Социальный статус и социальные роли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:10, реферат

Описание

Ежедневно мы общаемся и взаимодействуем с различными людьми и социальными группами (семья, трудовой коллектив и др.). Трудно себе представить одинаковое взаимодействие в разных социальных группах и с разными людьми, конечно, мы ведем себя по-разному, так как при разных взаимодействиях наше положение зависит от взаимоотношений с другими, мы отбираем варианты поведения, овладевая в той или иной мере требуемыми качествами.
Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? кем хочу стать? что ждет меня на этом пути? Ответы на подобные вопросы обуславливают понимание человеком смысла своего бытия, его самосознание как субъекта общественных процессов, проблем и коллизий.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 37.79 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки РФ

Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет 
 
 
 
 

Реферат 

На тему:  «Социальный статус и социальные роли»

По дисциплине: «Социология» 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка  группы ЭУП-10

Молоканова  Ксения Евгеньевна 
 
 
 
 

Волгоград 2011

    Введение

Ежедневно мы общаемся и взаимодействуем с  различными людьми и социальными  группами (семья, трудовой коллектив  и др.). Трудно себе представить одинаковое взаимодействие в разных социальных группах и с разными людьми, конечно, мы ведем себя по-разному, так  как при разных взаимодействиях  наше положение зависит от взаимоотношений  с другими, мы отбираем варианты поведения, овладевая в той или иной мере требуемыми качествами.

Личность  как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? кем хочу стать? что ждет меня на этом пути? Ответы на подобные вопросы обуславливают  понимание человеком смысла своего бытия, его самосознание как субъекта общественных процессов, проблем и  коллизий.

Но социология формулирует эти вопросы несколько  иначе, исходя из того, что общество предстает перед человеком как  огромный мир, состоящий из бесконечного множества социальных позиций («ячеек»), находящихся в постоянных самовозобновляемых взаимодействиях. Вхождение в мир людей – это вхождение в данную систему координат, овладение необходимыми для этого навыками, свойствами, стремление утвердить себя в определенной социальной позиции.

Мир состоит  из множества позиций, находящихся  в постоянных самовозобновляемых взаимодействиях. И входя в этот мир каждый человек  стремится утвердить себя в определенной социальной позиции. Рассмотрим, как  и насколько влияет на поведение  человека система социальных взаимодействий.

Каждый  человек, включаясь в систему  социальных взаимодействий, должен выполнять  определенные социальные функции: педагог  – преподавать, студент – учиться, предприниматель – организовывать производство и управлять им и  т.д.

Для выполнения конкретных функций в ходе социальных взаимодействий на человека налагаются определенные (функциональные) обязанности; вместе с тем человек наделяется определенными правами, привилегиями, властными полномочиями. Человек, выполняя ту или иную функцию, в рамках системы  взаимодействий занимает (или претендует на) определенную социальную позицию  – эта позиция называется социальным статусом. 

  1. Социальный  статус

1.1 Значение  термина «статус»

Социальный  статус – то место в общественной системе, которое занимает конкретный человек; это совокупность ролей, которые вынужден выполнять человек, занимая определённое положение в обществе.

Существует  два основных значения термина «статус»:

  1. Социальный статус может рассматриваться как своего рода кирпичик, то есть важный элемент любой социальной системы, поскольку последняя обязательно является совокупностью статусов, находящихся в определённых соотношениях друг с другом. Такое понимание статуса было предложено Р. Линтоном.
  2. Понятие «статуса» может связываться с представлениями об авторитете, чести и престиже. В этом случае оно может лежать в основе стратификации общества (расслоение внутри общества), основанной на понятии класса. Такое использование данного понятия было предложено М. Вебером.

Обычно  у человека несколько статусов, однако существует только один, который действительно  определяет положение человека в  обществе; как правило, это профессия  человека, а точнее, занимаемая им должность (например, учитель, профессор, банкир, курьер). Такой статус называется интегральным. 

1.2 Виды  статусов

Один  человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он — мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).

В статусном  наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин — с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Различают также социальный и личный статусы. Социальный статус — положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком значит занимать определенное место в структуре (или системе) межличностных отношений (но не социальных).

Разновидностями социального статуса выступают  приписываемый и достигаемый  статусы.

Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, национальность, раса. Негр — прирожденный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и связанные с ним физиологические особенности организма невозможно.

Однако  негр в США, ЮАР и на Кубе —  разные социальные статусы. На Кубе негр — представитель коренного населения, составляющего абсолютное большинство, имеет равные с другими права. В ЮАР, как и на Кубе, негры представляют большинство населения, но в период апартеида они подвергались политической и социальной дискриминации. В США  негры составляют меньшинство населения, но правовая ситуация в известный  исторический период напоминала ситуацию в ЮАР.

