Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:44, реферат
Социальный диалог - процесс определения и сближения
позиций, достижение совместных договоренностей и принятия согласованных
решений сторонами социального диалога, которые представляют интересы
работников, работодателей и органов исполнительной власти и органов
местного самоуправления, по вопросам формирования и реализации
государственной социальной и экономической политики, регулирования
трудовых, социальных, экономических отношений
Социальный
диалог - процесс определения и сближения
позиций, достижение совместных договоренностей
и принятия согласованных
решений сторонами социального диалога,
которые представляют интересы
работников, работодателей и органов исполнительной
власти и органов
местного самоуправления, по вопросам
формирования и реализации
государственной социальной и экономической
политики, регулирования
трудовых, социальных, экономических отношений
Законодательство Украины о
социальном диалоге базируется на Конституции
Украины и состоит из законов Украины
«О профессиональных союзах, их правах
и гарантиях деятельности», «Об организациях
работодателей», «О коллективных договорах
и соглашениях», «О порядке разрешения
коллективных трудовых споров», этого
закона, трудового законодательства, иных
нормативных правовых актов.
В процессе коллективных переговоров
нужно придерживаться следующих принципов:
-обязательность участия в переговорном
процессе представителей государства,
-профсоюзов и работодателей;
равенство сторон на переговорах и недопустимость
ущемления законных прав трудящихся и
предпринимателей;
доверие в отношениях;
признание и уважение прав и обязанностей
друг друга, недопущение конфронтации;
открытость и доступность равноправных
переговоров;
умение слушать и слышать партнеров;
строгое соблюдение культуры полемики,
дискуссии, критики (критики позиции, а
не лица оппонента);
обязательность и надежность, соблюдение
правила: переговоры завершать договоренности.
При заключении коллективных договоров
и соглашений целесообразно придерживаться
следующих принципов:
соблюдение норм законодательства;
полномочия представителей сторон;
равноправие сторон;
свобода выбора и обсуждения вопросов,
составляющих содержание коллективных
договоров и соглашений;
добровольность принятия обязательств;
ответственность за принятие взаимных
обязательств;
каждый следующий уровень коллективных
соглашений (договоров) не может ухудшать
условий соглашений более высокого уровня
и имеет отличаться во предыдущего большей
выгодой для трудящихся.
Взаимные консультации и контроль должны
осуществляться на основе следующих принципов:
регулярность проведения консультаций
в процессе сотрудничества;
систематичность контроля и неотвратимость
ответственности;
ответственность за непредоставление
информации;
гласность в процессе осуществления контроля
за соблюдением договоров, соглашений.
При решении коллективных споров (конфликтов)
партнеры должны придерживаться следующих
принципов:
приоритетность примирительных методов
и процедур, используемых примирительными
комиссиями и трудовым арбитражем;
применение забастовки только как крайней
мере разрешения трудового конфликта;
стремление сторон к скорейшему урегулированию
коллективного трудового спора и заключения
соглашения.
Важным вопросом в системе социального
партнерства является распределение ролей
между социальными партнерами.
Государство, как правило, участвует в
социальном партнерстве на национальном,
региональном и отраслевом уровнях, выполняя
функции гаранта, контроллера, ловушки,
арбитра и др..
Государство является гарантом основных
гражданских прав, что очень важно для
свободной реализации прав работников
и предпринимателей, для эффективного
функционирования любой системы социально-трудовых
отношений. Как гарант государство организует,
координирует и регулирует социально-трудовые
отношения. В рамках этой функции государство
разрабатывает правовые основы и организационные
формы социального партнерства, правила
и механизмы взаимодействия сторон, устанавливает
обоснованные размеры и порядок определения
минимальных социально-трудовых стандартов
(минимальной заработной платы, социальных
льгот и гарантий и т.д.). В рамках этой
функции государство может выступать
как независимый регулятор социально-трудовых
отношений, устанавливая юридические
рамки, защищающие права профсоюзов и
трудящихся и закладывают организационные
и процедурные основы коллективных переговоров
и разрешения трудовых конфликтов.
В целях обеспечения гарантий занятости
населения области, развития трудовых
ресурсов в соответствии с потребностями
экономики и реализации согласованной
политики на рынке труда
Обязательства областной государственной
администрации и органов местного самоуправления:
1. Обеспечить выполнение областной, городских,
районных программ занятости населения
и мероприятий по социальной защите различных
слоев населения от безработицы.
