Социальный диалог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:44, реферат

Описание

Социальный диалог - процесс определения и сближения
позиций, достижение совместных договоренностей и принятия согласованных
решений сторонами социального диалога, которые представляют интересы
работников, работодателей и органов исполнительной власти и органов
местного самоуправления, по вопросам формирования и реализации
государственной социальной и экономической политики, регулирования
трудовых, социальных, экономических отношений

Работа состоит из  1 файл

экономика труда.docx

— 20.14 Кб (Скачать документ)

    Социальный диалог - процесс определения и сближения 
позиций, достижение совместных договоренностей и принятия согласованных 
решений сторонами социального диалога, которые представляют интересы 
работников, работодателей и органов исполнительной власти и органов 
местного самоуправления, по вопросам формирования и реализации 
государственной социальной и экономической политики, регулирования 
трудовых, социальных, экономических отношений 
    Законодательство Украины о социальном диалоге базируется на Конституции Украины и состоит из законов Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об организациях работодателей», «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», этого закона, трудового законодательства, иных нормативных правовых актов. 
    В процессе коллективных переговоров нужно придерживаться следующих принципов: 
-обязательность участия в переговорном процессе представителей государства, -профсоюзов и работодателей; 
равенство сторон на переговорах и недопустимость ущемления законных прав трудящихся и предпринимателей; 
доверие в отношениях; 
признание и уважение прав и обязанностей друг друга, недопущение конфронтации; 
открытость и доступность равноправных переговоров; 
умение слушать и слышать партнеров; 
строгое соблюдение культуры полемики, дискуссии, критики (критики позиции, а не лица оппонента); 
обязательность и надежность, соблюдение правила: переговоры завершать договоренности. 
При заключении коллективных договоров и соглашений целесообразно придерживаться следующих принципов: 
соблюдение норм законодательства; 
полномочия представителей сторон; 
равноправие сторон; 
свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений; 
добровольность принятия обязательств; 
ответственность за принятие взаимных обязательств; 
каждый следующий уровень коллективных соглашений (договоров) не может ухудшать условий соглашений более высокого уровня и имеет отличаться во предыдущего большей выгодой для трудящихся. 
Взаимные консультации и контроль должны осуществляться на основе следующих принципов: 
регулярность проведения консультаций в процессе сотрудничества; 
систематичность контроля и неотвратимость ответственности; 
ответственность за непредоставление информации; 
гласность в процессе осуществления контроля за соблюдением договоров, соглашений. 
При решении коллективных споров (конфликтов) партнеры должны придерживаться следующих принципов: 
приоритетность примирительных методов и процедур, используемых примирительными комиссиями и трудовым арбитражем; 
применение забастовки только как крайней мере разрешения трудового конфликта; 
стремление сторон к скорейшему урегулированию коллективного трудового спора и заключения соглашения. 
Важным вопросом в системе социального партнерства является распределение ролей между социальными партнерами. 
Государство, как правило, участвует в социальном партнерстве на национальном, региональном и отраслевом уровнях, выполняя функции гаранта, контроллера, ловушки, арбитра и др.. 
Государство является гарантом основных гражданских прав, что очень важно для свободной реализации прав работников и предпринимателей, для эффективного функционирования любой системы социально-трудовых отношений. Как гарант государство организует, координирует и регулирует социально-трудовые отношения. В рамках этой функции государство разрабатывает правовые основы и организационные формы социального партнерства, правила и механизмы взаимодействия сторон, устанавливает обоснованные размеры и порядок определения минимальных социально-трудовых стандартов (минимальной заработной платы, социальных льгот и гарантий и т.д.). В рамках этой функции государство может выступать как независимый регулятор социально-трудовых отношений, устанавливая юридические рамки, защищающие права профсоюзов и трудящихся и закладывают организационные и процедурные основы коллективных переговоров и разрешения трудовых конфликтов. 
В целях обеспечения гарантий занятости населения области, развития трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики и реализации согласованной политики на рынке труда 
