Социальный контроль и социальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:12, реферат

Описание

Рассматривая одну из предыдущих тем, мы познакомились со статусно-ролевой и некоторыми другими концепциями личности, выяснили сущность и особенности ее социализации. Человек, прошедший все основные стадии социализации и усвоивший ее основные требования, ставший полноценной личностью, соответствующим образом ведет себя в обществе, семье, трудовом коллективе, общественных местах.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 19.11 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

КСР

Социология

Тема: Социальный контроль и социальное управление

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: Бурцевич Евгений

Группа АТ-31

 

 

1 Социальный контроль  как механизм социальной регуляции  поведения людей, способы его  осуществления

Рассматривая одну из предыдущих тем, мы познакомились со статусно-ролевой и некоторыми другими концепциями личности, выяснили сущность и особенности ее социализации. Человек, прошедший все основные стадии социализации и усвоивший ее основные требования, ставший полноценной личностью, соответствующим образом ведет себя в обществе, семье, трудовом коллективе, общественных местах. Именно такой человек олицетворяет нормальное стандартизированное (с элементами позитивной инновации) поведение. Благодаря массовому преобладанию таких нормальных форм поведения и деятельности в обществе поддерживается социальный порядок.

Однако общество нельзя представить  состоящим из одних только типизированных личностей. Наряду с нормальным поведением в обществе имеют место и такие  формы поведения, которые отклоняются  от общепринятых норм морали и права. Такое поведение называется отклоняющимся, или девиантным.

Девиантное поведение – поведение, отклоняющиеся от общепринятых норм действия человека, нарушение их.

Девиации имею два вектора  своего проявления: конструктивный и  деструктивный. Конструктивные девиации представляют собой такой вид  деятельности, при которой носитель девиации, как бы обгоняя свое время, продуцирует идеи или объекты  будущей культуры. Это открытия в  науке, технические изобретения  и новации в искусстве, это  проявление свободомыслия в религии, философии и политике. Отнюдь не все из этих новаций оцениваются  современниками положительно, большинство  из них воспринималось именно как  отклоняющееся поведение.

Деструктивные девиации связаны  с формированием асоциальных  типов личности (наркомания, алкоголизм, проституция, бродяжничество) и преступными  действиями, направленными против личности и общества. Последние могут проявляться  в деятельности как отдельных простых личностей, так и крупных исторических личностей, стремящихся само общество возвести в ранг девиантно функционирующей системы. Достаточно вспомнить деятельность Нерона, Гитлера или Полпота.

Формами девиации являются деструктивное, асоциальное и противоправное поведение.

Отношение к девиации зависит  от типа общества. Чем демократичней  общество, тем оно лояльнее к непреступным формам девиации (включая даже наркоманию и нестандартную сексуальную  ориентацию), ведь существование девиации – залог культурного многообразия, без чего демократичное общество существовать не мо¬жет. Чем тоталитарней общество, тем жестче оно контролирует любое отклонение от нормы (включая манеру поведения, форму одежды, длину волос), в нем существование девиации несет угрозу тоталитарному обществу, помешанному на всеобщей стандартизации.

В широком смысле слова  под девиацией понимают любое  отклонение от социальной нормы, в узком  – отклонение только от неписанных, моральных норм. Нарушение же писанных норм, законов называют делинквентностью, преступностью.

Таким образом, мы подошли  к вопросу о социальном контроле над поведением людей в обществе.

Социальный контроль –  механизм поддержания общественного  порядка с помощью использования  властных полномочий, социальных норм, санкций.

Основными функциями социального  контроля являются:

• охранительная (контроль охраняет порядок в обществе);

• регулятивная (контроль регулирует поведение людей);

• стабилизирующая (контроль обеспечивает стабильность общества).

Считается, что социальный контроль на 70% осуществляется за счет внутреннего контроля. Можно сказать, что внутренний контроль – это  контроль через социализацию. Он состоит  в том, что общество социализирует  людей таким образом, чтобы они  хотели действовать так, как они  должны действовать. Как остроумно  заметил один социолог, женщин можно  заставить принять на себя тяжелую  и неблагодарную домашнюю работу только социализировав их таким образом, чтобы они хотели иметь мужа, детей, домашнее хозяйство и чувствовали  себя несчастными без них.

Что касается внешнего контроля, подразумевающего влияние на индивида социального окружения и всего  общества в целом, то он может осуществляться в виде формального и неформального  контроля. Формальный контроль может  быть прямым и косвенным, мягким и  жестким, общим, детальным и даже тотальным. В современном обществе его значение возрастает. Вместе с тем, в обществе продолжает действовать и неформальный контроль, например, со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых, соседей. Таков был контроль в традиционной сельской общине, да и сейчас в небольших населенных пунктах все друг о друге все знают и тем самым контролируют поведение личности. Специфическим видом неформального контроля является общественное мнение.

2.Элементы социального  контроля: нормы и санкции

Выясним теперь, как действует  механизм социального контроля. Двумя  основными элементами социального  контроля являются социальные нормы  и социальные санкции.

