Социальные проблемы молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы, на мой взгляд, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучением проблем молодежи занимаются не только ученые, но и практические работники разного уровня -- от политиков до учителей и родителей.

Содержание

Введение
1. Молодежь как особая социальная группа
2. Социальные проблемы российской молодёжи
3. Современный социально-демографический портрет молодежи и основные проблемы (На примере анкетирования в ПТЭТе)
3.1 Общие сведенья об анкетируемых
3.2 Отношение и привлеченность к вредным привычкам молодежи
3.3 Духовный мир молодежи
3.4 Образование и трудовая деятельность молодежи
3.5 Ценностные ориентации молодежи
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 57.67 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Пятигорский торгово-экономический  техникуМ

II РЕГИОНАЛЬНАЯ  СТУДЕНЧЕСКАЯ

НАучнАЯ конференция

«ПОКОЛЕНИЕ - NEXT»

НАУЧНО  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА

На  тему: «Социальные  проблемы молодежи»

Автор: студенты группы

2 бух 11

Мкртчян Д. С.

Беднякова И. Ю.

Научный руководитель:

Витова Л. В.

Пятигорск,

2008 г.

Содержание

Введение

1. Молодежь как  особая социальная группа

2. Социальные проблемы  российской молодёжи

3. Современный социально-демографический  портрет молодежи и основные  проблемы (На примере анкетирования  в ПТЭТе)

3.1 Общие сведенья  об анкетируемых

3.2 Отношение и привлеченность к вредным привычкам молодежи

3.3 Духовный мир  молодежи

3.4 Образование и трудовая деятельность молодежи

3.5 Ценностные ориентации  молодежи

Заключение

Список литературы

Введение

«Вот молодежь пошла…» - достаточно часто слышишь эту  фразу, не правда ли. Люди , которые только вчера безрассудствовали, не обращая внимания на принятые нормы, остепенившись, с укоризной смотрят на подрастающую молодежь. «Наше поколение было другим », - слышится из их уст. И вот с этим не поспоришь. Главным отличием нового поколения от старого является как раз то, что оно другое. Так было во все времена, но сегодня это особенно актуально. На смену старой формации пришла новая, а вместе с ней и новое поколение со своим особым взглядом на мир. Так какое оно, это поколение, помимо того, что просто другое? - озадачились мы вопросом.

Несомненно, на образ  и менталитет всего населения, и  молодежи, как особой социальной группы оказывает их место проживания, особенности  ЭГП региона по отношению ко всей стране, откладывает отпечатки на жизненные ценности и стереотипы молодого поколения. Поэтому в качестве исследования мы взяли студентов  учащихся в ПТЭТе. Это обусловлено тем, что в нашем техникуме учатся студенты разных национальностей: русские, армяне, греки, украинцы, чеченцы, кабардинцы и многие другие.

Анализ проблем  и особенностей молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «молодежь». В словаре С.И. Ожегова дается такое определение понятию «молодежь»: «Молодое поколение, молодые люди не достигшие зрелого возраста. Более полное определение было дано И.С. Коном: “Молодёжь - это социально- демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально- психологические особенности имеют социально- историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации”.

На мой взгляд, молодежь -- это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени». Но следует дать более определенное научное понятие «молодежь». Итак, молодежь - социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России - Социс. №5. 1998 г. - 90 с. Т.е. среди факторов социологического определения «молодежь» исследователями выделяются: возрастные границы и социально-психологические особенности; специфика социального статуса, поведения.

Молодежь уже сегодня  во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.

Молодежная безработица  остается одной из острейших проблем  в сфере труда. Сегодня, как никогда, актуально оценить ее масштабы и  спрогнозировать ее динамику, найти  пути оказания эффективной помощи молодым  людям, испытывающим затруднения с  трудоустройством.

Актуальность данной темы, на мой взгляд, состоит в  том, что в настоящее время, когда  в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и  социальные институты, изучением проблем  молодежи занимаются не только ученые, но и практические работники разного  уровня -- от политиков до учителей и родителей.

