Социальный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 05:51, контрольная работа

Описание

Сущность и элементы социального контроля (нормы и санкции).
Субъекты социального контроля и его виды.
Функции социального контроля.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная .doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

     Федеральное агентство  по образованию

     Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования "Уральский  Государственный Экономический  Университет"

     Центр дистанционного образования 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа

     по  дисциплине: "Социология"

     на  тему: "Социальный контроль" 
 
 
 
 
 

г. Екатеринбург

2011г.

Тема 15. Социальный контроль

План

  1. Сущность и элементы социального контроля (нормы и санкции).
  2. Субъекты социального контроля и его виды.
  3. Функции социального контроля.

    Практические задания

  1. Определите тип санкций: медаль, комплимент, судебный приговор, штраф, приглашение на юбилей, отказ пожать руку, почетная грамота, увольнение, повышение в должности, нобелевская премия, судебное оправдание, письмо в газету в защиту чего-либо, офицерское звание, избрание в парламент, квартальная премия, бойкот, звание чемпиона мира, аттестат зрелости, поздравительная открытка.

Типы санкций: формальная позитивная (Ф «+»), формальная негативная (Ф «–»), неформальная позитивная (Н «+»), неформальная негативная (Н  «–»).

  1. На какие профессии возложены функции социального контроля? Отметьте три правильных варианта:

а) государственного чиновника;

б) строителя;

в) продавца;

г) школьного учителя;

д) программиста;

е) судьи.

Есть ли еще  профессии, связанные с выполнением  социального контроля?

Может ли один человек  быть одновременно объектом социального  контроля (его контролируют) и субъектом  социального контроля (он контролирует)?

ВВЕДЕНИЕ

 

     Пытаясь открыть законы общества, дать дефиницию  человека и выяснить законы, по которым он живет и развивается, социология не может не интересоваться и отношением, существующим между обществом и индивидом. И вполне можно утверждать, что всякая социологическая теория, объясняя общество и элементы, из которых оно состоит, стремится определить так же отношения общества и индивида, объясняя это отношение в соответствии со своим пониманием сущности общества.

     Существуют  различные теории, которые сводят общество к индивидам или рассматривают  индивида как всего лишь часть, “молекулу  “ общества. Существует так же и представление, будто индивид и общество - это два отдельных и независимых друг от друга явления, которые имеют собственные отдельные и независимые законы своего возникновения и развития. Между тем человек и общество диалектически взаимосвязаны. Они не могут рассматриваться изолированно, отдельно друг от друга: нет общества без человека, но и человек существует только в обществе.

     Отношение между обществом и человеком  является сложным. Эта сложность  воздействия человека на общество и общества на человека проистекает из того, что человек как отдельный индивид появляется на свет с определенными психическими склонностями, которые лишь в обществе, в продолжение жизни в общественном коллективе, развиваются и через развитие которых индивид становится личностью. Личность, как единство особенностей, свойств, формируется в результате взаимодействия организма и общественной среды. Важнейшими свойствами личности являются:

     - творческая способность, которая проявляется в способности изменить внешний мир, а так же во внутренней потребности в творчестве;

     - социальность, которая отражает включенность в социальный коллектив и общественный характер человеческой природы;

     - субъективность - выражение своеобразной индивидуальности;

     - целостность, в которой выражается взаимосвязанная организация со всеми психосоциальными характеристиками и которая обеспечивает относительное единство поведения в различных ситуациях.

     Люди  устанавливают взаимоотношения  и согласуют между собой свое поведение как личности, и в этом взаимосвязанном поведении проявляются личные качества индивида, такие, как совесть, характер, отношение к общественным ценностям и др.

     Таким образом, то, что отдельные люди представляют собой как личности, имеет большое значение для характера отношений, которые они устанавливают в обществе своим взаимосвязанным поведением. С другой стороны, и общество, более или менее организованное, через социальные институты оказывает влияние на всякого индивида, то есть на формирование личности. Именно в обществе развертывается процесс превращения биологического индивида в личность. Этот процесс называется социализацией. Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности, которая отвечает потребностям данного общества. Это может быть воздействие на индивида определенных социальных групп и общественных ситуаций, в которых индивиды оказываются как члены общества или как более или менее активные участники. В таких случаях от индивида требуется, чтобы он усвоил определенные правила и нормы поведения и поступал в соответствии с ними. Но общество может воздействовать на индивида еще и развивая в человеке, посредством различных видов и уровней образования и воспитания, его человеческие и индивидуальные способности, готовя его к тому, чтобы стать членом коллектива и проявить себя как существо, способное производить.

 

     1 СУЩНОСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ  СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (НОРМЫ И  САНКЦИИ)

 

     Основные  элементы системы социального контроля: привычка, обычай и система санкций.

     Привычка  — это устойчивый способ поведения  в определенных ситуациях, в некоторых  случаях принимающий для индивида характер потребности, который не встречает  отрицательной реакции со стороны  группы.

     У каждого индивида могут быть свои привычки, например, рано вставать, делать утром зарядку, носить определенный фасон одежды и т.п. Существуют привычки, которые общеприняты для всей группы. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом целенаправленного воспитания. Со временем многие привычки перерастают в устойчивые черты характера индивида и выполняются автоматически. Также привычки появляются в результате приобретения навыков и устанавливаются традициями. Некоторые привычки есть не что иное, как пережитки старых обрядов и торжеств.