По способу контроля все  социальные нормы подразделяются следующим  образом:

• дозволяющие нормы –  представляют определенные права;

• обязывающие нормы –  налагают определенные обязанности;

• запрещающие нормы –  устанавливают запрет на совершение какого-либо действия (бездействия).

В соответствии с этим существует три основных формы реализации социальных норм:

• использование прав;

• исполнение обязанностей;

• соблюдение норм, т. е. воздержание  от действий, запрещенных нормой.

Социальные санкции подразделяются следующим образом:

• формальные позитивные санкции  – одобрение со стороны официальных  органов (награды, титулы, премии, грамоты, звания и т. д.);

• неформальные позитивные санкции – одобрение со стороны  группы (похвала, улыбка, уважение, признание  лидером и т. д.);

• формальные негативные санкции  – наказания, исходящие от официальных  органов, т.е. предусмотренные законом (штраф, тюремное заключение);

• неформальные негативные санкции – наказания, исходящие  от группы (замечание, порицание, насмешка, издевка, пренебрежение, клевета, бойкот и т. д.).

3.Особенность социального  управления и социальной политики  в республике Беларусь

Происходящий в настоящее  время переход белорусской экономики  от планово-административной модели к  рыночной влечет за собой трансформацию  общества во всех его структурах: изменение  политической и государственной  систем; обновление экономических основ  общества; ликвидацию системы «социального иждивенчества» с одновременным  провозглашением стандартных либерально-демократических  свобод; смену духовно-культурных ориентиров общественного развития. Сложность данного процесса состоит в том, что единой технологии социального управления трансформационными переменами нет, и оптимальную политику преобразований каждой стране приходится вырабатывать самостоятельно. Поэтому, государственная социальная политика должна, по мнению ведущих экономистов и социологов, исходить из преобразований, разработанных изнутри, в частности теми, кто чувствует нужды и потребности своей страны; а также ориентироваться на демократическую поддержку реформ, проявляющуюся в высокой инвестиционной активности населения, вовлеченного в ход этих реформ. Чтобы обеспечить качество этих преобразований и участие в них населения, необходимо отслеживать процессы экономического реформирования и проводить социологическую экспертизу социальных последствий введения тех или иных рыночных механизмов, с учетом прогнозов социально-экономического развития государства. Развитие в данном случае рассматривается как процесс, в котором особую роль играет количественная определенность, обозначаемая через понятие «темп роста». Экономический рост является обобщающим показателем развития человеческого общества. Он свидетельствует, с одной стороны, о затратах общественного труда и его производительности, а с другой – о росте благосостояния индивидов и приумножении общественного богатства. Экономический рост является условием устойчивого развития.

В Республике Беларусь переход  к устойчивому развитию требует  структурной перестройки экономики, сбалансированного решения социально-экономических  задач, совершенствования структуры  производства. Вместе с тем, структурная  перестройка экономики не задает социальные изменения, она лишь предоставляет  для этого возможности и инструменты. Как они будут использованы –  предмет политического выбора, определяемый основными направлениями социальной политики государства. Они включают в себя: создание условий и возможностей гражданам зарабатывать средства для  удовлетворения своих потребностей; обеспечение рациональной занятости населения; обеспечение роста денежных доходов населения; улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан; повышение степени защиты социально уязвимых групп населения.

Кроме того, необходимость  социологического экспертирования экономических преобразований вытекает из известного тезиса о том, что любые существенные изменения в производительных силах, открывая новые возможности, таят в себе и потенциальные угрозы. В ближайшие десятилетия нельзя исключать развития целого ряда негативных тенденций, обозначившихся в Беларуси на рубеже веков. Если говорить о человеческом капитале, то среди них в первую очередь следует выделить: депопуляцию, включая резкое сокращение численности населения в дотрудоспособном возрасте со всеми вытекающими последствиями; ухудшение здоровья населения, саморазрушительное поведение; нарастающая инвалидизация; падение трудовой ответственности; «моральный износ» квалификации и образования; отсутствие возможностей (зачастую и желания) получить современное образование и его поддерживать на необходимом уровне.

Теоретическая модель развития общества в Республике Беларусь задана Национальной стратегией устойчивого  социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020). В соответствии с этой моделью, главная  цель социальной политики в Республике Беларусь – стабилизация уровня жизни  населения и создание условий  для его роста.

Эмпирическая (реальная) модель развития общества в Беларуси отслеживается  с помощью республиканского социологического мониторинга. Анализ данных социологического мониторинга республиканского масштаба позволяет выявлять совокупность оценочных  показателей, характеризующих общественное мнение относительно полезности проводимых экономических реформ. В основу определения  изменений в материальном положении  семей, в контексте социально-экономической  ситуации, закладываются такие показатели, как оценка респондентом материального  положения семьи; оценка уровня семейного  достатка; величина среднего дохода на одного члена семьи в месяц, предшествующий опросу. Совокупность нормативных показателей  служит своеобразным фундаментом для  проявления субъективных характеристик  респондентов (самоидентификация с  тем или иных социальным слоем  в плане материальной обеспеченности, уровень притязаний, социальное настроение) и объективизации этих характеристик  в той или иной стратегии экономического поведения.


Информация о работе Социальный контроль и социальное управление