Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 00:41, реферат
Социальная революция - качественный скачок в развитии общества, который сопровождается переходом государственной власти в руки революционного класса или классов и глубокими изменениями во всех сферах общественной жизни.
1. По Марксу социальные революции являются выражением сущности естественно- исторического процесса развития общества. Они имеют всеобщий закономерный характер и представляют собой важнейшие принципиальные изменения ,свершающиеся в истории человечества. Открытый марксизмом закон социальной революции указывает на объективную необходимость в смене одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной. Немарксистские и антимарксистские концепции в целом отрицают закономерность социальных революций. Так, Г. Спенсер сравнивал социальные революции с голодом, бедствиями, повальными болезнями, проявлениями неповиновения, и “агитацией, разросшейся до революционных собраний”, открытыми восстаниями, которые он называл “общественными изменениями ненормального характера”.
2. К. Поппер отождествлял революцию с насилием. Социальная революция, по его словам, разрушает традиционную структуру общества и его институтов … Но… если они (люди – И.Ш. ) разрушают традицию, то вместе с ней исчезает и цивилизация … Они возвращаются к животному состоянию.
Введение………………………………………………………………………...... 3
Определения……………………………………………………………………… 8
Биография Питирима Александровича Сорокина……………………………... 9
Революция – это хорошо или плохо?................................................................... 11
Причины революции…………………………………………………………….. 12
Дезорганизация власти и социального контроля, как вторая причина революции………………………………………………………………………... 15
Заключение……………………………………………………………………..... 17
Литература………………………………………………………………………..
Самыми революционными будут те сословия и социальные группы, у которых ущемляется самое большое количество базовых инстинктов и, наоборот, противниками революции будут те сословия и социальные группы, у которых полностью отсутствуют или имеется небольшое количество ущемлённых инстинктов. Поэтому большевикам оказалось легко увлечь революционными идеями солдат и рабочих, а аристократы всегда были против революции. В феврале 1917 г. за революцию было 95% населения, а затем отдельные социальные группы с течением времени, постепенно стали выступать против эскалации революции и за наведение порядка. В 1921 г. даже крестьяне и матросы в Кронштадте восстали против большевиков. Советское правительство в этих условиях удержало власть только благодаря страшной усталости от катаклизмов гражданской войны и уступок в форме НЭПа.
Дезорганизация власти и социального контроля, как вторая причина революции
Она означает неспособность правительства подавить смуту, устранить условия, вызывающие недовольство населения, расколоть массу на части и натравить их друг на друга по принципу «разделяй и властвуй», направить выход энергии масс в другое нереволюционное русло по принципу «открыть клапан, чтобы котёл не взорвался». Атмосфера предреволюционных эпох всегда поражает наблюдателя бессилием властей и вырождением правящих привилегированных классов. «В стране нет рулевого. Где же он? Может он уснул? Правитель утратил силу и более не поддержка нам», - таковы комментарии летописца Ипувера о слабости власти фараонов накануне египетской революции эпохи Среднего царства. Такая же обстановка была в России в 1917 г. Не было ни одного министра здравомыслящего и властного - дряхлый Горемыкин, некомпетентный Штюрмер, сумасшедший Протопопов и ненормальный Вырубов – это целая галерея бесталанных правителей и циничных карликов, это результат полного вырождения элиты. История «терпит» жестокие и хищнические правительства, то тех пор, пока они умеют управлять государством, но она выносит суровый приговор бессильным и паразитическим правительствам. Вырождение элиты становится неизбежным, если она превращается в касту, когда социальные «лифты» выключены и прирождённым правителям закрыт путь наверх искусственными препятствиями на пути циркуляции в члены элиты. Талантливый самородок С.Ю.Витте не раз подвергался опале.
Когда происходит революционный взрыв, то безжалостная революционная метла начисто выметает весь социальный мусор – вырожденцев из элиты. Одновременно «выскочки» из низов резко бросаются вверх по социальной лестнице через огромную щель в социальном сите селекции. Такое сито существует на каждом этаже социальной лестницы. Но на второй стадии революции новая элита воздвигает новое «сито», под защитой которого выскочки, достигшие вершин, сливаются с остатками неразложившейся аристократии, которые оставляют для передачи опыта управления людьми. Новое большевистское «сито» пропускало наверх только тех, кто «от станка» или «от сохи» и отбрасывало вниз всех остальных.
Можно сделать вывод, что революция выгодна бандитам и захватчикам власти без выборов, и не выгодна всем другим социальным группам. Заслуга президента Ельцина не только в том, что он провёл необходимые стране реформы, но и в том, что он раздавил две попытки коммунистов захватить власть путём армейского и чекистского мятежа в 1991 г. и путём организации массовых беспорядков и вооруженного захвата власти в 1993 г.