Мой интерес к данной проблематике объясняется тем, что  я являюсь одним из представителей настоящего поколения молодых людей  переживающий современные процессы изменений в мировом масштабе, что оказало влияние на положение  и развитие молодежи. Поэтому я  хочу детально осветить данную проблему с тем, чтобы точно знать какие  проблемы могут реально встать на моем жизненном пути и жизненном  пути моих друзей - сверстников.

1. Молодежь как особая социальная группа

Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую  группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Каждый человек  в зрелом возрасте вспоминает свою молодость с чувством удовлетворения. Они вспоминают, как они проводили  свои студенческие годы, развлекались на бесконечных вечеринках и дискотеках. Но, часто, забывают о том, с какими проблемами им пришлось столкнуться, ведь молодость - это путь в будущее, который  выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование - это характерная  черта молодого возраста; он не был  бы таким притягательным, если бы человек  заранее знал, что с ним будет  завтра, через месяц, через год.

В возрастной психологии молодость характеризуется как  период формирования устойчивой системы  ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса  личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с  тем в этом возрасте ещё сохраняются  некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств  и черт: стремление к идентификации  и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Молодёжное сознание определяется рядом объективных  обстоятельств.

Во-первых, в современных  условиях усложнился и удлинился  сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную  трудовую жизнь, но и завершением  образования, получением профессии, реальными  политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей.

Во-вторых, становление  социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных  факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархической  системы, каждый из них выполняет  свои специфические функции в  развитии личности.

Молодость - пора, когда  каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать  свои способности и дарования. Это  период, сопряжённый с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного “Я”. Человеку нужно определить границы своих  реальных возможностей, понять, на что  он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время  ему необходимо сформировать максимально  достоверное представление о окружающим мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта.

Молодежь -- это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.

Социализация - это  процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок  образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как  самостоятельную социально-демографическую  группу.

Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 25% и составляет лишь около 9% сельского населения России.

Границы молодежного  возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и  культуры, условий жизни людей. Воздействие  этих факторов реально проявляется  в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.

2. Социальные проблемы российской молодёжи

Как показывает проведенное  в России исследование, у подавляющего большинства  молодежи (70%) есть главная  цель жизни. Нет её только у 9,0% молодых  людей (21,0% над этим не задумывались). На поставленный в открытой форме вопрос, в  чем заключается  эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы, приведенные  в таблице 1.

(Таблица  1)

Распределение главных жизненных  целей молодежи. (%)

 
жизненные цели ответивших  
иметь хорошую  семью 11,3  
получить  хорошее образование 13,9  
устроиться  на хорошую работу 12,0  
иметь свою квартиру 6,3  
заработать  много денег 3,4  
обеспечить  будущее детям 6,9  
открыть свой бизнес 2,0  
жить в  достатке 9,6  
приобрести  дорогие вещи 21,3  
     

Как видно, для современной  российской молодежи свойственны, как  и духовно-нравственные, так и сугубо прагматичные, материальные жизненные  цели.

А каким образом  молодые люди оценивают  свои возможности  реально, практически  добиваться целей  в различных сферах жизни? Ответы на данный, уже закрытый, вопрос (в  сравнении со старшим  поколением) приводятся в таблицах 2 и 3.

(Таблица  2)

К чему стремилась, стремится  и чего уже добилась в жизни молодежь, %

 
Сферы достижения успехов Уже добились Пока не добились, но считают, что им это еще по силам Хотели бы, но вряд ли уже смогут добиться этого В их жизненных планах этого не было  
Получить  хорошее образование 33,4 48,2 11,4 7,0  
Получить  престижную работу 15,5 59,5 19,4 5,6  
Создать прочную, счастливую

семью

27,8 59,9 6,9 5,4  
Создать собственный  бизнес 5,9 28,3 26,3 39,5  
Стать богатым  человеком 2,0 40,4 37,8 19,8  
Заниматься

любимым делом

27,7 55,6 13,2 3,5  
Стать знаменитым, чтобы привлечь внимание людей 1,6 13,3 11,4 73,7  
Побывать  в разных странах мира 7,6 49,4 34,5 8,5  
           

Информация о работе Социальные проблемы молодежи