Социальные роли и статусы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:23, контрольная работа

Описание

Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? кем хочу стать? что ждет меня на этом пути? Ответы на подобные вопросы обуславливают понимание человеком смысла своего бытия, его самосознание как субъекта общественных процессов, проблем и коллизий.
Но социология формулирует эти вопросы несколько иначе, исходя из того, что общество предстает перед человеком как огромный мир, состоящий из бесконечного множества социальных позиций («ячеек»), находящихся в постоянных самовозобновляемых взаимодействиях.

Работа состоит из  1 файл

Социология.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

Достигаемый статус максимально  обеспечивает исполнение ролей на базе индивидуальных способностей. Роли, его сопровождающие, как правило, трудны для обучения и часто конфликтны. С существующими ныне достигаемыми статусами, вероятно, связаны как эффективное использование человеческого потенциала, так и величайшая угроза индивидуальному духовному миру личности в случае неудачной ее социализации к достигаемы ролям.

1.5.Другие статусы

Из множества статусов, которые занимает человек, прежде всего  необходимо определить главный статус. Это является довольно сложной задачей, но именно главный статус прежде всего определяет и, что не менее важно, самоопределяет человека социально («кто я такой? чего достиг?»).

Безусловно, в большинстве  случаев особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией, немалое значение может иметь имущественное положение. Однако в условиях неформальной компании друзей эти признаки могут иметь второстепенное значение – здесь решающую роль могут играть культурный уровень, общительность.

Следовательно, следует  отличать основную, общую иерархию статусов личности в большинстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей.

Наличие специфической  иерархии может привести к серьезным  коллизиям. не всегда статус человека, определяемый обществом как главный для данного человека, совпадает со статусом, который, ориентируясь на общепринятую иерархию, считает главным сам человек. Такое неадекватное понимание своего места в обществе может иметь драматические последствия для человека, порождая внутренние и внешние конфликты, противоречия.

Кроме главного статуса, связанного прежде всего с профессией, работой (точнее, ее престижем), допустимо  говорить об обобщенном статусе, иначе называемом индексом социальной позиции, значение которого помогает произвести целостную оценку социальной позиции как своей, так и других в системе социальных координат.

Зачастую имущественное  положение образованного человека, избранного на высокий политический пост, неизмеримо ниже имущественного положения тех, кто достаточно быстро сделал большие деньги, занимаясь экономическими аферами, сделками и т.д.

Как отметил М. Вебер, если бы общество ранжировало позиции  чисто рыночно-целерационально, то материально-имущественное преимущество любого человека (в том числе ассенизатора) вызвало бы к нему огромное уважение. Но речь идет о социальных (а не экономических) законах, которые учитывают гораздо более сложный и многообразный комплекс статусных условий.

Индекс социальной позиции  в какой-то мере позволяет более  многосторонне, комплексно оценивать социальную позицию. Этот индекс включает в себя три-четыре основных признака: престиж профессии, уровень дохода и уровень образования (зачастую – наличие властных полномочий, привилегий).

1.6.Иерархия статусов. Статусные коллизии. Социальный престиж статуса.

  Статусы в обществе иерархизированы.

Принятая иерархия (ранжирование) статусов представляет собой основу стратификации данного общества.

Социальный престиж (уважение, признание) статусов (точнее, престиж функций, закрепленных за конкретным статусом), по сути, и представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, общественном мнении.

Сам престиж, и, соответственно, иерархия статусов формируется под  влиянием двух факторов: 1) реальной функциональной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его структур (инвариантная сторона престижа статуса); 2) системы ценностей, шкалы предпочтений исторических традиций, учитываемых в данной культуре (культурно-вариативная сторона престижа статуса).

В связи с этим иерархия, престижность статусов у различных народов имеет много общего, и в то же время весьма специфична.

Престиж статуса разделяем  обществом. Здесь не может быть «самозванства» самовосхваления. При этом иерархия статусов, их престижность утверждается, формируется в обществе под влиянием подчас трудноуловимых процессов, оценок, не всегда осознаваемых предпочтений.

Общество постоянно  стремится поддержать принятую иерархию статусов – материально, морально и  даже эмоционально-символически (посредством ритуалов, обрядов, церемоний). Так, материальное вознаграждение людей, занимающих престижный статус, имеет цель возместить их физические и интеллектуальные затраты, но и выполняет латентную функцию – количественно выражает престижность данного статуса. За один и тот же объем усилий человек престижного статуса потребует одно вознаграждение, человек менее престижного статуса – другое.

