Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 23:03, реферат
Другая типология личности построена на воображаемой трехкомпонентной структуре: гармоничный, традиционный, технократический и неадагитований тип. Она может быть полезна при анализе современных тенденций развития украинского общества.
2. Структура Личности. Социальные
типы личности
Социология выделяет следующие типы личности:
Идеальный - воплощает в себе особенности
социального идеала определенного общества;
Нормативный - представляет совокупность
качеств личности, необходимых для развития
данного общества;
Реально существующий или Модальный -
преобладающий тип личности на определенном
этапе развития общества, который может
существенно отличаться от нормативного,
а тем более идеального типов.
Другая типология личности построена
на воображаемой трехкомпонентной структуре:
гармоничный, традиционный, технократический
и неадагитований тип. Она может быть полезна
при анализе современных тенденций развития
украинского общества.
Важнейшие компоненты структуры личности
- память, культура и деятельность.
Память - Система знаний, усвоенных личностью
в процессе ее жизнедеятельности.
Она является отображением действительности
в форме как определенной системы научного
знания, так и повседневных знаний в целях,
которые преследует личность.
Культура личности - Совокупность социальных
норм и ценностей, которыми она руководствуется
в процессе практической деятельности.
Предстает как реализация потребностей
и интересов личности, определяет особенности,
взаимодействия субъектов социального
процесса.
Деятельность - целенаправленное воздействие
субъекта на объект.
Вне отношениями субъекта и объекта деятельность
не существует. Она всегда связана с активностью
субъекта, которым во всех случаях является
человек или персонифицированная ней
социальная общность. Объектом деятельности
могут быть и человек, и материальные или
духовные условия жизни.
Социологи выделяют такие типы личности:
1. Традиционалисты - ориентированы на
ценности долга, порядка, дисциплины, такие
качества, как креативность, самостоятельность,
стремление к самореализации неразвиты.2.
Идеалисты - сильно выражены: критическое
отношение к традиционным нормам, независимость,
пренебрежение авторитетам, установка
на саморазвитие.
3. Фрустрированный тип личности - характерна
низкая самооценка, угнетение, подавленность,
ощущение выброшенности из потока жизни.4.
Реалисты - сочетают стремление к самореализации
с развитым чувством долга и ответственности,
скептицизм с самодисциплиной.5. Гедонисты
- ориентированы на удовлетворение всех
потребительских желаний, это погоняя
за "наслаждениями жизни". В социологии
также принято выделять модальный, идеальный
и базисный типы личности. Модальный тип
личности - тот, который реально преобладает
в данном обществе. Идеальный тип - не привязан
к конкретным условиям, это как "пожелание
на будущее". Базисный тип-тот, который
наилучшим образом отвечает потребностям
современного этапа общественного развития.
Еще выделяют физическую, социальную и
духовную личности.
Физическая личность или физическое Я
- это тело, или, телесная организация человека,
самый устойчивый компонент личности,
основанный на телесных свойствах и самоощущениях.
Тело не только первый "предмет" для
познания, но и обязательный компонент
личностного мира человека, как помогающее,
так и мешающее в процессах общения. К
физической личности можно также отнести
одежду, домашний очаг, произведения ручного
и интеллектуального труда - украшения
его быта, коллекции, письма, рукописи.
По данным элементам можно много сказать
о человека, о его увлечениях. Сразу распознать
творческую личность. Защита себя, своего
тела, своей идентичности, равно как и
своего ближайшего окружения, относится
к числу древнейших личностных качеств
человека и в истории общества, и в истории
индивида. Как сказал Г. Гейне: каждый человек
есть "целый мир, рождающийся и умирающий
вместе с ним".
Социальная личность складывается в общении
с людьми, начиная с первичных форм общения
матери с ребенком. По сути дела она предстает
как система социальных ролей человека,
в разных группах, мнением которым он дорожит.
Все формы самоутверждения в профессии,
общественной деятельности, дружбе, любви,
соперничестве и т.д. формируют социальную
структуру личности. Психологи отмечают,
что довольство или недовольство собой
всецело определяется дробью, в которой
числитель выражает наш действительный
успех, а знаменатель - наши притязания.
При увеличении числителя и уменьшении
знаменателя, дробь будет возрастать.
По этому поводу Т. Карлейль говорил: "Приравняй
твои притязания к нулю и целый мир будет
у ног твоих".
И, наконец, духовная личность составляет
тот невидимый стержень, ядро нашего "Я",
на котором все и держится. Это внутренние
духовные состояния, отражающие стремление
к определенным духовным ценностям и идеалам.
Рано или поздно каждый человек, хотя бы
в отдельные моменты жизни начинает задумываться
над смыслом своего существования и духовного
развития. Духовность человека не является
чем-то внешним, она не приобретается путем
образования или подражания даже лучшим
примером.
