Социальные статусы и роли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 15:11, лекция

Описание

Вопрос 1: Социологические теории личности
Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Для того чтобы понять, что же такое личность, необходимо провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».
Понятие человек употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие указывает на наличие такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род. Единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека является индивид.

Работа состоит из  1 файл

Семинар 6.docx

— 28.30 Кб (Скачать документ)

Семинар 6

Т: Социальные статусы и  роли

Вопрос 1: Социологические  теории личности

Первичным агентом  социального взаимодействия и отношений  является личность. Для того чтобы  понять, что же такое личность, необходимо провести разграничение понятий  «человек», «индивид», «личность».

Понятие человек употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие указывает на наличие такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род. Единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека является индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален - ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. Можно сказать, что личность  - это социальная модификация человека: ведь социологический подход выделяет в личности социально-типическое.

Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и  развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и  общества, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения личности. В социологии наиболее известны следующие теории личности:

1. Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект.

2. Психоаналитические теории (З.Фрейд) направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя: 1) бессознательное (природные инстинкты); 2) сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций; 3) коллективное сознание, т.е. культуру, законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.

3. Ролевая теория личности (Р.Минтон, Р.Мертон, Т.Парсонс) описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов - предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного или интегрального статуса, который и определяет положение человека в обществе, в группе.

Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе. Поэтому личность - это производное  от социальных статусов, которые  индивид  занимает, и от социальных ролей, которые  он исполняет в обществе.

4. Марксистская теория личности  рассматривает личность как продукт  исторического развития, результат  включения индивида в социальную  систему посредством активной  предметной деятельности и общения,  при этом сущность личности  раскрывается в совокупности  ее социальных качеств, обусловленных  принадлежностью к определенному  типу общества, классовой и этнической  принадлежностью, особенностями  труда и образа жизни.

Несмотря  на различие подходов, все социологические  теории признают личность специфическим  образованием, непосредственно выводимым  из тех или иных социальных факторов.

Таким образом, можно сказать, что человек личностью  не рождается, а становится в процессе социализации и индивидуализации.

 

 

 

Вопрос 2: Социальный  тип личности

Социальный  тип личности представляет собой  продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий  жизнедеятельности людей и отражает их устойчивые черты характера, сформировавшиеся под влиянием общественной системы.

В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный  типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который  реально преобладает в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим  образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.

В разработку социальной типологии личности большой  вклад внес американский социолог и  психолог Э. Фромм (1900–1980), который создал концепцию социального характера. По определению Э. Фромма, социальный характер – это «ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры». Значение социального характера Э. Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Классическому капитализму, по Э. Фромму, присущи такие черты социального характера, как индивидуализм, агрессивность, стремление к накоплению. В современном буржуазном обществе возникает социальный характер, ориентированный на массовое потребление и отмеченный чувством пресыщения, скуки и озабоченности. Соответственно Э. Фромм выделил четыре типа социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный. Все эти типы он считал «неплодотворными» и противопоставлял им социальный характер нового типа, способствующий формированию самостоятельной, независимой и активной личности.

В современной  социологии получило широкое распространение  выделение типов личности в зависимости  от их ценностных ориентации.

«Традиционалисты» ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность  и стремление к самореализации, у  данного типа личности выражены весьма слабо.

У «идеалистов», наоборот, сильно выражены независимость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетами.

«Реалисты»  сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм – с самодисциплиной  и самоконтролем.

Социологические исследования показывают, что специфика  отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует  проявление определенных личностных качеств  и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни – эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.

В то же время  социологи отмечают и обратное воздействие  устойчивых личностных качеств и  поведенческих стереотипов на возникновение  и развитие общественных отношений  того или иного типа. Иллюстрацией этому может служить уже приводимое ранее заключение М. Вебера о том, что именно изменения под влиянием протестантизма ценностных ориентации личности, ее отношения к труду  дали импульс к возникновению  «духа» капитализма, стимулировали  развитие предпринимательской деятельности. Следовательно, комплекс определенных личностных качеств, выраженных в социальном характере, может ускорять общественное развитие, а может, наоборот, препятствовать ему или делать его вообще невозможным.

