Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:32, реферат
Жизнь людей в обществе всегда имеет институциональный характер, т. е. регулируемый, упорядоченный, формируемый, ограничивающий и т. д. В трудах древнегреческого философа Аристотеля рассматриваются два социальных института – семья и государство. С тех пор понятие социального института расширилось и сегодня включает в себя различные стороны: экономические, политические, образовательные, воспитательные, военные и другие учреждения и организации. Люди конструируют, формируют социальные институты, следуя своим проектам. В конечном счете, институты приобретают собственную жизнь, развертывающуюся по их собственной логике, подчиняя ей создавших эти институты людей.
Введение.
Понятие «институт».
Функции социальных институтов.
Приложение.
Содержание.
Введение.
Жизнь людей
в обществе всегда имеет институциональный
характер, т. е. регулируемый, упорядоченный,
формируемый, ограничивающий и т. д. В трудах
древнегреческого философа Аристотеля
рассматриваются два социальных института
– семья и государство. С тех пор понятие
социального института расширилось и
сегодня включает в себя различные стороны:
экономические, политические, образовательные,
воспитательные, военные и другие учреждения
и организации. Люди конструируют, формируют
социальные институты, следуя своим проектам.
В конечном счете, институты приобретают
собственную жизнь, развертывающуюся
по их собственной логике, подчиняя ей
создавших эти институты людей.
Понятие «институт».
Социальный институт (от лат. Institutum – устройство, установление) – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов.
Понятие «институт» было заимствовано социологией из юриспруденции, где его использовали для характеристики определенного комплекса юридических норм. Институтами в юридической науке считались, например, наследование, брак, собственность и т. д. В социологии термин «институт» сохранил смысловую окраску, связанную с нормативной регуляцией деятельности, однако приобрел значительно более широкое толкование как обозначение некого особого типа устойчивой регламентации социальных связей и различных, более или менее организованных, форм социального регулирования поведения субъектов.
Существование
институтов связано с
Разнообразие
институтов соответствует
и т. д.
К числу
основных институтов относятся:
Чем сложнее
общество, тем больше развита
система институтов. История эволюции
институтов подчиняется
К числу основных признаков социальных институтов относятся:
Эти признаки
не являются строго нормативно
закрепленными. Они скорее
Всё многообразие социальных институтов можно разделить на два типа:
Элементарной единицей социального института любого типа является акт социального взаимодействия. В идеальной форме он существует как нормативное предписание закона, должностной инструкции, указа и др.
Весьма близкими являются категории социального института-субъекта и группы. Однако социальная группа – это совокупность однородных статусных позиций, объединяющихся благодаря этой однородности в социальном поле. Институт отличается от группы гораздо более высоким уровнем интеграции. Четкой границы между группой и институтом нет – любая группа имеет тенденцию к институционализации.
Намного ближе
понятия института и
Институты делятся на формальные (например, Конституция США) и неформальные (например, советское «телефонное право»).
Под неформальными
обычно понимают общепринятые
условности и этические
Под формальными
институтами понимаются
Правила поведения
делятся на наследуемые,
В социологии существует четыре типа объяснения и обоснования социальных институтов. Согласно теории Дж. Хоманса, это, во-первых, психологический тип объяснения, исходящий из того, что любой социальный институт есть психологическое по своему происхождению образование, устойчивый продукт обмена деятельностью. Во-вторых, - исторический, рассматривающий институты как конечный продукт исторического развития определённой сферы деятельности. Еще два типа объяснений существования институтов, которые преимущественно применяются в структурно-функциональном анализе, Хоманс называет неубедительными. Это структурный тип, когда доказывается, что «каждый институт существует как следствие своих отношений с другими институтами в социальной системе», и функциональный, согласно которому институты существуют, поскольку выполняют определенные функции в обществе.
Процесс образования
институтов – институционализац
Функции социальных институтов.
Социальные институты выполняют в обществе ряд функций, среди которых выделяются явные и латентные. Явные – функции, последствия, деятельности которых носят намеренный характер и осознаются людьми. Они фиксируются и декларируются в кодексах и уставах, конституциях и программах, закрепляются в системе статусов и ролей. Последствия деятельности латентных функций не осознаются участниками и носят ненамеренный характер.
К числу основных функций социальных институтов относятся следующие:
Социальные отличаются друг от друга своими функциональными качествами:
Нарушение нормативного взаимодействия института с социальной средой называется дисфункцией социального института.
Проблема
взаимодействия институтов
Изменения социальных институтов могут быть вызваны внутренними и внешними причинами. Первые связаны с неэффективностью существующих институтов, с возможным противоречием между существующими институтами и социальными мотивациями; вторые – со сменой культурной ориентации в развитии общества (в обществах переходного типа, переживающих системный кризис, когда происходит изменение общественных потребностей).
Проблему
для современного общества
Условия успешного функционирования социальных институтов:
Взаимосвязанная
система институтов обеспечивает удовлетворение
потребностей членов общества, регулирует
их поведение и развитие общества в целом.
Признаки социальных институтов
Семья | Образование | Государство | Экономика | Религия | ||
1. Кодекс устный и письменный | ||||||
Нормы: | ||||||
некоторые
семейные запреты и допущения |
учебное
рас-
писание, гос- стандарт, правила для учащихся |
конституция | КЗоТ, налоговый кодекс | религиозные
догматы | ||
Статусы: | ||||||
жена,
ребенок,
бабушка |
студент, преподаватель, декан | президент, политический лидер | предприниматель | священнослужитель | ||
2. Социальные установки и | ||||||
привязанность, лояльность, ответственность, уважение, любовь | любовь к знаниям, карьерная ориентация | гражданственность | получение
прибыли, расчетливость,
бережливость |
любовь к ближнему | ||
3. Идеология – система идей, санкционирующих нормы | ||||||
дом, индивидуализм, романтическая любовь | идеология академической свободы, равенство при обучении | патриотизм | право на
труд,
свободная торговля |
свобода вероисповедания | ||
4. Символы – знаки, комплексы знаков, создание образа института | ||||||
брачные ритуалы | эмблемы, атрибуты факультетов, студенческие песни | флаг, герб | фабричная марка | культ | ||
5. Материальные условия | ||||||
дом, мебель | аудитории,
библиотеки, оборудование |
административные
здания |
производственное
оборудование |
предметы культа |