     Обычно  нарушение привычек не приводит к негативным санкциям. Если же поведение индивида соответствует принятым в группе привычкам, то оно встречает признание.

     Обычай  — стереотипная форма социальной регуляции поведения, воспринятая  из прошлого, которая отвечает определенным моральным оценкам группы и нарушение которой ведет к негативным санкциям. Обычай непосредственно связан с определенным принуждением для признания ценностей или принуждением в определенной ситуации.

     Часто понятие «обычай» употребляют как  синоним понятий «традиция» и «ритуал». Под обычаем подразумевается неуклонное следование пришедшим из прошлого предписаниям, и обычай, в отличие от традиций, функционирует не во всех областях социальной жизни. Отличие обычая от ритуала заключается не только в том, что он символизирует определенные социальные отношения, но и выступает в качестве средства, применяемого для практического преобразования и использования различных объектов.

     Например, обычай требует уважать почтенных  людей, уступать место старым и беспомощным  людям, относиться к людям, занимающим высокую должность в группе, согласно этикету и т.д. Таким образом, обычай — это система признанных группой ценностей, определенные ситуации, в которых эти ценности могут иметь место, и эталоны поведения, соответствующие этим ценностям. Неуважение обычаев, их невыполнение подрывают внутреннюю сплоченность группы, так как данные ценности имеют для группы определенную важность. Группа, используя принуждение, побуждает отдельных своих членов в определенных ситуациях соблюдать соответствующие ее ценностям эталоны поведения.

     В докапиталистическом обществе обычай являлся основным социальным регулятором  общественной жизни. Но обычай выполняет  не только функции социального контроля, поддерживает и укрепляет внутригрупповую  сплоченность, он помогает передавать социальный и культурный опыт человечества от поколения к поколению, Т.е. выступает как средство социализации молодого поколения.

     К обычаям относятся и религиозные  обряды, и гражданские праздники, и производственные навыки и т.д. В настоящее время роль основного социального регулятора в современных обществах выполняют уже не обычаи, а социальные институты. Обычаи в «чистом» виде сохранились еще в сфере быта, морали, гражданской обрядности и в условных правилах различного рода — конвенциях (например, правила дорожного движения). В зависимости от системы общественных отношений, в которой они находятся, обычаи делятся на прогрессивные и реакционные, устаревшие. С устаревшими обычаями в развитых странах ведется борьба, утверждаются новые прогрессивные гражданские обряды и обычаи.

     Социальные  санкции. Санкции — это оперативные  меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых — обеспечить внутреннее единство и непрерывность  общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы.

     Санкции могут быть негативными (наказание  за нежелательные действия) и позитивными (поощрение за желательные, одобряемые обществом действия). Социальные санкции  выступают важным элементом социального регулирования. Их смысл заключается в том, что они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определенному поведению или определенному отношению к совершаемому действию.

     Санкции бывают формальными и неформальными. Формальные санкции — это реакция формальных институтов на какое-то поведение или действие в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) процедурой.

     Неформальные (диффузные) санкции — это уже спонтанная, эмоционально окрашенная реакция неформальных институтов, общественного мнения, группы друзей, сослуживцев, соседей, т.е. непосредственного окружения на отклоняющееся от социальных ожиданий поведение.

     Так как индивид в одно и то же время  является членом разных групп и институтов, то одни и те же санкции могут подкреплять или ослаблять действие других.

     По  способу внутреннего давления выделяют следующие санкции:

     - правовые санкции — это система  наказаний и поощрений, разработанных  и предусмотренных законом;

     - этические санкции — это система порицаний, выговоров и побуждений, опирающихся на моральные принципы;

     - сатирические санкции — это  система всевозможных насмешек, издевок, применяемых по отношению  к тем, кто ведет себя не  так, как принято;

     - религиозные санкции — это  наказания или награды, установленные системой догматов и верований определенной религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запрещениям данной религии.

     Моральные санкции реализуются непосредственно  самой социальной группой через  разные формы поведения и отношения  к индивиду, а юридические, политические, экономические санкции — через  деятельность различных социальных институтов, даже специально созданных  для этой цели (судебно-следственные и др.).

     В цивилизованных обществах наиболее часто встречаются следующие  виды санкций:

     Негативные  неформальные санкции — это может  быть выражение неудовольствия, огорчения  на лице, прекращение дружеских отношений, отказ подать руку, различные сплетни и т.п. Перечисленные санкции имеют значение, так как после них уже следуют важные общественные последствия (лишение уважения, определенных выгод и т.д.).

     Негативные  формальные санкции — это всевозможные наказания, которые предусмотрены законом (штрафы, аресты, заключения, конфискация имущества, смертный приговор и т.п.). Эти наказания выступают в качестве угрозы, устрашения и, одновременно с этим, предупреждают, что ожидает индивида за совершение антиобщественных поступков.

     Неформальные позитивные санкции — это реакция непосредственного окружения на позитивное поведение, которое соответствует эталонам поведения и системам ценностей группы, выражаемое в виде поощрения и признания (выражение почтения, похвалы и лестные отзывы в устной беседе и в печати, доброжелательные сплетни и т.п.).

     Формальные  позитивные санкции — это реакция  формальных институтов, осуществляемая специально выбранными для этого  людьми, на позитивное поведение (публичное  одобрение со стороны властей, награждение  орденами и медалями, денежная награда, воздвижение памятников и т.п.).

Информация о работе Социальный контроль