 

Вопрос 3: Социальный статус

Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Статус «учитель»  имеет смысл только по отношению  к статусу «ученик», но не по отношению  к продавцу, пешеходу или инженеру. Учитель обязан передавать научные  знания ученику, проверять и оценивать  их, следить за дисциплиной. Он наделен, в частности, правом не аттестовать  ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Иначе говоря, учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

Важно усвоить  следующее:

•Социальные статусы взаимосвязаны  друг с другом, но не взаимодействуют  между собой.

• Взаимодействуют между собой  только субъекты (носители) статусов, т. е. люди.

• В социальные отношения вступают не статусы, а их носители.

• Социальные отношения связывают  между собой статусы, но реализуются  эти отношения через людей  — носителей статусов.

Один человек  обладает множеством статусов, так  как участвует во множестве групп  и организаций. Он — мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Совокупность  всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).

Статусы классифицируются по ряду признаков.

•В зависимости от социальной значимости и веса в обществе выделяются главный и второстепенные (вспомогательные) статусы. Главным статусом называют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Он определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

• По характеру происхождения различают  «приписанные» (аскриптивные) статусы, сформированные благодаря внешним, неконтролируемым со стороны человека характеристикам (возраст, пол, нация и пр.), они даются от рождения, но который позже обязательно признан таковым обществом или группой, и «достигнутые» (приобретенные) статусы, зависящие от реальных достижений личности в конкретной области ее жизни.

Характеристики  этих статусов хорошо описаны М. Янгом: "Принцесса — это предписанный статус. Девочка с королевской  наследственностью может не ударять  палец о палец, а ее будущее  все равно это будущее принцессы. Она рождена принцессой, и будет  ли она хорошенькой или уродливой, высокой или низкой, умной или  глупой, она останется принцессой. Достигаемые статусы, напротив, не даются от рождения, они могут приобретаться  только личностями, наиболее подходящими  для этого. Быть мужчиной — предписываемый статус, зависящий от рождения, но быть мужем — достигаемый статус, который  не вытекает автоматически из факта  рождения мужчины, а зависит от мужского поведения в будущем. Негр — это  предписанный статус, но полицейский  — достигаемый статус. Никто не может быть рожден полицейским. Становление  достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор  или активность каждого индивида.

Но иногда вид статуса определить трудно. В  таких случаях говорят о смешанном  статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого. Такой статус приобретается в ходе социальной жизни человека, однако, условия получения такого статуса могут серьезно различаться. В одних случаях, получив его однажды (причем человек сам добивался получения такого статуса!) утерять, практически, невозможно. Например, статус Нобелевского лауреата или бывшего заключенного. В других случаях статус может быть получен не добровольно. То есть человек не прикладывал никаких усилий для его получения, он дан ему в силу определенных обстоятельств. Например, статус безработного. Однако такой статус может быть утрачен.

Несовпадение  статусов.

Для человека характерно как минимум два типа рассогласований:

1) мыслей, слов и действий (по  принципу: думаю одно, говорю другое, а делаю третье)

2) потребностей, ценностей и мотивов.  Оба относятся к нашему внутреннему  миру.

Однако существуют и другие виды рассогласований. Одно из них описывает внешнее положение  индивида в обществе или группе. Оно называется несовпадением (или  расхождением) статусов.

Индивид обладает множеством статусов и принадлежит  ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины в сфере производства обладают большим социальным весом, чем женщины; принадлежать к основной нации не то же самое, что принадлежать к национальному меньшинству.

Иерархия  статусов и социальных групп, где  одни ценятся и уважаются больше других вырабатывается, передается и поддерживается в общественном мнении неформально. То есть формального закрепления, например, документальной регистрации не происходит.

Место статуса в неформальной социальной иерархии называется рангом.

Говорят о  высоком, среднем или низком рангах. Иерархия может существовать между  группами в рамках одного общества (и тогда она называется межгрупповой) и между индивидами в рамках одной  группы (внутригрупповая). И здесь  место человека выражают тем же термином «ранг».

В межгрупповой и внутригрупповой иерархиях  может возникнуть противоречие, вызванное  несовпадением статусов. Оно возникает  при двух обстоятельствах:

• когда индивид занимает в одной  группе высокий ранг, а во второй низкий.

Высокооплачиваемый  банкир (высокий профессиональный ранг) скорее всего, будет обладателем  также высокого семейного ранга  — как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически  не следует, что у него будут высокие  ранги в других группах — среди  друзей, родственников, сослуживцев  или любителей воскресного бега.

Информация о работе Социальные статусы и роли