………………………………………………………
5
1.1. Понятие инвалидности и её виды…………………………………………. 5
1.2.Правовые основы социальной защиты инвалидов……………………….. 7
1.3. Социальные, медико-социальные и управленческие аспекты защиты инвалидов..............................................................................................................
12
Выводы………………………………………………………………………….. 18
ГЛАВА 2. Анализ опыта социальной работы с инвалидами в России…………………………………………………………………………….
19
2.1. Региональный опыт работы центров социального обслуживания с инвалидами………………………………………………………………………
19
2.2. Опыт решения проблем инвалидов в Москве и Московской области…. 22
Выводы…………………………………………………………………………... 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………. 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

      В Москве действует 65 отделений срочной  социальной помощи, комнаты медико-социальной помощи, социально-психологической помощи. Ежегодно в этих отделениях оказывается различная помощь до 88 000 нуждающимся.

      В Москве сами инвалиды организовали реабилитационный центр «Преодоление», который не только оказывает моральную, учебную, организационную помощь, но и наладил выпуск инвалидных колясок, превосходящих по многим параметрам (весу, прочности, мобильности, функциональности) известные в мире шведские коляски.

      Этот  пример свидетельствует о том, что  среди инвалидов есть много талантливых мастеров, организаторов. Одна из задач социальной работы — найти этих людей, содействовать им в организации дела, сформировать вокруг них коллектив и тем самым помочь многим.

      В Москве в службе медико-социальной экспертизы также работает более 30 психологов, число психологических консультаций за последний год увеличилось на 16%. Это свидетельствует о возрастающей роли психологического исследования в формировании экспертного решения и определения нуждаемости в реабилитации.

      Инвалидам, чья государственная пенсия ниже установленной в Москве «социальной нормы проживания», осуществляется доплата к пенсии из городского бюджета.

      Существенную  роль в комплексе мер по социальной поддержке имеет санаторное лечение. Престарелые граждане, включая инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов труда при первичном выходе на инвалидность, по российскому законодательству имеют право на получение один раз в два года бесплатной путёвки на санаторно-курортное лечение. В течение 2002 г. в Москве этим правом воспользовались свыше 20 тыс. человек.

      Если  учесть все расходы, связанные с  оказанием социальной поддержки нуждающимся категориям населения, включая инвалидов, то в 1995 г. Из городского бюджета на эти цели был направлен 1 трлн. рублей. Это существенная добавка к государственным пособиям.

      Казалось  бы, огромные суммы, затрачиваемые на оказание социальной помощи нуждающимся москвичам, должны обеспечить власти. Однако данные социологических исследований говорят о противоположном мнении. В июле 1995 г. Институт социологических и маркетинговых исследований провел опрос 1207 жителей столицы по теме «Практическая реализация городскими и муниципальными структурами управления социальных программ». Согласно данным исследования, лишь 6,6% опрошенных инвалидов ощутили социальную поддержку, 93,4% сказали, что их она не коснулась. Бесплатное питание, обслуживание на дому получили только 8,8% инвалидов, а 91,2% дали ответ, что эти мероприятия их не коснулись. Санаторно-курортное лечение получили 9,2% неработающих пенсионеров и инвалидов, а 90,8% его не получили.

      Объяснение  этому найти легко. Когда большие  суммы делят на столь же большое количество пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке, то персонально каждому достается не так уж и много. Финансовая социальная поддержка, вне всякого сомнения, нужна, но только тем, кто сам не в состоянии заработать себе на жизнь. Для того, кто, несмотря на увечье или слабое здоровье, способен удовлетворить свои насущные потребности, нужны не столько денежные пособия, сколько возможность получить работу. Но в этом направлении правительство Москвы делает не много. Можно говорить даже об ущемлении прав престарелых и инвалидов. Количество работающих инвалидов в Москве с каждым годом сокращается. Следовательно, с каждым годом увеличивается число тех, кому нужна денежная помощь. А бюджет не беспределен. Отсюда и неудовлетворенность социальной политикой правительства столицы.

      К новым формам обслуживания престарелых, одиноких, инвалидов относятся так называемые поезда милосердия. Комплексная бригада формируется из числа работников социальной защиты, врачей различного профиля. Они оказывают медико-социальную помощь преимущественно людям, проживающим на отдаленных разъездах, небольших станциях, вдали от крупных городов или районных центров. Помощь оказывается медицинского, социального, бытового, социально-психологического и другого характера. Одновременно оказывается и материальная помощь (продукты питания, промышленные товары, домашние аптечки с медикаментами и др.).

      Основные  сферы жизнедеятельности человека — труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Инвалидам же надо помочь в адаптации: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Необходимо, чтобы они чувствовали себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям престарелого возраста — всем тем, кто неполноценен физически или психически. 

      Выводы 

        Анализ специальной литературы и документов, обобщающих опыт работы учреждений социальной защиты, позволяет нам сделать вывод, что в Москве и других регионах России накоплен большой опыт работы с инвалидами.

        Основными документами, которыми  руководствуются центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры являются федеральные и региональные программы:

      1) «Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов»;

      2) «Дети России»;

      3) «Дети-инвалиды;

      4) Программа профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов.

      В учреждениях социальной защиты используются различные формы работы, направленные на социальное, социально-психологическое и физическое состояние инвалидов.