Успех большевиков в 1917 г. можно объяснить ещё и тем, что в России, как и в других передовых странах, шёл трудный процесс смены элит. Власть постепенно переходила из рук дворян в руки предпринимателей, и в этот переломный момент власть вдруг перехватили проходимцы, наподобие рэкетира Сталина и Ленина, который много лет жил в Париже на
Вторая стадия революции.
Причинами, порождающими
эту стадию, являются усиление голода,
преступности, реквизиций, эпидемий, примитивного
хаоса «войны всех против всех». Люди
стоят перед дилеммой: либо погибнуть,
продолжая революционный дебош,
либо навести порядок любой ценой. Примеры
«творцов порядка – это Цезарь, Октавиан
Август, Кромвель, Наполеон, Робеспьер,
Ленин и Путин, которые умеют «железным
кулаком» наводить порядок после периода
революции или реформ. На первом этапе
происходит сумасшедший выход энергии,
но человек – это не вечный двигатель,
поэтому рано или поздно наступает массовая
апатия и усталость. Энергичная группа
или тиран могут легко захватить власть
на второй стадии революции, пользуясь
этой слабостью и восстановить старый
порядок. Общество, которое не способно
развиваться путём мирных реформ, вынуждено
платить за революцию дань в размере значительной
части своего населения. Можно сделать
вывод, что мирная
реформа гораздо лучше,
чем социальная революция.
Заключение
По нашему мнению, реформа - это особая форма революционного процесса, если понимать революцию как разрешение противоречия прежде всего между производительными силами (содержание) и производственными отношениями (форма). В реформе можно видеть как разрушительный, так и созидательный процесс. Разрушительный характер реформ проявляется в том, что с точки зрения революционных сил уступки в виде реформ, проводимых правящим классом, "подтачивают" позиции последнего. А это, как известно, может подтолкнуть правящий класс к насильственным действиям, чтобы сохранить свое господство в неизменном виде (а революционные силы - к ответным действиям). В результате этого подготовка качественных изменений в социальном организме консервируется, а то и прерывается.
Созидательный характер реформ проявляется в том, что они подготавливают новые качественные изменения, способствуют мирному переходу к новому качественному состоянию общества, мирной форме протекания революционного процесса - революции. Недооценивая значение реформ в прогрессивном преобразовании общества, мы приуменьшаем роль формы в развитии содержания, что само по себе не диалектично. Следовательно, революция и реформа являются необходимыми компонентами конкретно-исторического этапа развития человеческого общества, образуя противоречивое единство. Но реформы как таковые все же не меняют фундамент старого общественного строя.
Не вызывает сомнения, что в революционных процессах современной истории непреложно возрастает значение созидательных целей в ущерб разрушительным. Реформы превращаются из подчиненного и вспомогательного момента революции в своеобразную форму ее выражения. Тем самым возникают возможности взаимопроникновения и, очевидно, взаимоперехода, взаимовлияния реформы и революции.
Из вышеизложенного следует, что революционным отныне необходимо считать не то, что выходит за рамки реформы, а то, что позволяет расширить эти рамки до уровня и требований задач кардинального преобразования существующих общественных отношений. Суть - не в противопоставлении "движения" и "конечной цели", а в такой их увязке, чтобы в ходе и результате "движения" могла реализоваться "конечная цель". "Революционный реформизм" отбрасывает, как несостоятельную, альтернативу: революция или реформа. Если мы не верим в эволюционные возможности отечественной цивилизации и опять склонны только к революциям и переворотам, то о реформах не может быть и речи.
Таким образом,
исходя из анализа всемирной истории
и основных исторических типов социальных
революций в целом, можно утверждать,
что социальные революции являются
необходимыми и закономерными, ибо, в конечном
счете, они знаменовали движение человечества
по пути прогрессивного общественно-исторического
развития. Но революционный процесс (равно
как и эволюционный процесс) - это не единовременный
акт. В ходе этого процесса происходит
уточнение и углубление задач, первоначально
поставленных субъектами революции, принципиальное
утверждение, материализация идей. Революции,
говоря словами Маркса, "постоянно критикуют
себя... возвращаются к тому, что кажется
уже выполненным, чтобы еще раз начать
это сызнова, с беспощадной основательностью
высмеивают половинчатость, слабые стороны
и негодность своих первых попыток".
Литература
Информация о работе Социальные революции и реформы в обществе