Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:49, реферат
Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Время глобальных реформ, захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности.
План
Введение………………………………………………………………………………….2
Западные модели молодежных субкультур……………………………………………3 Модели неформальных объединений молодежи России………………………….…..7
Из чего, на чём и как строится современная молодёжная культура в России……...14
Девиантное поведение молодёжи……………………………………………………..16
Акцентуации характера у молодежи…………………………………………………..19
Ценностные ориентации современной молодёжи…………………………………....22
Заключение…………………………………………………………………………...…24
Список использованной литературы…………………………………………...……..26
- стремление “забыться”, отключиться от неприятностей;
- любопытство, желание испытать неизведанное.
Кроме внутренних причин, способных подтолкнуть подростка к наркотикам, есть еще и внешние, то есть обстоятельства, в которых реально существует подросток и которые часто от него не зависят. К числу таких внешних причин относятся:
- жестокое обращение с подростком в семье;
- несостоятельность в учебе;
- алкоголизм родителей;
- эмоциональное отвержение со стороны матери;
- постоянные конфликты между родителями;
- бунт против чрезмерной опеки со стороны родителей.
Часто бывает трудно изменить ситуацию в семье или противостоять влиянию подростковой компании, но всегда важно понять, что действительно в ваших силах, чем вы реально можете помочь своему ребенку.
Пункт второй: СУИЦИД
Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры, потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутая любовь, наркомания, уязвленное чувство собственного достоинства, отождествление себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство.
Пункт третий: ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Правонарушения в форме
проступка проявляются у
Корыстные правонарушения носят незавершенный детский характер, т.к. совершаются из-за озорства и любопытства.
Насильственные правонарушения
вызваны потребностями
Пункт четвертый: НЕФОРМАЛИТЕТ
Причины возникновения: потребности в суверенитете личности, в самовыражении, в признании права на собственный выбор, путь и решение.
Отношения в семье, стиль воспитания, который выбирают взрослые, во многом определяют то, насколько гармоничной будет личность подростка, насколько успешно он будет справляться с жизненными проблемами и искушениями.
Ценностные ориентации современной молодёжи
Переходя к вопросу о ценностных ориентациях, к их межпоколенческому сопоставлению, следует сразу подчеркнуть выявленную преемственность ценностных систем поколений “отцов” и “детей”. Хотя, разумеется, в них существуют и определенные различия, вытекающие из характера нынешних социально-экономических условий. В качестве подтверждения этого тезиса сошлемся, прежде всего, которые весьма красноречиво отражают выбор альтернативных ценностных суждений представителями молодежи и старшего поколения.
Молодое поколение |
Ценностные ориентации |
Старшее поколение |
64,9 % |
Мое материальное положение в настоящем и будущем зависит, прежде всего, от меня |
40,5 % |
35,1 % |
От меня мало что зависит — важно, какая экономическая ситуация будет в стране |
59,5 % |
49,4 % |
Для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс |
37,3 % |
50,6 % |
В жизни лучше не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить свою карьеру |
62,7 % |
53,9 % |
Материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно — это справедливо |
46,0 % |
46,1 % |
Надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел |
54,0 % |
59,0 % |
Только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни |
53,7 % |
41,0 % |
Главное в работе — это сколько за нее платят |
46,3 % |
32,4 % |
Надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены |
18,0 % |
67,6 % |
Человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем |
82,0 % |
70,5 % |
Свобода — то, без чего жизнь человека теряет смысл |
58,5 % |
29,5 % |
Главное в жизни — материальное благополучие, а свобода второстепенна |
41,5 % |
60,7 % |
Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все |
45,9 % |
39,3 % |
Жить как все, лучше, чем выделяться среди других |
54,1 % |
43,8 % |
Современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали |
24,2 % |
56,2 % |
Я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы |
75,8 % |
Как видим, базовые ценности молодежи и старшего поколения очень близки. И те, и другие ориентированы в большей степени на интересную работу, чем на заработок. И те, и другие в большинстве своем предпочитают свободу материальному благополучию. Не случайно число молодых россиян, называвших своей мечтой цели, связанные с материальным потреблением (иметь свою квартиру, заработать много денег, жить в достатке, съездить в путешествие и т.п.), меньше тех, кто был ориентирован на цели “непотребительского” плана (иметь хорошую семью, воспитать хороших детей, получить хорошее образование и т.п.).
