Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 18:24, автореферат
В процессе воспроизводства взаимодействуют экономические и социальные факторы, такие как здоровье, образование, жилище, питание, социальное обеспечение и др. Взаимодействие экономических и социальных факторов в странах, находящихся на разных уровнях развития, различно. Решающую роль для населения имеет уровень жизни, а для производства – эффективность труда. Для поднятия производства следует повышать производительность, а для этого улучшать здоровье, питание и другие составляющие уровня жизни, что в свою очередь, невозможно без роста эффективности труда.
Введение
1. Социальные стандарты жизни
1.1 Стандарты качества жизни………………………………………………стр. 4
1.2 Показатели и критерии качества жизни………………………………...стр. 7
Заключение ...……………………………………………………………….стр. 11
Список литературы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Парамонова Валерия Андреевна
Социальные стандарты жизни
Контрольная работа по «Основы социального государства»
студента 2-го курса, заочной формы обучения
Руководитель
Чернов Виталий Вениаминович
доцент
Москва 2013
Оглавление
Введение
1. Социальные стандарты жизни
1.1 Стандарты качества жизни………………………………………………стр. 4
1.2 Показатели и критерии качества жизни………………………………...стр. 7
Заключение ...……………………………………………………………….
Список литературы
Введение
Целью общественного развития является повышение уровня жизни населения.
В процессе воспроизводства
Повышение жизненного уровня является основной целью экономического развития. Экономическое развитие, в свою очередь, должно служить основой социального прогресса.
Уровень жизни населения определяется развитостью и степенью удовлетворения основных человеческих потребностей. В документах международного сообщества зафиксировано, что "уровень жизни определяется как уровень удовлетворения потребностей населения, обеспеченный массой товаров и услуг, используемой в единицу времени". Сложившееся понимание существа понятия "уровень жизни" акцентирует внимание на том, что уровень жизни важен не сам по себе, а в соотношении с потребностями населения.
Уровень жизни необходимо рассматривать
во взаимосвязи с
1. Социальные стандарты жизни
2.1 Стандарты качества жизни
Качество жизни и
Суть различия между этими понятиями показывают
следующие примеры.
Когда в бытность СССР эскимосов переселили
из чумов в комфортабельные квартиры, уровень их жизни повысился,
но уровень смертности резко возрос.
Российскими учеными, (демографами, медиками,
философами, североведами, регионоведами, экономистами, социальными
политиками, педагогами) разработаны различные
комплексные индикаторы, включающий три
блока параметров. Включаемые параметры
должны отвечать следующим требованиям:
- отражать наиболее важные социальные
параметры, имеющие интегральное значение
для общества и отражающие его собственное
ощущение себя благополучным или неблагополучным;
- однотипно восприниматься любым гражданином
на всей территории России, объединяя
всех единым пониманием;
- обладать достаточной чувствительностью
и способностью быстрого реагирования
на факторы, изменяющие условия
жизнедеятельности;
- иметь доступные для стандартного измерения
количественные характеристики, обеспечивающие возможность
сравнительной оценки и слежения за динамикой.
Первый блок параметров качества жизни
характеризует здоровье населения и демографическое благополучие,
которые оцениваются по уровням рождаемости, продолжительности жизни, естественного
воспроизводства.
Второй блок отражает удовлетворенность
населения индивидуальными условиями
жизни
(достаток, жилища, питание, работа и др.),
а также социальная удовлетворенность положением дел в государстве
(справедливость власти, доступность образования
и здравоохранения, безопасность
существования, экологическое благополучие).
Для их оценки используются социологические
опросы представительных выборок из населения. Объективным индикатором крайней
неудовлетворенности служит уровень самоубийств.
Третий блок параметров оценивает духовное
состояние общества. Уровень духовности определяется по частоте нарушений
общечеловеческих нравственных заповедей:
, и др. В качестве единиц измерения
используются данные официальной статистики
о социальных аномалиях, которые считаются
против соответствующих заповедей: убийства,
грабежи, тяжкие
телесные повреждения, брошенные пожилые
родители и дети, алкогольные психозы.
Там, где такие проступки встречаются
чаще, уровень нравственного состояния
хуже.
Одновременно
качество жизни является интегральным
показателем организации жизни в регионе в целом, во всех ее
сферах. Это позволяет говорить о целесообразности использования параметров и
стандартов качества жизни для организации
региональной страховой политики крупных
страховых компаний. Под стандартами качества
жизни имеются в
виду предельно вариативные стандарты,
крайне разнообразные, многоадресные
и типологически организованные
для разных групп населения и под разные
схемы работы. Такие стандарты включают следующие
показатели:
-рождаемость и смертность;
-количество браков и разводов;
-реализуемость права ребенка жить и воспитываться
в семье;
-перспективность детства и жизни;
-доступность образования;
-качество образования;
-разнообразие образовательных услуг;
-доступность объектов культурного
назначения;
-развитость социальной инфраструктуры
и социальных служб;
-развитость системы социального обеспечения
неимущих и пожилых;
-доступность медицинских услуг и их качество;
-разнообразие систем профессионализации;
-наличие перспектив занятости.
Категория качества
жизни должна стать центральной для государственного
управления и определять показатели планирования
восстановления и развития страны на долгие
годы.
2.2 Показатели и критерии качества жизни
Существуют интегральный и частный подходы к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает поведение двух типов оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного рода опросах общественного мнения и т. п.) и субъективный (на основе мнения населения).