Обеспечить выполнение мероприятий по
содействию занятости лицам, в семье которых
два и более членов не работают.
2. Повышать конкурентоспособность незанятого
населения на рынке труда, в первую очередь
молодежи, пути совершенствования подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
по профессиям, пользующимся спросом на
рынке труда, в следующих направлениях:
- Развитие материально-технического и
методического обеспечения системы профессионального
обучения;
- Создание условий для предоставления
производственной базы для прохождения
учащимися ПТУ и студентами высших учебных
заведений производственной практики;
- Внедрение прогрессивных технологий
обучения, в частности модульных, индивидуальных
программ, обучение по заявкам работодателей.
3. Изучать состояние рынка труда в регионе
и обеспечить выполнение решений областного
координационного комитета содействия
занятости населения по улучшению ситуации
в сфере занятости. Контролировать и осуществлять
меры по недопущению применения нестандартных
форм занятости, которые противоречат
трудовому законодательству Украины.
4. В целях повышения престижа рабочих
профессий и ориентации молодежи на получение
профессий, которые востребованы на рынке
труда:
- Продолжить положительную практику проведения
ярмарок вакансий, ярмарок профессий,
Дней центров занятости, презентаций рабочих
профессий в каждом городе и районе области,
а также на предприятиях, где планируется
массовое сокращение;
- Способствовать совершенствованию и
развитию системы профессиональной ориентации
учащихся общеобразовательных школ и
жителей области, ищущих работу;
- Разработать и внести на постоянной основе
в планы работ общеобразовательных школ
Донецкой области уроки профессиональной
ориентации учащихся;
- Предусмотреть оснащение общеобразовательных
школ области специализированным оборудованием
для профориентации по рабочим профессиям.
5. Определять одним из обязательных условий
заключения договоров купли-продажи объектов
приватизации сохранение и создание рабочих
мест, а также обеспечение социальных
гарантий работникам. При продаже пакетов
акций по конкурсу в обязанности покупателя
также вносить требования:
- Обеспечению погашения просроченной
задолженности по заработной плате и социальным
выплатам и недопущение в дальнейшем возникновения
задолженности;
- Заключение и выполнение коллективного
договора;
- Трудоустройство лиц с ограниченными
физическими возможностями, создание
надлежащих условий труда для таких лиц
с учетом их личных нужд, соответствующего
оборудования и обеспечения к ним доступа
указанным лицам.
6. Продолжить работу по созданию в городах
и районах целевых Фондов финансирования
общественных работ для безработных, молодежи,
работающей в свободное от учебы время
и в период каникул, с привлечением средств
местных бюджетов, работодателей, спонсоров.
7. Обеспечить организацию общественных
работ в 2011 году не менее чем для 25,0 тыс.
безработных граждан по направлениям
службы занятости с учетом финансовых
возможностей Фонда общеобязательного
социального страхования Украины на случай
безработицы.
8. С целью социальной, трудовой и профессиональной
реабилитации инвалидов за счет средств
Фонда социальной защиты инвалидов:
- Профинансировать расходы на профессиональное
обучение (профессиональную подготовку,
повышение квалификации и переподготовку)
инвалидов, зарегистрированных в государственной
службе занятости как безработные в соответствии
с законодательством не имеют права на
пособие по безработице, в профессионально-технических,
высших (I-IV уровня аккредитации) и других
учебных заведениях, центрах профессиональной
реабилитации инвалидов для получения
профессии по направлению государственной
службы занятости (с учетом желания инвалидов
и средней стоимости обучения в регионах
за получение соответствующего образования)
в сумме 9,0 тыс. грн. течение 2011-2012гг.;
- Оказать финансовую помощь инвалидам
путем оплаты стоимости их обучения и
переквалификации в профессионально-технических,
высших (I-IV уровня аккредитации) и других
учебных заведениях, центрах профессиональной
реабилитации инвалидов для получения
профессии на сумму 1,0 млн. грн. течение
2011-2012 гг
9. Информировать профсоюзную сторону
и сторону работодателей:
- О состоянии рынка труда в целом по области
(ежемесячно);
- О выполнении областной программы занятости,
в частности по уровню безработицы (ежеквартально);
- О создании и ликвидации рабочих мест
(ежеквартально).
