Социальные роли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 07:54, контрольная работа

Описание

Социальная роль – это ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Как следует себя вести, как действовать в той или иной ситуации человеку с определенным положением, социальным статусом – все это предначертано обществом, выработано обществом, его культурой, его историей.

Работа состоит из  1 файл

Социальные роли.doc

— 34.50 Кб (Скачать документ)

                    Oсновные характеристики и понятие социальной роли.

     1. Социальная роль – это ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой  личности, ее желаний и существует  как бы помимо и до самой  личности. Как следует себя вести, как действовать в той или иной ситуации человеку с определенным положением, социальным статусом – все это предначертано обществом, выработано обществом, его культурой, его историей. На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем драматическим персонам.

     Роль  – это образец поведения человека, занимающего определенный статус. Претендуя  на данный статус, человек должен выполнять  все ролевые предуказания, которые  закреплены за этой социальной позицией. Не роль «подстраивается» под исполнителя, а исполнитель должен выполнять расписанную для него обществом, культурой, традициями роль.

     И если работа требует сдержанности, а человек является эмоциональным, вспыльчивым, он должен или отказаться от карьеры, или научиться контролировать себя.

     Роль, будучи независимым от личности образцом поведения, является основным средством  обеспечения эффективного функционирования первоосновы социальной жизни - социальных институтов.

     2. Социальная роль органично соединяет в себе символически-информационную и императивно-контрольную составляющие. Символически-информационная составляющая предоставляет личности сценарий поведения, в котором представлен образец требуемого от человека данного статуса поведения, вплоть до жестов, походки, одежды, привычек. Ролевое ожидание существует в виде правил, инструкций, норм поведения. Эти стандарты создают целостный образ того, как следует себя вести. Этот образ воспринимается как требование, поведение, предуказание.

     3. Необходимо соотносить социальные  роли с ценностями, нормами поведения,  традициями, обычаями.

     Ценности, нормы и роли возникают и утверждаются в едином социокультурном пространстве. Содержание роли определяется ценностными  приоритетами, стандартами поведения, принятыми в данном обществе, культуре. В рамках социальной роли происходит систематизация норм поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую роль обслуживает. Например, поведение начальника предполагает одну систему норм, поведение подчиненного – несколько иную.

     Возможны  расхождения между ролевыми предуказаниями и общечеловеческими требованиями: искренность, как ценность приоритетнее приветливости, но в поведении гостя  последняя важнее. Гость не должен, проявляя искренность, признаваться в том, что ему не понравился предложенный обед.

     4. Социальная роль – это достаточно  полная, но не всеохватывающая  поведенческая характеристика. Ролевой  стандарт оставляет определенный  простор для индивидуальных особенностей  личности, ее фантазии. В армии степень ролевой регламентации достаточно велика. Среди профессиональных ролей минимально регламентируется роль мусорщика, труд которого примитивен и не требует соблюдения жестких правил.

     5. Социальная роль объединяет в  себе функционально-целесообразные (повторяющиеся) и культурно-вариативные черты, характеристики, что дает нам образец ролевого поведения (женщины, сына, учителя и т. д.) в данном обществе.

     Функциональная  целесообразность порождает много  общих черт в ролевых образцах поведения у разных народов : офицеры должны уметь отдавать распоряжения, приказы, управлять подчиненными, а учителя должны быть интеллигентными людьми, уважать учеников.

     Применительно к культурно-вариативной составляющей социальной роли в разных странах  возникают различия, обусловленные  своеобразием культур, в которых  один и тот же статус может иметь  разный престиж (например, статус учителя)

     Большую роль в формировании ролевого стандарта поведения играет система ценностей, принятая в обществе, нормы взаимоотношений.

     Для осуществления тех или иных функций  личность должна обладать определенными  способностями, уровнем подготовки, биопсихическими качествами. Не каждая личность может рассчитывать на определенную социальную роль. Общество может предъявить требования относительно социального происхождения или национальности.

     Это ведет к тому, что до «воспитания» носителя роли социальная среда отбирает в число исполнителей того или иного статуса людей, имеющих определенные свойства, качества (пример- эмоциональность представителей артистической среды).

     В различных ситуациях принципы отбора могут уточняться, особенно когда  речь идет об отборе для выдвижения на престижные статусы. Так, в условиях перемен общества требуются люди решительные, энергичные, способные идти на обострение ситуации.

     Таким образом, отбирая, предписывая, поощряя  и контролируя, социальная среда  «созидает» личность, ее знания, качества такими, как этого требует социальная роль. Благодаря этому личность вписывается в процесс функционирования социальных институтов, не нарушая заведенный порядок.

     Социальная  среда обусловливает ролевое  поведение индивидов, т. е. социально  повторяющееся, типичное.

     На  моем примере: социальная роль мужчины – более сдержан, физически сильнее противоположного пола. Социальная роль студента – ответственность, подчинительские отношения с преподавателем, уважение преподавателя, партнерские отношения с другими студентами. Социальная роль сына – уважение родителей, помощь родителям. Социальная роль мужа – ответственность за семью, партнерские отношения с женой, взаимопомощь и тд. На работе соответственно я принимаю социальную роль рабочего – ответственность за свое рабочее место, выполнение трудового плана, поддерживание порядка. За целый день мои социальные роли в обществе меняются, утром я могу входить в социальную роль студента, днем социальную роль работника, вечером социальную роль сына, мужа, друга. Для каждого человека я также выполняю разные социальные роли и взаимодействие происходит на разных уровнях ,например, для друзей я играю социальную роль друга и у нас с ними партнерско – приятельские отношения, я не могу играть с ними роль учащегося, как например перед преподавателем у меня будет роль студента и подчинительские отношения, с преподавателем я не могу поддерживать такие же отношения как с друзьями и наоборот. Социальные роли по моему мнению распределяются степенью занятости в обществе, возрастом, и меняются по течению жизни и по социальному статусу, у каждого человека есть какие то свои социальные роли которым он должен соответствовать. В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения. Также существуют определенные Ролевые конфликтывозникают при невыполнении обязанностей роли в силу субъективных причин (нежелание, неумение).    

Информация о работе Социальные роли