Обязательства областной государственной администрации и органов местного самоуправления: 
1. Обеспечить выполнение областной, городских, районных программ занятости населения и мероприятий по социальной защите различных слоев населения от безработицы. 
Обеспечить выполнение мероприятий по содействию занятости лицам, в семье которых два и более членов не работают. 
2. Повышать конкурентоспособность незанятого населения на рынке труда, в первую очередь молодежи, пути совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, в следующих направлениях: 
- Развитие материально-технического и методического обеспечения системы профессионального обучения; 
- Создание условий для предоставления производственной базы для прохождения учащимися ПТУ и студентами высших учебных заведений производственной практики; 
- Внедрение прогрессивных технологий обучения, в частности модульных, индивидуальных программ, обучение по заявкам работодателей. 
3. Изучать состояние рынка труда в регионе и обеспечить выполнение решений областного координационного комитета содействия занятости населения по улучшению ситуации в сфере занятости. Контролировать и осуществлять меры по недопущению применения нестандартных форм занятости, которые противоречат трудовому законодательству Украины. 
4. В целях повышения престижа рабочих профессий и ориентации молодежи на получение профессий, которые востребованы на рынке труда: 
- Продолжить положительную практику проведения ярмарок вакансий, ярмарок профессий, Дней центров занятости, презентаций рабочих профессий в каждом городе и районе области, а также на предприятиях, где планируется массовое сокращение; 
- Способствовать совершенствованию и развитию системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ и жителей области, ищущих работу; 
- Разработать и внести на постоянной основе в планы работ общеобразовательных школ Донецкой области уроки профессиональной ориентации учащихся; 
- Предусмотреть оснащение общеобразовательных школ области специализированным оборудованием для профориентации по рабочим профессиям. 
5. Определять одним из обязательных условий заключения договоров купли-продажи объектов приватизации сохранение и создание рабочих мест, а также обеспечение социальных гарантий работникам. При продаже пакетов акций по конкурсу в обязанности покупателя также вносить требования: 
- Обеспечению погашения просроченной задолженности по заработной плате и социальным выплатам и недопущение в дальнейшем возникновения задолженности; 
- Заключение и выполнение коллективного договора; 
- Трудоустройство лиц с ограниченными физическими возможностями, создание надлежащих условий труда для таких лиц с учетом их личных нужд, соответствующего оборудования и обеспечения к ним доступа указанным лицам. 
6. Продолжить работу по созданию в городах и районах целевых Фондов финансирования общественных работ для безработных, молодежи, работающей в свободное от учебы время и в период каникул, с привлечением средств местных бюджетов, работодателей, спонсоров. 
7. Обеспечить организацию общественных работ в 2011 году не менее чем для 25,0 тыс. безработных граждан по направлениям службы занятости с учетом финансовых возможностей Фонда общеобязательного социального страхования Украины на случай безработицы. 
8. С целью социальной, трудовой и профессиональной реабилитации инвалидов за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов: 
- Профинансировать расходы на профессиональное обучение (профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку) инвалидов, зарегистрированных в государственной службе занятости как безработные в соответствии с законодательством не имеют права на пособие по безработице, в профессионально-технических, высших (I-IV уровня аккредитации) и других учебных заведениях, центрах профессиональной реабилитации инвалидов для получения профессии по направлению государственной службы занятости (с учетом желания инвалидов и средней стоимости обучения в регионах за получение соответствующего образования) в сумме 9,0 тыс. грн. течение 2011-2012гг.; 
- Оказать финансовую помощь инвалидам путем оплаты стоимости их обучения и переквалификации в профессионально-технических, высших (I-IV уровня аккредитации) и других учебных заведениях, центрах профессиональной реабилитации инвалидов для получения профессии на сумму 1,0 млн. грн. течение 2011-2012 гг 
9. Информировать профсоюзную сторону и сторону работодателей: 
- О состоянии рынка труда в целом по области (ежемесячно); 
- О выполнении областной программы занятости, в частности по уровню безработицы (ежеквартально); 
- О создании и ликвидации рабочих мест (ежеквартально). 