10. Продолжить работу по созданию молодежных
центров труда для содействия временному
трудоустройству молодежи в свободное
от учебы время и в период каникул.
11. В целях повышения конкурентоспособности
отечественных предприятий путем создания
высокотехнологичных рабочих мест и условий
для производительного труда, при проведении
конкурсов по продаже государственных
пакетов акций ОАО с фиксированными условиями
включать:
- Освоение новых и повышение качества
существующих видов продукции (услуг);
- Внедрение прогрессивных технологий,
механизации и автоматизации производства;
- Усовершенствование производства, организации
труда;
- Осуществление инвестиций для обеспечения
прироста производственных мощностей
за счет мероприятий по техническому перевооружению,
реконструкции производства, расширения
действующих и строительства новых объектов;
- Сохранение и создание новых рабочих
мест;
- Создание безопасных условий труда, которые
минимизируют случаи производственного
травматизма:
- Трудоустройство лиц с ограниченными
физическими возможностями, создание
надлежащих условий труда для таких лиц
с учетом их личных нужд, соответствующего
оборудования и обеспечения к ним доступа
указанным лицам.
Способствовать привлечению в состав
конкурсных комиссий представителей от
представительного органа трудового коллектива
- выборного органа первичной профсоюзной
организации (профсоюзного представителя)
или иного уполномоченного им органа.
Обязательства областной организации
работодателей:
1. Проводить модернизацию устаревших
и создание новых высокопроизводительных
рабочих мест на предприятиях области,
учитывая финансовые возможности предприятий.
2. Решение об изменениях в организации
производства и труда, которые могут привести
к сокращению численности работников,
в том числе о мероприятиях, связанных
с выведением работников, не занятых в
технологическом процессе и основном
производстве, за штат предприятия в связи
с передачей вспомогательных функций
сторонним организациям принимаются после
предварительных консультаций с профсоюзными
органами не позднее, чем за три месяца
до намеченных действий с их экономическим
обоснованием, а также с намеченными мероприятиями
по обеспечению занятости высвобождаемых.
Не допускать применения форм занятости,
которые противоречат трудовому законодательству
Украины.
3. Через коллективные договоры обеспечить:
- Предоставление работникам, которые
получили уведомления о высвобождении,
рабочего времени конкретной продолжительности
с сохранением среднего заработка для
поиска новой работы;
- Сохранение права работника на получение
выходного пособия в случае, если он нашел
работу самостоятельно до окончания 2-х
месячного срока предупреждения об увольнении;
- Выделение средств (не менее 3 проц. Фонда
оплаты труда отчетного периода) на профессиональную
подготовку или переподготовку рабочих
кадров согласно абз. 3 п. 5.4.2 Закона Украины
«О налогообложении прибыли предприятий».
4. В случаях высвобождения на предприятиях
более 5 проц. работников согласовывать
этот вопрос с областной отраслевой профсоюзной
организацией.
5. Содействие в проведении производственной
практики кадров, проходящих подготовку
по договорам в учреждениях среднего профессионального
образования Донецкой области.
Обязательства профсоюзных объединений:
1. Участвовать в разработке и реализации
областных, городских и районных программ
занятости населения и способствовать
их выполнению.
2. Активно использовать возможности системы
информирования, профсоюзного печати
для размещения информации о состоянии
рынка труда и безработицы, о возможностях
трудоустройства и профессионального
обучения.
3. Инициировать включение в коллективные
договоры мероприятий по созданию новых
рабочих мест, объемов профессионального
обучения работников и общих затрат средств
на эти цели в соответствии с потребностями
производства, а также мероприятий по
предотвращению массовых увольнений (5
и более процентов работников), смягчения
негативных последствий высвобождения
работников , защитных мер против введения
работодателями нестандартных форм занятости,
которые противоречат трудовому законодательству
Украины, сохранения уровня социально-трудовых
льгот и гарантий для работников, переведенных
(принятых) в другие предприятия, организации
в связи с изменениями в организации производства
и труда.
4. Обеспечить бесплатную юридическую
и консультативную помощь по вопросам
гарантий занятости; проводить в трудовых
коллективах предприятий, учреждений
и организаций обучение членов профсоюзов
по вопросам применения действующего
законодательства относительно их прав
и гарантий. Своевременно доводить до
внимания профкомов нормативно-правовые
документы по вопросам занятости, а также
информацию о состоянии рынка труда.