В то же время анализ ряда
инструментальных ценностей, отвечающих
не столько на вопрос, “что в жизни
важнее”, сколько на вопрос, “в каких
условиях и как реализовывать
жизненные цели”, демонстрируя достаточно
высокий уровень
Однако убеждение молодых
россиян в том, что бедность —
справедливый удел тех, кто не обеспечил свое материальное
благополучие, отнюдь не является проявлением
их жестокости или эгоизма. Здесь мы имеем
дело с явлением более глубокого порядка
— сломом коллективистско-
Определенные различия здесь выявляются и в среде самой молодежи. Если у “благополучных” молодых россиян 84,3% были убеждены в том, что их материальное положение в настоящем и будущем зависит, прежде всего, от них самих, то среди “неблагополучных” — только 49,6%. Соответственно, две трети “благополучных” молодых россиян были убеждены, что материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно — и это справедливо.
Заключение
В молодом возрасте происходит ускоренное физическое, умственное развитие, которое не ведет к ранней социальной зрелости. Наиболее характерным для возраста является эмоционально-чувственное отношение к жизни, в том числе и к культуре. Этим обусловлено чувство сопереживания и подражание иллюзорным героям, предпочтение событийности, динамизма, действия, поиск развлекательного содержания, преобладание в искусстве нравственных оценок над художественно-выразительными. Все это в процессе самореализации сопровождается явлениями группового стереотипа.
Молодежная культура представляет собой субкультуру с достаточно четко очерченными границами. Ее характеризуют такие особенности, как отчуждение от старшего поколения, от его ценностей и норм, уход в сферу досуга, в котором ведущими являются общение, развлечение и самообразование, связанные с коммуникативной деятельностью. В отношении к культуре преобладает потребление над творчеством, что отражает в целом жизненные позиции молодежи, сформированные всей социальной средой, ориентированной многие годы на воспитание добросовестного исполнителя и пассивной личности.
В последние десятилетия выделилась наиболее активная часть молодежи, выражающая протест против официальной культуры, существующей социальной системы и формирующая свои ценности, нормы и образцы жизнедеятельности. Такое явление в молодежной культуре представляет собой контркультуру и находит выражение в неформальном самодеятельном движении разных направлений. В этом молодежном движении выделяются группы, объединенные по способу времяпрепровождения, социальной позиции, образу жизни, участию в альтернативном творчестве и др.
Отношение молодежи к чтению, кино, театру и музыке показывает, что преобладающее большинство проявляет тенденции к потреблению легких, развлекательных видов и жанров искусства, и лишь небольшая часть понимает, интересуется произведениями классики мировой и отечественной культуры. Примерно такая же картина наблюдается в отношении к музеям и выставкам. Но нельзя в этом винить только молодежь. Ее предпочтения в сфере художественной культуры обусловлены социальными процессами, происходящими в обществе, отражают социальный и психологический облик своего времени, нормы, потребности, идеалы целого социального организма.
Противоречия развития молодежи. Основные выводы:
• Противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей.
• Недооценка жизни приводит к возникновению пессимистических настроений.
• Возраст бескорыстных
жертв, но и разнообразных злоупотреблени
• Юности свойственна некая природная дисгармония. Желания и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера.
• Абстрактные идеалы и жизненные планы.
• Трудность социальной и психологической адаптации к условиям нынешней жизни (без опеки родителей) и желание побыстрее освободиться от этой опеки.
• Стремление найти «свои» идеалы как нечто отличное и противоположное ценностям старшего поколения.
• Эгоцентризм и «чувство стадности» «в одном флаконе», плюс сознание своей собственной исключительности.
• Желание самим сделать свой выбор, но ответственность за него не нести.
Список использованной литературы
1. Гацкова Е. И. «Молодежь и современность», 2001 год
2. Доренко О. В. «Молодежь и культура», 2000 год
3. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. «Молодежь вступает в жизнь», 2002 год
4. Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. «Молодежь и образование», 2001 год
5. Л.Яковлев, статья «Притязания молодежи, ожидания общества», 2002 год
6. Жарков С.М. Статья «Проблемы подготовки молодежи к труду и выбору профессии», 2003 год
7. Гурова Р. Г. «Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры», ж. «Педагогика», № 10, 2000 год
8. Карпухин О. Н. «Молодежь России: особенности социализации и самоопределение», ж. «СоцИс», № 3, 2000 год
9. Павловский В. В.
«Социология молодежи и
10. Раковская О. А,
«Социальные ориентиры