Моральная поддержка  статуса выражается в том, что  люди, занимающие престижный статус, приобретают  определенный авторитет. Носители этого статуса сами уделяют большое внимание поддержанию его престижа.

Не случайно социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии. Престижный статус стремятся получить наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества.

Престиж (иерархия) статусов, который охраняют культура, традиции, с одной стороны, явление довольно устойчивое и даже консервативное, а с другой стороны, в нем происходят подвижки, подчас немалые, обусловленные  изменением общественных связей, функций, которые в конечном счете порождены изменением ценностей, общественных приоритетов и целей.

Любая глубинная перестройка  социальных институтов общества неминуемо  связана с изменением иерархии статусов, их престижа.

1.7. Статусные коллизии

Статусная характеристика личности, казалось бы, статична – но только на первый взгляд. Статусы, статусные  притязания и разочарования, статусные  шансы и несоответствия играют заметную роль в формировании самочувствия человека. ведь одна из главных социальных движущих сил – это стремление людей занять престижный статус, который реализует их высокие притязания, дает шанс на жизненный успех. Человек социально оценивает себя (и других) во многом с точки зрения занимаемого социального статуса, престижности социальной позиции, что вызывает у него или гордость, или глубокое разочарование, определенные умонастроения.

Статусные притязания (не путать с притязаниями отдельной личности на достижение престижного статуса) – это ожидания группы людей, занимающих тот или иной статус, определенных материальных, моральных, эмоциональных вознаграждений, уважения, прав, привилегий. Статусные притязания позволяют данной статусной группе вести определенный образ жизни, соразмерный престижу данного статуса.

Чем выше престижность статуса (основой которой является признание обществом данной функции важной, значимой для его функционирования), тем выше уровень притязаний – и наоборот.

Статусное несоответствие (рассогласование) – это несоответствие материального, морального, экономического и другого вида вознаграждения как общественной значимости функций, выполняемых людьми данного статуса, так и статусным притязанием носителей данного социального статуса.

Рассмотрим некоторые статусные  коллизии личности.

  1. Снижение занимаемого статуса, престижность прошлого статуса сохранена (понижение должности). Это распространенная статусная коллизия. Статус (руководителя, начальника) остался неизменным, так же как и его престиж, но человек не справился со своей задачей, ему не хватило знаний, квалификации, или он не сработался с вышестоящим руководителем, с подчиненными и т.д. Подобные коллизии приводят к серьезной личной драме человека, который глубоко переживает свою неудачу. Ему приходится менять статусные притязания, систему взаимоотношений, манеру поведения. Люди по-разному выходят из этой коллизии, но она всегда драматична в психологическом отношении.
  2. Статус сохранен, но снижена его престижность. Данная коллизия задевает уже всех представителей данной статусной группы. Явными, зримыми признаками снижения престижности статуса является снижение уровня материального дохода, моральных, эмоциональных знаков внимания и уважения. Снижение престижа сопровождается глубокими внутренними деформациями, демотивацией деятельности работников, которые испытывают пессимизм, неуверенность в завтрашнем дне, безразличие к таким понятиям, как профессионализм, профессиональная честь, репутация. При снижении престижа статуса возникает текучесть кадров, наиболее амбициозные, энергичные люди стремятся занять более уважаемые статусно-профессиональные ниши.
  3. Статусная дифракция (рассеивание) социальной реакции. Социальные притязания у представителей различных статусных групп различны. Один и тот же уровень материальных доходов, моральных, эмоциональных знаков уважения, признания может вызвать различные реакции у представителей различающихся по престижу социальных групп: быть признан приемлемым представителями менее престижной группы, вызвать протест у представителей более престижной статусной группы. Из этого следует, что, во-первых, социальная реакция может тесно увязываться не только (а может, и не столько) с самим уровнем жизни, но с уровнем статусных притязаний той или иной статусно-профессиональной группы. Во-вторых, нельзя анализировать, прогнозировать социальные реакции людей, используя лишь данные об их уровне жизни, социальной обеспеченности, комфортности. Следует учесть, что непрестижные статусные группы, имеющие невысокие социальные притязания, могут представлять собой наименее требовательную среду и, наоборот, представители более престижных статусных групп могут оказаться социально более требовательными.

 

2.Понятие социальной роли

Зная социальный статус конкретного человека, его социальные функции, мы ожидаем от него типичного  набора качеств, которые, как нам  представляется, необходимы для осуществления  этих функций.

Ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который несет человек, - это, по определению Р. Линтона, социальная роль. Если статус – это сами права и обязанности, то социальная роль – это ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе, данной системе социальных взаимодействий.

Социальная роль – это ожидание (экспектация), предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Основные требования вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям.

Роль – это деиндивидуализированный  образец поведения человека, занимающего  определенный статус. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять  все ролевые предуказания, которые закреплены за этой социальной позицией. Не роль «подстраивается» под своего исполнителя, а исполнитель должен выполнять расписанную для него обществом, культурой, традициями роль.

Таким образом, роль, будучи независимым от личности, деиндивидуализированным образцом поведения, является основным средством обеспечения эффективного, бесперебойного функционирования первоосновы социальной жизни – социальных институтов. Именно посредством системы ролевых предуказаний люди включаются в институционализированные взаимодействия.

Социальная роль органично  соединяет в себе символически-информационную и императивно-контрольную составляющие. Символически-информационная составляющая предоставляет личности сценарий поведения, в котором достаточно подробно представлен образец требуемого от человека данного статуса поведения, вплоть до приемлемых жестов, походки, одежды, привычек. Ролевая экспектация (ожидание) существует в виде не только правил, инструкций, норм поведения – эти разрозненные стандарты создают некий целостный образ того, как следует себя вести, который легко воспринимается человеком.

Необходимо соотносить социальные роли с ценностями, нормами  поведения, традициями, обычаями.

Конечно, ценности, нормы  и роли возникают и утверждаются в едином социокультурном пространстве. Реальное содержание роли в решающей степени определяется ценностными приоритетами, стандартами поведения, принятыми в данном обществе, культуре. Но в рамках социальной роли происходит систематизация норм поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую роль обслуживает. В результате в одной роли увязана не одна, а множество норм, причем у каждой роли могут быть специфическая цепочка норм, их особая иерархизация и систематизация, обеспечивающая эффективное выполнение данной конкретной функции.

Роль – это особый тип регуляции, - функциональной регуляции, призванной обеспечит выполнение определенных функций в рамках конкретного  социального института. Соответственно, в ролевом поведении человека особый акцент делается на функциональной направленности, статусной увязанности ожидаемого поведения.

Социальная роль –  это достаточно полная, но не всеохватывающая  поведенческая характеристика. В  ролевых ожиданиях содержатся именно те предуказания, делается акцент на тех  требуемых действиях, которые гарантируют выполнение данных социальных функций. Но не более того.

Социальная роль органично  соединяет в себе функционально-целесообразные (повторяющиеся, инвариантные) и культурно-вариативные  черты, характеристики, что дает нам образец ролевого поведения в данном обществе.

2.1. Виды обучения ролям

Каждый индивид в  течение своей жизни обучается  исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или  матери, инженера, организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя и т.д. Ролевое обучение имеет по крайней мере два аспекта: 1) необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью; 2) не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания соответствующие данной роли. Второй аспект представляется наиболее важным.

Некоторые люди не могут  успешно выполнять свою роль, если она в процессе социализации не принята  ими как стоящая потраченного времени, удовлетворяющая какую-либо их потребность, соответствующая их внутреннему миру.

Обучение большинству  важнейших ролей обычно начинается в раннем детстве, одновременно с  началом формирования установок, направленных на определение роли и статуса. Большая  часть этого этапа ролевого обучения происходит бессознательно и безболезненно. Дети играют в игрушки, «разыгрывают» представления, помогают отцу и матери, читают истории из жизни разных социальных групп, слушают семейные разговоры и пассивно участвуют в семейных инцидентах. Из такого повседневного опыта они выносят представление о действиях мужчины и женщины в различных ситуациях, о том, как муж и жена должны относиться друг к другу. Маленький ребенок, подражая роли своего отца, играемой им дома, бывает больше осведомлен о том, как должен действовать  и что должен думать мужчина в различных ситуациях семейной жизни, чем тогда, когда он просто исполняет свою собственную роль ребенка. Подражая действиям отца, он в какой-то степени может понять причины, которые стоят за тем или иным отцовским действием, и это понимание со временем растет. Его «притворные», ненастоящие роли таким образом помогают ему достойно принять на себя в будущем роль отца семейства. Человеку в более зрелом возрасте такие ненастоящие роли помогают понять реакцию других людей на его поведение.

Информация о работе Социальные роли и статусы