      Учитывая  проблемы, с которыми сталкиваются учреждения социальной защиты, является необходимым в условиях становления службы медико-социальной реабилитации, социальной помощи, социально-психологической поддержки инвалидов на федеральном, региональном и местном уровнях следующее:

      1) Усовершенствовать систему повышения квалификации социальных работников, медиков и социальных психологов, службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, ЦСО, социально-психологических центров организовав в федеральных научно-практических центрах базы для повышения квалификации социальных работников, социальных медиков и социальных психологов.

      2) Регулярно проводить научно-практические семинары и конференции по социальным, медико-социальным и психологическим проблемам экспертизы и реабилитации.

      3) Усовершенствовать систему научно-методического консультирования социальных, медико-социальных и психологов практиков. Ввести общественную должность главного психолога на всех уровнях службы социальной защиты и реабилитации.

      4) Усовершенствовать информационное, методическое и техническое обеспечение деятельности социальных, медико-социальных работников и психологов в подведомственных учреждениях.

      5) Усовершенствовать нормативные вопросы деятельности социальных, медико-социальных работников и психологов в реабилитационных, экспертных учреждениях, центрах социальной помощи, социально-психологической помощи (нормативы нагрузки, оплата труда и т.п.).

      6) Пересмотреть штатные нормативы учреждений социальной защиты и реабилитации инвалидов, социальной, медико-социальной и психологической службы в учреждениях социального обслуживания  и реабилитации.

      7) Стимулировать становление и развитие социальной, медико-социальной и психологической службы в подведомственных учреждениях в регионах.

      8) Сформировать координационный совет психологов, социальных и медико-социальных работников для обеспечения деятельности социальной, медико-социальной и психологической службы экспертизы и реабилитации инвалидов. 

                                 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В Российской Федерации в конце XX в  начале ХХI века, как и во всём мире, наблюдался рост числа инвалидов. С 1994 по 2001 годы детская инвалидность в России выросла на 45%.

      Среди причин, способствующих возникновению инвалидности, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, что сказывается на детской инвалидности, рост травматизма, отсутствие нормальных условий труда и культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости.

      Социальная  поддержка и реабилитация инвалидов — процесс сложный, противоречивый. Он включает взаимодействие общества, семьи, родителей и ребенка-инвалида. Ряд исследователей, анализируя политическую, экономическую, социальную ситуацию, сложившуюся в обществе, рассматривают ее влияние на современное состояние инвалида и их семьи. Трансформация общества в той или иной мере затронула все слои населения. Инвалид и его семья, нуждается в постоянном повышенном внимании и защите со стороны общества. Многие авторы неоднократно указывали на необходимость научного изучения инвалидов и инвалидности и на научную разработку коррекционных мер, предлагаемых для реализации им конкретной помощи.

      В целях их социальной защиты принимаются законы, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, предпринимаются меры по безбарьерному доступу в различные структуры и обеспечению информацией. Для людей с ограниченными возможностями здоровья предусматриваются дополнительное питание, летний отдых и т.п. Однако любых усилий государства будет недостаточно, если не проводить целенаправленную социальную работу с самими инвалидами и их семьями, имея в виду возможную активизацию их жизнедеятельности и обеспечение посильной интеграции в общество.

      Организация комплексной социальной, психосоциальной  и медико-социальной работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья прежде всего зависит от того, в каком возрасте получена инвалидность. Разные возрастные периоды обусловливают специфику инвалидов и соответственно во многом определяют направления и средства деятельности по их активизации.

      Для того чтобы помочь взрослому инвалиду, используются все методы социальной, медико-социальной и психологической работы, в которые лишь вносится некоторая специфика. Методики активной социальной работы с инвалидом и его семьей вплотную смыкаются с понятием социальной реабилитации, которая представляет собой систему и процесс восстановления способности к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности.

      Социальная реабилитация включает в себя социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию. Эти две составляющие, по сути, обобщают все необходимое в работе с инвалидом. Так, в социально-бытовой адаптации используются информирование и консультирование инвалида и его семьи; адаптационное обучение; формирование у инвалида навыков самообслуживания, обеспечения персональной сохранности, социальных навыков; выделение технических средств реабилитации и обучение пользованию ими; адаптация жилья к потребностям инвалида.

      Мероприятия по социально-средовой ориентации включают социально-психологическую реабилитацию, психодиагностику и обследование личности инвалида, психологическую коррекцию и психотерапию, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах взаимопомощи, клубах общения, оказание экстренной (по телефону) психологической и медико-психологической помощи. Сюда также могут быть отнесены формирование социальной независимости, навыков общения, проведения досуга и отдыха, занятия физкультурой и спортом, предоставление помощи в решении личных проблем, социально-психологический патронат семьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

      1. Бородина С. В. Основы социальной работы. Учебное пособие / С. В. Бородина. – М., 2004. -238 с.

      2. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». — М., 1995.

      3. Грачев Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. – М., 1992.

      4. Гришина Л. П. Актуальные проблемы инвалидности в Российской Федерации. – М., 1995.

      5. Медведева Г. П.  Профессионально-этические  основы социальной работы: Учебник  для ВУЗов / Г. П. Медведева   — М. 2005. -112 с.

<

Информация о работе Социальные проблемы инвалидов: формы и средства их решения