Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 05:51, контрольная работа
Сущность и элементы социального контроля (нормы и санкции).
Субъекты социального контроля и его виды.
Функции социального контроля.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский Государственный Экономический Университет"
Центр
дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: "Социология"
на
тему: "Социальный
контроль"
План
Практические задания
Типы санкций: формальная позитивная (Ф «+»), формальная негативная (Ф «–»), неформальная позитивная (Н «+»), неформальная негативная (Н «–»).
а) государственного чиновника;
б) строителя;
в) продавца;
г) школьного учителя;
д) программиста;
е) судьи.
Есть ли еще профессии, связанные с выполнением социального контроля?
Может ли один человек быть одновременно объектом социального контроля (его контролируют) и субъектом социального контроля (он контролирует)?
Пытаясь открыть законы общества, дать дефиницию человека и выяснить законы, по которым он живет и развивается, социология не может не интересоваться и отношением, существующим между обществом и индивидом. И вполне можно утверждать, что всякая социологическая теория, объясняя общество и элементы, из которых оно состоит, стремится определить так же отношения общества и индивида, объясняя это отношение в соответствии со своим пониманием сущности общества.
Существуют различные теории, которые сводят общество к индивидам или рассматривают индивида как всего лишь часть, “молекулу “ общества. Существует так же и представление, будто индивид и общество - это два отдельных и независимых друг от друга явления, которые имеют собственные отдельные и независимые законы своего возникновения и развития. Между тем человек и общество диалектически взаимосвязаны. Они не могут рассматриваться изолированно, отдельно друг от друга: нет общества без человека, но и человек существует только в обществе.
Отношение между обществом и человеком является сложным. Эта сложность воздействия человека на общество и общества на человека проистекает из того, что человек как отдельный индивид появляется на свет с определенными психическими склонностями, которые лишь в обществе, в продолжение жизни в общественном коллективе, развиваются и через развитие которых индивид становится личностью. Личность, как единство особенностей, свойств, формируется в результате взаимодействия организма и общественной среды. Важнейшими свойствами личности являются:
- творческая способность, которая проявляется в способности изменить внешний мир, а так же во внутренней потребности в творчестве;
- социальность, которая отражает включенность в социальный коллектив и общественный характер человеческой природы;
- субъективность - выражение своеобразной индивидуальности;
- целостность, в которой выражается взаимосвязанная организация со всеми психосоциальными характеристиками и которая обеспечивает относительное единство поведения в различных ситуациях.
Люди устанавливают взаимоотношения и согласуют между собой свое поведение как личности, и в этом взаимосвязанном поведении проявляются личные качества индивида, такие, как совесть, характер, отношение к общественным ценностям и др.
Таким образом, то, что отдельные люди представляют собой как личности, имеет большое значение для характера отношений, которые они устанавливают в обществе своим взаимосвязанным поведением. С другой стороны, и общество, более или менее организованное, через социальные институты оказывает влияние на всякого индивида, то есть на формирование личности. Именно в обществе развертывается процесс превращения биологического индивида в личность. Этот процесс называется социализацией. Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности, которая отвечает потребностям данного общества. Это может быть воздействие на индивида определенных социальных групп и общественных ситуаций, в которых индивиды оказываются как члены общества или как более или менее активные участники. В таких случаях от индивида требуется, чтобы он усвоил определенные правила и нормы поведения и поступал в соответствии с ними. Но общество может воздействовать на индивида еще и развивая в человеке, посредством различных видов и уровней образования и воспитания, его человеческие и индивидуальные способности, готовя его к тому, чтобы стать членом коллектива и проявить себя как существо, способное производить.
Основные элементы системы социального контроля: привычка, обычай и система санкций.
Привычка
— это устойчивый способ поведения
в определенных ситуациях, в некоторых
случаях принимающий для
У каждого индивида могут быть свои привычки, например, рано вставать, делать утром зарядку, носить определенный фасон одежды и т.п. Существуют привычки, которые общеприняты для всей группы. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом целенаправленного воспитания. Со временем многие привычки перерастают в устойчивые черты характера индивида и выполняются автоматически. Также привычки появляются в результате приобретения навыков и устанавливаются традициями. Некоторые привычки есть не что иное, как пережитки старых обрядов и торжеств.
