Социальный процесс: понятие, структура, формы, этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 23:19, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является определение природы социальных процессов и социальных отношений, которые существуют и происходят в обществе. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений, поскольку во-первых, социальные отношения определяют социальную структуру общества, его качественную определенность, во-вторых, общество представляет собой не статичную субстанцию, а совокупность постоянных изменений как элементов, так и взаимодействий между ними, т.е. здесь протекают социальные процессы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
1. Социальные процессы ……………………………………………………… 4
2 . Формы социальных процессов……………….. …………………………… 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………… ….. 20

Работа состоит из  1 файл

готова1.docx

— 41.47 Кб (Скачать документ)

       ВВЕДЕНИЕ

       Целью данной работы является  определение природы социальных  процессов и социальных отношений,  которые существуют и происходят  в обществе. Актуальность данной  проблемы не вызывает сомнений, поскольку во-первых, социальные  отношения определяют социальную  структуру общества, его качественную  определенность, во-вторых, общество  представляет собой не статичную  субстанцию, а совокупность постоянных  изменений как элементов, так  и взаимодействий между ними, т.е. здесь протекают социальные  процессы. Как правило, результатом  таких однонаправленных взаимосвязанных  изменений, определяющихся мотивами  и ориентациями людей, является  смена состояния социальной системы,  а значит и изменение ее  структуры, элементов и отношений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

     Социальные  изменения в обществе протекают  в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных  социальных действий и взаимодействий. Как правило, разрозненные действия редко могут привести к значительным социальным и культурным изменениям. Даже если один человек сделал великое  открытие, множество людей должны использовать его, внедрить в свою практику. Таким образом, значительные социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей, которые  не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимно сопряжены. Причем это сопряженность  часто может быть бессознательным  благодаря наличию у людей  мотивов и ориентаций.

     Совокупность  однонаправленных и повторяющихся  социальных действий, которые можно  выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом. Люди перемещаются с места на место, совместно обучаются, производят продукты, распределяют и потребляют их, участвуют в политической борьбе, культурных преобразованиях и многих других социальных процессах. Под процессом понимается любой вид движения, смены состояний какого-либо объекта или явления. Это поток событий, модификаций, трансформаций, социокультурных изменений. Это также последовательность социальных событий. Без процесса, приводящего к тем или иным изменениям, социальная система существовать не может. Изменения - результат различных процессов, происходящих в течение определенного времени. 1

     Процессы  происходят на различных уровнях  социальной системы. Объектом наблюдения может быть отдельный индивид, социальная группа, организация, общество, все  человеческое сообщество.

     Наряду  с реально протекающими процессами и происходящими изменениями, в  человеческом сознании происходят процессы осмысления, оценки, переоценки и интерпретации событий. При этом точек зрения на одно и то же событие может быть бесконечное множество, от частично с совпадающих до прямо противоположных. Кроме того, человеческому сознанию свойственно постоянно переоценивать (перетолковывать) случившееся и давать прошедшим событиям новые толкования. Таким образом происходит «конструирование» в сознании людей новой социальной реальности

     Из  всего многообразия социальных процессов  можно выделить некоторые общие  черты, совокупность которых позволила  социологам Р. Парку и Э. Берджесу (192, с. 89) создать классификацию основных социальных процессов. Это процессы кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации. К ним обычно присоединяют два других социальных процесса, которые проявляются только в группах, - поддержание границ и систематические связи.2

     Слово кооперация происходит из двух латинских слов: "ко" - "вместе" и "операри" - работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).

     Кооперация  в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает  без осознанного решения трудиться  сообща. На островах Полинезии жители сообща ловят рыбу не потому, что  они так решили, а потому, что  так делали их отцы. В обществах  с более развитой культурой, техникой и технологией создаются предприятия  и организации для преднамеренной кооперации деятельности людей. В основе любой кооперации лежат согласованные  действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность  действий, установление правил сотрудничества. Кооперация прежде всего связана  с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это  явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит прежде всего в обоюдной пользе.

     Кооперация  у членов малых групп настолько  обычное явление, что история  жизни большинства индивидов  может быть определена в основном как их попытка стать частью таких  групп, а также регулировать кооперативную  групповую жизнь. Даже наиболее ярко выраженные индивидуалисты вынуждены  соглашаться с тем, что они  находят удовлетворение в семейной жизни, в группах проведения досуга и в группах на работе. Необходимость  в подобной кооперации так велика, что мы иногда забываем, что успешное стабильное существование группы и  удовлетворенность ее членов во многом зависят от способности каждого  к включению в кооперативные  взаимосвязи. Личность, которая не может  легко и свободно кооперироваться  с членами первичных и малых  групп, вероятно, будет изолирована  и, возможно, не приспособится к совместной жизни. Кооперация в первичных группах  важна не только сама по себе, но и  тем, что она незримо связана  с кооперацией во вторичных группах. Действительно, все большие организации  представляют собой сеть малых первичных  групп, в которых кооперация функционирует  на основе включения индивидов в  большое число личностных взаимосвязей.

     Кооперация  во вторичных группах выступает  в виде многих людей, работающих совместно  в крупномасштабных организациях. Желание  людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через  правительственные учреждения, частные  фирмы и религиозные организации, а также через группы с узкоспециализированными  интересами. Такая кооперация не только включает многих людей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональных, национальных и межнациональных  взаимосвязей. Основные трудности при  организации такой крупномасштабной кооперации вызывает географическая протяженность кооперативных связей, достижение соглашения между отдельными организациями, предотвращение конфликтов между группами, отдельными индивидами и подгруппами, которые они составляют.

