Социальный статус личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:23, контрольная работа

Описание

Статус - это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями посредством системы прав и обязанностей. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.
Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует в различных группах и организациях. Каждого человека, таким образом, характеризует статусный набор (термин ввел Р. Мертон). Статусный набор - совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.

Содержание

Введение
1. Типы статусов. Их характеристика и различия
2. Социальный статус личности. Его структура
3. Влияние самооценки на социальный статус личности
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная по социологии и политологии.docx

— 33.47 Кб (Скачать документ)

Именно благодаря образованию  осуществляется обмен знаниями, информацией, а, следовательно, и возможностями  между слоями общества, между коллективами, государствами, людьми. Положение в  обществе предопределяет главный статус, в основе которого, как правило, лежат  должность, профессия. Профессия служит наиболее используемым, совокупным, интегративным  показателем статусной позиции - вид работы определяет такие "статусные  ресурсы" человека, как авторитет, престиж, власть. Безусловно, особое значение имеет статус личности, связанный  с работой, профессией. Хотя следует отметить, что иерархия статусов может меняться. В 90-е годы в число ведущего статуса стало выдвигаться богатство человека, владение собственностью и финансовыми ресурсами, возможность «красиво жить». В этой ситуации не квалификация, не мастерство, не творческий потенциал, а обладание недвижимостью и счетом в банке стало целью значительной части молодежи, которая и получение специальности стала рассматривать как элемент или ступень в достижении значительного материального достатка. В этой связи следует отметить значение реальной стартовой позиции индивида, которая влияет на его оценку общества, дает определенную точку зрения на мир, которая во многом определяет дальнейшее поведение. Выходцы из семей с различными социальными статусами имеют неравные условия социализации, неодинаковые возможности для получения образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Влияние самооценки на социальный статус личности

 

Самооценка относится  к центральным образованиям личности, ее ядру. Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.

Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре  личности самооценке принадлежит особо  важное место.

Развивается самооценка путем  постепенного погружения (интериоризации) внешних оценок, выражающих семейные требования, в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции. Личность человека формируется там, где он общается и может проявить себя через отношение к окружающему миру. Процесс, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, имеет много аспектов и продолжается всю жизнь. В качестве основных институтов социализации прежде всего выступает семья и школа, затем выделяют ближайшее социальное окружение, далее - многочисленные так называемые малые группы, трудовые коллективы, где формируются профессиональные роли. Через эти каналы личность включается в целостную социальную систему путем освоения идеологических и культурных ценностей общества. Значимым этапом в процессе социализации является общение. Взвесить же личностные особенности партнера по общению можно только на базе самооценки, так как она подразумевает оценку себя, своей деятельности, своего положения в группе и своего отношения к другим членам группы. Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения не может быть успешно решена без решения более широкой задачи личностного самоопределения, которая включает в себя построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Важно подчеркнуть проблему самоосознания собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других, формирование устойчивой самооценки и ее более широкого конструкта - Я-концепции. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, все группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Влияние семьи сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем.

С возрастом все ведущим  мотивом выступает желание утвердится в коллективе, завоевать авторитет уважение и внимание. При этом те, кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать. Самооценка играет очень важную роль в организации управления своим поведением, без нее трудно самоопределиться в жизни. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Люди с низкой самооценкой не уверены в себе, у них слабо развито чувство собственного достоинства, возникают трудности при общении с другими людьми, для них характерны весьма скромные цели и неуверенность в возможности их достижения.

Человек же с высокой самооценкой  независим, самостоятелен и убеждены в успехе любого порученного им дела. Эта вера в себя помогает им придерживаться своего мнения, позволяет в спорных  ситуациях отстаивать свои взгляды  и суждения, делает их восприимчивыми к новым идеям.

Уверенность в себе, наряду с ощущением собственной значимости, рождает убеждённость в своей  правоте и смелость в выражении  убеждений. Эта установка и соответствующие  ожидания обеспечивают им не только более  независимый статус в социальных отношениях, но и немалый творческий потенциал, способность к энергичным и позитивным социальным действиям. В групповых дискуссиях они обычно занимают активную позицию, не испытывают особых затруднений, сближаясь с  новыми людьми.

Многое из того, что делает человек или отказывается делать, зависит от уровня собственного достоинства  человека. Низкая самооценка может  быть и причиной и следствием одиночества. Они склонны относить неудачи  в общении за счёт внутренних, самообвиняющих факторов. Низкая самооценка влияет на социальное поведение людей, они в большей мере испытывают социальную неуверенность и менее предрасположены к риску в социальных вопросах, а поэтому и менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих. Люди, осознающие собственную значимость, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетворённости. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, поскольку научились сами себя стимулировать. Такие люди своей предприимчивостью и инициативой заставляют вращаться социальный механизм, и соответственно им достаётся большая доля предоставляемых обществом благ.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Возможны различные подходы  к изучению социального статуса  человека. Изучение социального статуса  дает возможность установить многомерные  отношения статуса как категории  социологии, психологии, этнографии и  лингвистики.

Наиболее важные, на наш  взгляд, междисциплинарные характеристики понятия социального статуса  человека сводятся к следующим положениям:

1) общественно значимые  различия между людьми имеют  биологическую и социальную природу  и типизируются в системе социальных  признаков индивида;

2) социальные признаки  индивида образуют иерархию в  соответствии с ценностями определенного  сообщества в определенный период;

3) социальные признаки  индивида неоднородны в различных  отношениях, группируются в признаковые  комплексы и могут быть измерены;

4) социальный статус человека  раскрывается в ролевых, дистанционных  и нормативных характеристиках  поведения, обусловленных социально-экономическими  и культурно-этическими факторами  общественной жизни;

5) ролевые, дистанционные  и нормативные характеристики  поведения отражаются в стратегиях  и средствах невербального и  вербального общения.

Принадлежность к определенному  социальному статусу выражается в особенностях одежды, жилья, манер, способов времяпрепровождения тех  или иных групп населения.

Социальный статус человека является объектом и инструментом политического  воздействия. В политическом воздействии  влияние на адресата оказывается посредством авторитета, аргументации, манипуляции и силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

 

1. Анисимов С.Ф. Духовные  ценности: производство и потребление. - М., 1988.

 

2. Комаров М.С. Введение  в социологию. - М.,1994.

 

3. Кравченко А.И. Основы  социологии. Учебное пособие. - М. 1999.

 

4. Основы социологии. Курс лекций (под ред. Эфендиева А.Г. - М., 1994.

 

5. Пономарев Н.А. Социология. - СПб, 1996.

 

6. Социология. Учебное пособие (под ред. Курбатова. - Ростов-на-Дону. 1998.

 

7. Социология. Учебное пособие  под ред. Э.В. Тадевосяна. - М., 1995.

 

8. Тощенко Ж.Т. Социология. - М., 1994.

 

9. Эфендиев А.Г. Основы социологии //Курс лекций. - М., 1995.

 

10. Ярошевский Т. Личность и общество. - М., 1973.. - 1993. № 8.


Информация о работе Социальный статус личности