Социальный контроль и дивиация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 09:23, реферат

Описание

Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Любую потребность – в пище, одежде, работе, образовании, дружбе, славе – человек может удовлетворить лишь через других людей путем взаимодействия с ними, занимая определенное положение в сложных и организованных группах и институтах – в семье, школе, коллективе предприятия, политических партиях, спортивной команде. Несомненно, мир существует исключительно потому, что действия огромного числа людей согласуются, однако для этого им необходимо понимать, кто, чт

Работа состоит из  1 файл

социальный контроль и девиация.docx

— 48.98 Кб (Скачать документ)

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая  из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной  стихии, он основывается на волевом  усилии. В отличие от муравьев, пчел и даже обезьян человеческие существа могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае, если каждый индивид прибегает к самоконтролю. Импульсивное поведение взрослого человека, неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны для детей. Импульсивное поведение поэтому называют инфантилизмом. Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями служит признаком взрослости. Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому  обществу приходится прибегать к  внешнему контролю. И наоборот, чем  меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контроля, в  частности, армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.

Социальный контроль выполняет  функцию милиционера на улице. Он «штрафует» тех, кто неправильно «переходит улицу». Если бы не было социального контроля, люди могли делать все, что им заблагорассудится, и таким способом, какой им больше нравится. Неизбежно возникли бы конфликты, столкновения, ссоры и как следствие общественный хаос. Охранительная функция иногда мешает социальному контролю выступать поборником прогресса, но он и не стремится к обновлению общества. Эта - задача других общественных учреждений. Социальный контроль выполняет функцию консерватора в парламенте: предлагает не спешить, требует уважать традиции, выступает против того нового, что как следует не проверено. Он - фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведет к аномии, беспорядку, смуте и социальному раздору.

С социальными нормами  тесно связаны ценности. Ценности - социально одобряемые и разделяемые  большинством людей представления  о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Так, если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство.

Хотя нарушение большинства  групповых привычек наказывается обществом  довольно мягко, некоторые из них  ценятся очень высоко, и за их нарушение следуют строгие санкции.

Социальные нормы выполняют  в обществе очень важные функции, а именно:

- регулируют общий ход социализации;

- интегрируют индивидов в группы, а группы - в общество;

- контролируют отклоняющееся поведение;

- служат образцами, эталонами поведения.

Контроль со стороны профессиональной системы имеет огромное значение, ибо профессия и должность  решают, что индивиду можно и что  нельзя во внепроизводственной жизни: какие добровольные объединения  примут его в свои члены, каков  будет круг его знакомых, в каком  районе он сможет позволить себе жить.

Помимо профессии, индивид  вовлечен и в другие социальные отношения, обладающие собственными системами  контроля, многие из которых более  формальны, а иные даже жестче профессиональных. Правила приема и членства во многих клубах и братствах такие же жесткие, как правила, по которым отбирается управленческий аппарат в IBM.

Общественная среда также  представляет собой самостоятельную  систему социального контроля. Она  включает дальних и близких, незнакомых и знакомых людей. Окружение предъявляет  к человеку свои требования, неписаные  законы, которые охватывают широкий  круг явлений. Они могут включать в себя манеру одеваться и говорить, эстетические вкусы, политические и  религиозные убеждения и даже манеру вести себя за столом. Во всех этих случаях они составляют круги  контроля, эффективно описывающих область возможных действий индивида в определенных ситуациях.

Последний и ближайший  к индивиду круг составляет группа людей, в которой проходит так  называемая частная жизнь индивида, т.е. круг семьи и личных друзей, который  тоже образует систему контроля. Социальное или, выражаясь точнее, нормативное  давление на индивида не ослабевает и  здесь. Напротив, есть все основания  считать, что оно возрастает. Именно в этом круге индивид устанавливает  наиболее важные социальные связи. Неодобрение, утрата уважения, осмеяние или презрение  в кругу близких имеют гораздо  больший психологический вес, чем  те же самые санкции, исходящие от чужих или незнакомых людей.

Социальный контроль - самый  эффективный инструмент, при помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятельность простых  граждан. Методы социального контроля отличаются огромным разнообразием, они  зависят от ситуации, целей и характера  конкретной группы, где употребляются. Они простираются от выяснения отношений  один на один до психологического давления, физического насилия, экономического принуждения. Механизмы контроля необязательно  направлены на то, чтобы исключить  нежелательную персону и стимулировать к лояльности остальных. Давлению чаще всего подвергается не сам индивид, а его поступки, высказывания, отношения с другими лицами.

В отличие от самоконтроля, о котором говорилось выше, внешний  контроль - это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на неформальный (внутригрупповой) и формальный (институциональный).

Формальный контроль основан  на одобрении или осуждении со стороны официальных органов  власти и администрации.