     Конкуренция - это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). 3Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия, точно так же, как соперничество в деле занятия высших, высокооплачиваемых рабочих мест существует и в условиях полной занятости. Если рассматривать взаимоотношения полов, то и там практически во всех обществах существует острая конкуренция за внимание со стороны определенных партнеров противоположного пола. Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов). В последнем случае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров как соперников. Как личностная, так и безличная конкуренция осуществляется обычно в соответствии с определенными правилах, которые фокусируют внимание на достижении и опережении соперников, а не на их устранении.

     Хотя  конкуренция и соперничество  присущи всем обществам, острота  и формы их проявления весьма различны. В обществах, где существуют в  основном предписанные статусы, конкуренция, как правило, менее заметна; она  перемещается в малые группы, в организации, где люди стремятся быть "первыми среди равных". В то же время в обществах с достигаемыми в основном статусами конкуренция, соперничество пронизывают все сферы общественной жизни. Для личности, живущей в таком обществе, конкурентные отношения начинаются с детства (например, в Англии или Японии дальнейшая карьера во многом зависит от школы, в которой ребенок начинает свое учение). 4Кроме того, в каждой группе или обществе по-разному угадывается соотношение процессов сотрудничества и конкуренции. В них группах существуют ярко выраженные процессы конкуренции, отекающие на личностном уровне (например, желание выдвинуться, воевать большее материальное вознаграждение), в других -личностное соперничество может отходить на второй план, личностные отношения носят в основном характер сотрудничества, а конкуренция переносится на взаимоотношения с иными группами.

     Конкуренция - это один из методов распределения  недостаточного вознаграждения (т.е. такого, которого не хватает для всех). Конечно, возможны и другие методы. Ценности могут распределяться по скольким основаниям, например по первоочередной необходимости, возрасту или социальному статусу. Можно распределять недостаточные  ценности через лотерею или делить их равными долями между всеми  членами группы. Но применение каждого  из этих методов порождает значительные проблемы. Первоочередная необходимость  чаще всего оспаривается индивидами или группами, так как при введении системы приоритетов многие считают  себя заслуживающими наибольшего внимания. Равное распределение недостаточного вознаграждения среди людей с  разными потребностями, способностями, а также среди приложивших  разные усилия тоже весьма спорно. Однако конкуренция, хотя и может быть недостаточно рациональным механизмом распределения  вознаграждения, но "работает" и, кроме того, снимает множество социальных проблем.

     Другим  следствием конкуренции можно считать  создание определенных систем установок у конкурентов. Когда личности или группы конкурируют друг с другом, у них развиваются установки, связанные с дружелюбным и неприязненным отношением друг к другу. Эксперименты, проведенные в группах, показывают, что если ситуация складывается таким образом, что личности или группы кооперируются для преследования общих целей, то поддерживаются дружеские отношения и установки. Но как только создаются условия, при которых возникают неразделенные ценности, порождающие конкуренцию, немедленно возникают недружелюбные установки и нелестные стереотипы. Известно, например, что как только национальные или религиозные группы вступают в конкурентные отношения друг другом, появляются национальные и религиозные предрассудки, которые по мере возрастания конкуренции постоянно усиливаются.

     Плюсом  конкуренции можно считать то, что она широко практикуется как  средство, стимулирующее каждую личность к самым большим достижениям. 5Раньше верили в то, что конкуренция всегда усиливает мотивацию и таким образом повышает производительность. последние же годы исследования конкуренции показали, что это не всегда справедливо. Так, встречается множество случаев, когда внутри организации возникают разные подгруппы, которые, конкурируя между собой, не могут положительно влиять на эффективность деятельности организации. Кроме того, конкуренция, не дающая шансов на продвижение какому-либо индивиду, часто приводит к отказу от борьбы и снижению его вклада в достижение общих целей. Но, несмотря на эти оговорки, очевидно, что в настоящее время не придумано еще более сильного стимулирующего средства, чем конкуренция. Именно на стимулирующем значении свободной конкуренции основаны все достижения современного капитализма, необыкновенно развились производительные силы, открылись возможности для значительного повышения уровня жизни людей. Более того, конкуренция привела к прогрессу в науке, искусстве, к значительным изменениям в социальных отношениях. Однако стимулирование путем конкуренции может быть ограничено по крайней мере в трех отношениях.6

     Во-первых, люди сами могут уменьшить конкуренцию. Если условия борьбы связаны с  излишними тревогами, риском и потерей  чувства определенности и безопасности, они начинают защищать себя от конкуренции. Бизнесмены развивают монопольную  систему цен, идут на тайные сделки и сговоры, чтобы избежать конкуренции; некоторые отрасли требуют защиты их цен со стороны государства; научные  работники, невзирая на свои способности, требуют всеобщей занятости, и т.д. Практически каждая социальная группа стремится обезопасить себя от жестких  конкурентных условий. Таким образом, люди могут отходить от конкуренции  просто оттого, что боятся потерять все, что у них есть. Наиболее яркий  пример - отказ от конкурсов и  состязаний представителей искусства, так как певцы или музыканты, занимая в них невысокие места, могут потерять популярность.

     Во-вторых, конкуренция представляется стимулирующим  средством только в некоторых  областях человеческой деятельности. Там, где стоящая перед людьми задача проста и требует выполнения элементарных действий, роль конкуренции  весьма велика и появляется выигрыш  за счет дополнительного стимулирования. Но как только задача усложняется, качество работы становится более важным, конкуренция  приносит меньше пользы. При решении  интеллектуальных задач не только возрастает продукция групп, работающих по принципу кооперации (а не конкуренции), но и  работа делается более качественно, чем в тех случаях, когда члены  группы конкурируют друге другом. Конкуренция между отдельными группами при решении сложных технических и интеллектуальных задач действительно стимулирует деятельность, но внутри каждой группы наиболее стимулирующей является не она, а кооперация.

Информация о работе Социальный процесс: понятие, структура, формы, этапы