Таким образом, негр — не только прирожденный (заданный природой), но и приписываемый  статус. К приписываемым и прирожденным статусам относятся: "член королевской  семьи", "потомок дворянского  рода" и т.д. Они прирожденны потому, что королевскими и дворянскими привилегиями ребенок наделяется по наследству, как кровный родственник. Однако ликвидация монархического строя, уничтожение дворянских привилегий свидетельствуют об относительности подобных статусов. Прирожденный статус должен получить подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве общества. Только тогда он будет прирожденным и приписываемым одновременно.

Поясняющий  пример:

Приписываемый статус у шамана. Им не становятся, а  рождаются. Надо обладать особой предрасположенностью к заклинанию болезней и злых духов.

Раньше  некоторые должности могли занимать только мужчины, например, полицейский, солдат, генерал. Это приписываемые  статусы. Но когда и женщинам разрешили  служить в полиции и армии, статус стал достигаемым. Папа Римский  — только мужская должность.

Система родства дает целый набор прирожденных и приписываемых статусов: сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т.д. Их получают кровные родственники. Некровные родственники называются родственниками-в-законе. Теща — это мать-в-законе, тесть — отец-в-законе. Это приписываемые, но не прирожденные статусы, ведь их приобретают благодаря браку. Таковы статусы пасынка и падчерицы, получаемые через усыновление.

В строгом  смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля. В отличие от него достигаемый статус приобретается и результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора, православного, члена консервативной партии.

Статусы мужа, жены, крестного отца и матери — достигаемые, поскольку их получают по собственному желанию. Но иногда вид  статуса определить трудно. В таких  случаях говорят о смешанном  статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого. Допустим, статус безработного, если он получен не добровольно, а в результате массового сокращения производства, экономического кризиса.

Итак: статус — позиция индивида в группе или обществе. Поэтому существуют личные и социальные статусы. Кроме них есть главный (с чем вы себя отождествляете), приписываемый (задан неподконтрольными вам обстоятельствами), достигаемый (по свободному выбору) и смешанный.

    1. Иерархия  статусов.

Статусы в обществе иерархизированы.

Принятая  иерархия (ранжирование) статусов представляет собой основу стратификации данного  общества.

Социальный  престиж (уважение, признание) статусов (точнее, престиж функций, закрепленных за конкретным статусом), по сути, и представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, общественном мнении.

Сам престиж, и, соответственно, иерархия статусов формируется под влиянием двух факторов: 1) реальной функциональной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его структур (инвариантная сторона престижа статуса); 2) системы ценностей, шкалы предпочтений исторических традиций, учитываемых  в данной культуре (культурно-вариативная  сторона престижа статуса).

В связи  с этим иерархия, престижность статусов у различных народов имеет  много общего, и в то же время  весьма специфична.

Престиж статуса разделяем обществом. Здесь  не может быть «самозванства» самовосхваления. При этом иерархия статусов, их престижность утверждается, формируется в обществе под влиянием подчас трудноуловимых процессов, оценок, не всегда осознаваемых предпочтений.

Общество  постоянно стремится поддержать принятую иерархию статусов – материально, морально и даже эмоционально-символически (посредством ритуалов, обрядов, церемоний). Так, материальное вознаграждение людей, занимающих престижный статус, имеет цель возместить их физические и интеллектуальные затраты, но и выполняет латентную функцию – количественно выражает престижность данного статуса. За один и тот же объем усилий человек престижного статуса потребует одно вознаграждение, человек менее престижного статуса – другое.

Моральная поддержка статуса выражается в  том, что люди, занимающие престижный статус, приобретают определенный авторитет. Носители этого статуса сами уделяют  большое внимание поддержанию его  престижа.

Не случайно социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии. Престижный статус стремятся получить наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества.

Престиж (иерархия) статусов, который охраняют культура, традиции, с одной стороны, явление довольно устойчивое и даже консервативное, а с другой стороны, в нем происходят подвижки, подчас немалые, обусловленные изменением общественных связей, функций, которые в конечном счете порождены изменением ценностей, общественных приоритетов и целей.

Любая глубинная перестройка социальных институтов общества неминуемо связана  с изменением иерархии статусов, их престижа.

  1. Социальные роли

    2.1 Понятие социальной роли.

Зная  социальный статус конкретного человека, его социальные функции, мы ожидаем  от него типичного набора качеств, которые, как нам представляется, необходимы для осуществления этих функций.

Ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который несет человек, - это, по определению Р. Линтона, социальная роль. Если статус – это сами права и обязанности, то социальная роль – это ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе, данной системе социальных взаимодействий.

Информация о работе Социальный статус и социальные роли