Здоровье населения, как правило, может явиться одним из основных критериев результативного функционирования экономики, ибо роль его усиливается в связи:
1. Увеличение роли человеческого фактора в экономике народного хозяйства, где здоровье выступает как основное свойство трудовых ресурсов, характеризующее качество рабочей силы, используемой обществом для воспроизводства материальных и духовных благ;
2. Возрастанием прямых и косвенных затрат общества в производстве, где здоровье населения служат предметом и продуктом труда многих отраслей народного хозяйства
3. Необходимостью количественного измерения благосостояния населения, при оценке которого здоровье проявляется как потребительское благо и как главный его компонент.
Д. Прингл применяет систему индикаторов качества жизни, основанную на использовании ряда статистических оценок, характеризующих уровень занятости, состояния здоровья населения, уровень преступности т. д. При этом автор указывает на то, что многие составные элементы качества жизни количественно не измеряемые (например, удовлетворённость).
К числу подобных «не измеряемых элементов» другие авторы относят так же индивидуальные привязанности и предпочтения, удовлетворённость человека в своей способности контролировать любую ситуацию т. п. Эти и подобные элементы, объединённые вместе, позволяют нарисовать картину субъективного ощущаемого человеком качества жизни. Проанализировав имеющиеся подходы к познанию сущности понятия « качество жизни» населения, авторы пришли к выводу, что целостную картину качества жизни можно создать на основе объединения в целое двух групп критериев.
Первую группу составляют оценки, основанные на статистической информации. С определённой долей условности эти критерии можно назвать объективными.
Вторая группа полностью состоит из оценок, основанных на социологических опросах населения, при которых респондентов просят высказать своё отношение к тем или иным сторонам их жизни, поэтому достаточно обоснованным представляется их отнесение к субъективным.
Вообще, необходимо осторожно подходить к измерению качества жизни по субъективным показателям. Основная причина такого подхода заключается в том, как верно полагают М. Адамиц и К. Порналк, что к условиям, придающим суждениям людей достаточную правдоподобность, относятся свобода и возможность избежать мистификаций. Следовательно, чтобы избежать мистифицированного представления об окружающей действительности можно, в обществе, достижением определенного уровня развития. Данный уровень предполагает наличие ряда условий, среди которых можно назвать следующее:
· Основные материальные нужды потребления удовлетворены в той степени, когда наступает этап удовлетворения «утонченных, видоизмененных личностных потребностей». На первый план должны выйти духовные и эстетические потребности
· В стране сложился достаточный по масштабам средний класс, сосредотачивающий в себе значительную часть интеллекта нации, благополучие которого не вызывает сомнения;
· Человек, оценивающий качество жизни, имеет определенную практику использования альтернативных вариантов. Из исследований известно, что чем меньше семья или отдельное лицо имеет альтернатив для сравнения. Тем меньше они ценят качество жизни.
Стабильность общественно – политической ситуации в стране, устойчивый экономический рост.
Современная Российская действительность пока не удовлетворяет ни одному из перечисленных условий. Поэтому при исследовании качества жизни населения нашей страны на современном этапе должен превалировать подход, который с определенной долей условности можно назвать объективным. Критерии и оценки качества жизни должны базироваться на системе показателей, объективно отражающих социально – экономическую ситуацию.
Критерии качества жизни
Исследование качества жизни населения предполагает дополнение критериальных оценок системой научного обоснования и планомерного, организованного наблюдения. Сбора и анализа данных.
Разно плановость понятия «качество» жизни обусловлена многообразием показателей. Последние могут характеризовать отдельный элемент качества жизни или всю совокупность. Соответствующие показатели включают:
1. Здоровье
2. Индивидуальное развитие путём обучения
3. Занятость и качество трудовой жизни
4. Время и досуг
5. Возможность приобретения товаров и пользования услугами
6. Личная безопасность и правовые органы
7. Социальные возможности и социальная активность.
Поэтому показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой долей условности разделить на 3 вида:
1) Синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.)
2) Натуральные показатели,
измеряющие объём потребления
конкретных материальных благ (обеспеченность
личным имуществом, потребление
продуктов питания, число
3) Показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентраций и дифференциации доходов потребления).
Всероссийский центр уровня жизни населения Российской Федерации и её регионов относит к ним: Среднедушевые денежные доходы (в том числе и среднедушевой доход, среднемесячная зарплата, средний размер пенсий), прожиточный минимум (в том числе на продовольственные товары, непродовольственные товары, платные услуги населению, покупательную способность, среднедушевые денежные доходы населения) потребительские расходы населения за год.
Важнейшими элементами жизни являются жильё, социально – бытовое обслуживание, характеризуемые при помощи следующих основных показателей: средняя обеспеченность жильем в расчете на одного жителя, степень обеспеченности жилищного фонда современными удобствами, структура жилищного фонда по формам собственности ( государственная, муниципальная, кооперативная, частная), отпуск воды коммунальным водопроводом населению на коммунально – бытовые нужды в расчете на одного жителя, число пассажиро – километров общественного транспорта на одного жителя. Сюда же следует отнести и основные показатели развития образования, здравоохранения, культуры, отдыха.
Заключение
Важнейшим приоритетом правительственной
политики в социальной сфере является
увеличение инвестиций в человеческий
капитал, прежде всего образование
и здравоохранение. Начиная с 2000
года, каждый год в рамках федерального
бюджета повышается объём средств,
выделяемых на эти сферы. В связи
с этим в образовании одной
из важнейших мер станет повышение
эффективности использования