Неформальный контроль основан  на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни  своих членов: выбор невесты, методы разрешения споров и конфликтов, способы  ухаживания, выбор имени новорожденного и многое другое. Никаких писаных  норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами  общины. В единую систему социального  контроля органично вплеталась религия. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными праздниками  и обрядами (например, бракосочетания, рождения ребенка, достижения зрелости, обручения, урожая), воспитывало чувство  уважения к социальным нормам, прививало  глубокое понимание их необходимости.

В компактных первичных группах  для обуздания реальных и потенциальных  девиантов постоянно действуют  чрезвычайно эффективные и одновременно очень тонкие механизмы контроля, такие как убеждение, насмешка, сплетня  и презрение. Насмешка и сплетня  являются мощными инструментами  социального контроля в первичных  группах всех типов. В отличие  от методов формального контроля, например выговора или понижения  в должности, неформальные методы доступны практически всем. И насмешками, и сплетнями может манипулировать любой неглупый человек, имеющий  доступ к каналам их передачи.

Не только бизнес-организации, но университеты и церкви с успехом  используют экономические санкции, чтобы удержать свой персонал от девиантного  поведения, т.е. такого поведения, которое  расценивается как выходящее  за рамки допустимого.

Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается  в каждое действие, поправляет, одергивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне  общества. Его субъектом становится государство, и он превращается в  специализированный общественный институт. Он разрастается в огромную систему, покрывающую всю страну. В такую систему входят сыскные бюро, детективные агентства, полицейские участки, службы осведомителей, тюремные надзиратели, конвойные войска, суды, цензура.

Неформальный контроль могут  выполнять также семья, круг родственников, друзей и знакомые. Их называют агентами неформального контроля. Если рассматривать  семью как социальный институт, то следует учитывать ее функцию  института социального контроля.

Формальный контроль исторически  возник позже неформального - в период зарождения сложных обществ и  государств, в частности, древневосточных  империй.

Однако в современном  обществе значение формального контроля сильно возросло. Прежде всего это  объясняется тем, что в сложном  обществе, особенно в многомиллионной  стране, все труднее поддерживать порядок и стабильность. Неформальный контроль ограничен небольшой группой  людей, а в большой группе он неэффективен. Поэтому его называют локальным (местным). Напротив, формальный контроль действует на всей территории страны. Он глобален.

Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных  правилах, то в современном обществе его основой выступают писаные  нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку.

Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа осуществляет контроль с помощью экзаменов, правительство  с помощью системы налогообложения  и социальной помощи населению, государство  с помощью полиции, секретной  службы, государственных каналов  радио, телевидения и органов  печати.

Методы контроля в зависимости  от применяемых санкций подразделяются на:

- жесткие;

- мягкие;

- прямые;

- косвенные.

Поясним примером:

1) средства массовой информации  относятся к инструментам косвенного  мягкого контроля;

2) политические репрессии,  рэкет, организованная преступность - к инструментам прямого жесткого  контроля;

3) действие Конституции  и Уголовного Кодекса - к инструментам  прямого мягкого контроля;

4) экономические санкции  международного сообщества - к инструментам  косвенного жесткого контроля.

Итак, внешний контроль подразделяется на неформальный (он основан на неписаных  правилах) и формальный (основан  на писаных нормах-законах). Второй возник позже первого и используется главным образом в современном  обществе. У того и другого есть агенты и институты контроля. Методы контроля могут быть мягкими и  жесткими.

Понятие социального контроля неразрывно связано с понятием девиации. Даже можно, наверно, было бы утверждать, что не было бы понятия девиация соответственно не было бы и социального  контроля. В следующем пункте работы более детально рассмотрим что же такое девиация.

 

 

 

 

 

  1. Девиация и его функции в жизни общества.

 

Во всех обществах поведение  человека порой выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что  не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки некоторых людей нередко выходят  за рамки того, что другие рассматривают  как допустимое поведение. Для социальной жизни характерен не только конформизм, но и отклонение. Девиация – это  отклонение от нормы, рассматриваемое  большей частью членов общества как  предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и  вызывает враждебную реакцию.

О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща  определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям  поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением. Попытаемся прояснить  эту идею на основе рассмотрения ряда важных характеристик девиации.

Сравнение разных культур  показывает, что одни и те же действия одобряемы в одних обществах  и недопустимы в других. Определение  поведения как девиантного зависит  от времени, места и группы людей.

Отклонения не могут быть внутренне присущи поведению людей. Общество решает, считать или не считать какое-то поведение отклоняющимся от нормы. Это не означает, что такие явления, как убийство, воровство, половые извращения, психические отклонения, алкоголизм, азартные игры и жестокое обращение с детьми и т.п., могли бы не иметь места, если бы им не были даны социальные определения. Скорее, решающее значение имеет то, как люди определяют поведение и каким конкретным образом реагируют на него.

Люди по-разному определяют, что следует, а что не следует  считать отклонением от нормы. Поэтому  возникает вопрос, какие индивиды и социальные группы смогут придать  своим определениям превалирующее  значение.

Информация о работе Социальный контроль и дивиация