Зачастую духовность не только "держит"
личность, но и является высшим благом,
верховной целостностью, во имя которой
иногда жертвуют своей жизнью. В знаменитом
выражении Б. Паскаля о человеке, как "мыслящем
тростнике" подчеркивается сила духа,
даже при самых суровых условиях бытия.
Более того, история дает массу примеров,
когда интенсивная духовная жизнь была
залогом не только физического выживания,
но и активного долголетия. Люди, сохраняющие
свой духовный мир, как правило, выживали
и в условиях каторг и концлагерей.
Выделение физической, социальной и духовной
личности носит достаточно условный характер.
Все эти стороны личности образуют систему,
каждый из элементов которой может на
разных этапах жизни человека приобретать
доминирующее значение. Известны периоды
усиленной заботы о своем теле и его функциях,
этапы расширения и обогащения социальных
связей, пики мощной духовной активности.
Вместе с тем, болезни, тяжелые испытания,
возраст и прочее могут изменить структуру
личности, привести к своеобразному её
"расщеплению" или деградации.
Также, выделяют несколько крупных социальных
типов личности:
Первый тип - "деятели". К ним относятся:
рыболовы, охотники, ремесленники, воины,
земледельцы, рабочие, инженеры, геологи,
медики, педагоги, менеджеры и т.д. Для
них главное - активное действие, изменение
мира и других людей, а также самого себя.
Они живут работой, находя в этом высшее
удовлетворение, даже если её плоды и не
столь заметны. Потребность в таких личностях
была всегда - эти люди активны, знают себе
цену, обладают чувством собственного
достоинства, осознают меру своей ответственности
за себя, за свою семью, за свой народ. Ещё
Евангелист Лука приводил слова Христа:
"Жатвы много, а делателей мало".
Второй тип - мыслители. Эти люди, по словам
Пифагора, приходят в мир не для того чтобы
соревноваться и торговать, а смотреть
и размышлять. Образ мудреца, мыслителя,
воплощавшего в себя традиции рода и его
историческую память, всегда пользовался
огромным авторитетом. Будда и Заратустра,
Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций
и Махавира Джина, Христос и Мухамед считались
либо посланцами богов, либо обожествлялись
сами. Размышления о мире, о его происхождении,
о человеке, о личности, о свободе и т.д.
требуют много сил и, в какой-то мере, мужества.
Поэтому судьбы многих выдающихся мыслителей
прошлого и настоящего трагичны, т.к. "никакой
пророк не принимается в своем Отечестве".
Третий тип - люди чувств и эмоций, которые
остро чувствуют, как "трещина мира"
(Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде
всего, это деятели литературы и искусства,
гениальные прозрения которых зачастую
опережают самые смелые научные прогнозы
и прорицания мудрецов. Известно, например,
что поэт А. Белый, ещё в 1921 году написал
стихи, где упоминалась атомная бомба,
а его велики современник А, Блок слышал
"музыку" революции задолго до её
начала. Таких примеров немало и они говорят
о том, что мощь интуиции великих поэтов
и художников граничит с чудом.
Возможно, многие люди видят красоту природы,
но описать её так, как это делает поэт
очень трудно. Поэт, словно волшебник описывает,
например, кленовый лист, как живого человека,
чувствующего и живущего.
А как художник, подбирая палитру красок,
творит чудеса на холсте, и показывает,
что как, например, море живет, радуется,
грустит. Действительно, этот тип личности
творит чудеса.
Четвертый тип - гуманисты и подвижники,
отличающиеся обостренным чувством ощущения
душевного состояния другого человека,
как бы "вчувствуются" в него, облегчая
душевное и телесное страдание. Их сила
- в вере в свое предназначение, в любви
к людям и всему живому, в активном деянии.
Они сделали делом своей жизни милосердие.
А. Швейцер, Ф.П. Гааз, А. Дюнон, Мать Тереза,
Иисус Христос и тысячи их последователей
в истории и нашей действительности - живые
примеры служения людям, независимо от
их расы, нации, возраста, пола, состояния,
происхождения, вероисповедания и других
признаков.
Каждый знает, что Иисус Христос, не знал
всех людей, но знал, что они веруют, был
распят во имя человечества, жертвуя собой.
Евангельская заповедь: "Возлюби ближнего
своего, как самого себя", находит в
их деятельности непосредственное воплощение.
"Спешите делать добро", - этот жизненный
девиз русского врача - гуманиста XI века
Ф.П. Гааза символизирует степень таких
личностей.
В современном обществе встречаются все
четыре типа личности либо с определенной
ярко выраженной характеристикой, либо
включая в себя какую-то частичку от других
типов личности. Нельзя утверждать, что
определенный человек не относится ни
к одному из типов, это неправильно, ведь,
возможно в каждом человеке есть деятель,
мыслитель, эмоциональный, чувственный,
гуманист и подвижник.