Обычно нарушение привычек не приводит к негативным санкциям. Если же поведение индивида соответствует принятым в группе привычкам, то оно встречает признание.
Обычай — стереотипная форма социальной регуляции поведения, воспринятая из прошлого, которая отвечает определенным моральным оценкам группы и нарушение которой ведет к негативным санкциям. Обычай непосредственно связан с определенным принуждением для признания ценностей или принуждением в определенной ситуации.
Часто понятие «обычай» употребляют как синоним понятий «традиция» и «ритуал». Под обычаем подразумевается неуклонное следование пришедшим из прошлого предписаниям, и обычай, в отличие от традиций, функционирует не во всех областях социальной жизни. Отличие обычая от ритуала заключается не только в том, что он символизирует определенные социальные отношения, но и выступает в качестве средства, применяемого для практического преобразования и использования различных объектов.
Например, обычай требует уважать почтенных людей, уступать место старым и беспомощным людям, относиться к людям, занимающим высокую должность в группе, согласно этикету и т.д. Таким образом, обычай — это система признанных группой ценностей, определенные ситуации, в которых эти ценности могут иметь место, и эталоны поведения, соответствующие этим ценностям. Неуважение обычаев, их невыполнение подрывают внутреннюю сплоченность группы, так как данные ценности имеют для группы определенную важность. Группа, используя принуждение, побуждает отдельных своих членов в определенных ситуациях соблюдать соответствующие ее ценностям эталоны поведения.
В докапиталистическом обществе обычай являлся основным социальным регулятором общественной жизни. Но обычай выполняет не только функции социального контроля, поддерживает и укрепляет внутригрупповую сплоченность, он помогает передавать социальный и культурный опыт человечества от поколения к поколению, Т.е. выступает как средство социализации молодого поколения.
К
обычаям относятся и
Социальные санкции. Санкции — это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых — обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы.
Санкции могут быть негативными (наказание за нежелательные действия) и позитивными (поощрение за желательные, одобряемые обществом действия). Социальные санкции выступают важным элементом социального регулирования. Их смысл заключается в том, что они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определенному поведению или определенному отношению к совершаемому действию.
Санкции бывают формальными и неформальными. Формальные санкции — это реакция формальных институтов на какое-то поведение или действие в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) процедурой.
Неформальные (диффузные) санкции — это уже спонтанная, эмоционально окрашенная реакция неформальных институтов, общественного мнения, группы друзей, сослуживцев, соседей, т.е. непосредственного окружения на отклоняющееся от социальных ожиданий поведение.
Так как индивид в одно и то же время является членом разных групп и институтов, то одни и те же санкции могут подкреплять или ослаблять действие других.
По способу внутреннего давления выделяют следующие санкции:
-
правовые санкции — это
- этические санкции — это система порицаний, выговоров и побуждений, опирающихся на моральные принципы;
-
сатирические санкции — это
система всевозможных насмешек,
издевок, применяемых по
- религиозные санкции — это наказания или награды, установленные системой догматов и верований определенной религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запрещениям данной религии.
Моральные
санкции реализуются
В цивилизованных обществах наиболее часто встречаются следующие виды санкций:
Негативные
неформальные санкции — это может
быть выражение неудовольствия, огорчения
на лице, прекращение дружеских
Негативные формальные санкции — это всевозможные наказания, которые предусмотрены законом (штрафы, аресты, заключения, конфискация имущества, смертный приговор и т.п.). Эти наказания выступают в качестве угрозы, устрашения и, одновременно с этим, предупреждают, что ожидает индивида за совершение антиобщественных поступков.
Неформальные позитивные санкции — это реакция непосредственного окружения на позитивное поведение, которое соответствует эталонам поведения и системам ценностей группы, выражаемое в виде поощрения и признания (выражение почтения, похвалы и лестные отзывы в устной беседе и в печати, доброжелательные сплетни и т.п.).
Формальные позитивные санкции — это реакция формальных институтов, осуществляемая специально выбранными для этого людьми, на позитивное поведение (публичное одобрение со стороны властей, награждение орденами и медалями, денежная награда, воздвижение памятников и т.п.).