10. Продолжить работу по созданию молодежных центров труда для содействия временному трудоустройству молодежи в свободное от учебы время и в период каникул. 
11. В целях повышения конкурентоспособности отечественных предприятий путем создания высокотехнологичных рабочих мест и условий для производительного труда, при проведении конкурсов по продаже государственных пакетов акций ОАО с фиксированными условиями включать: 
- Освоение новых и повышение качества существующих видов продукции (услуг); 
- Внедрение прогрессивных технологий, механизации и автоматизации производства; 
- Усовершенствование производства, организации труда; 
- Осуществление инвестиций для обеспечения прироста производственных мощностей за счет мероприятий по техническому перевооружению, реконструкции производства, расширения действующих и строительства новых объектов; 
- Сохранение и создание новых рабочих мест; 
- Создание безопасных условий труда, которые минимизируют случаи производственного травматизма: 
- Трудоустройство лиц с ограниченными физическими возможностями, создание надлежащих условий труда для таких лиц с учетом их личных нужд, соответствующего оборудования и обеспечения к ним доступа указанным лицам. 
Способствовать привлечению в состав конкурсных комиссий представителей от представительного органа трудового коллектива - выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя) или иного уполномоченного им органа. 
Обязательства областной организации работодателей: 
1. Проводить модернизацию устаревших и создание новых высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях области, учитывая финансовые возможности предприятий. 
2. Решение об изменениях в организации производства и труда, которые могут привести к сокращению численности работников, в том числе о мероприятиях, связанных с выведением работников, не занятых в технологическом процессе и основном производстве, за штат предприятия в связи с передачей вспомогательных функций сторонним организациям принимаются после предварительных консультаций с профсоюзными органами не позднее, чем за три месяца до намеченных действий с их экономическим обоснованием, а также с намеченными мероприятиями по обеспечению занятости высвобождаемых. 
Не допускать применения форм занятости, которые противоречат трудовому законодательству Украины. 
3. Через коллективные договоры обеспечить: 
- Предоставление работникам, которые получили уведомления о высвобождении, рабочего времени конкретной продолжительности с сохранением среднего заработка для поиска новой работы; 
- Сохранение права работника на получение выходного пособия в случае, если он нашел работу самостоятельно до окончания 2-х месячного срока предупреждения об увольнении; 
- Выделение средств (не менее 3 проц. Фонда оплаты труда отчетного периода) на профессиональную подготовку или переподготовку рабочих кадров согласно абз. 3 п. 5.4.2 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий». 
4. В случаях высвобождения на предприятиях более 5 проц. работников согласовывать этот вопрос с областной отраслевой профсоюзной организацией. 
5. Содействие в проведении производственной практики кадров, проходящих подготовку по договорам в учреждениях среднего профессионального образования Донецкой области. 
Обязательства профсоюзных объединений: 
1. Участвовать в разработке и реализации областных, городских и районных программ занятости населения и способствовать их выполнению. 
2. Активно использовать возможности системы информирования, профсоюзного печати для размещения информации о состоянии рынка труда и безработицы, о возможностях трудоустройства и профессионального обучения. 
3. Инициировать включение в коллективные договоры мероприятий по созданию новых рабочих мест, объемов профессионального обучения работников и общих затрат средств на эти цели в соответствии с потребностями производства, а также мероприятий по предотвращению массовых увольнений (5 и более процентов работников), смягчения негативных последствий высвобождения работников , защитных мер против введения работодателями нестандартных форм занятости, которые противоречат трудовому законодательству Украины, сохранения уровня социально-трудовых льгот и гарантий для работников, переведенных (принятых) в другие предприятия, организации в связи с изменениями в организации производства и труда. 
4. Обеспечить бесплатную юридическую и консультативную помощь по вопросам гарантий занятости; проводить в трудовых коллективах предприятий, учреждений и организаций обучение членов профсоюзов по вопросам применения действующего законодательства относительно их прав и гарантий. Своевременно доводить до внимания профкомов нормативно-правовые документы по вопросам занятости, а также информацию о состоянии рынка труда.

Информация о работе Социальный диалог