Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:28, контрольная работа
Вслед за Контом он рассматривал естественные науки как образец для построения социологии. Дюркгейм воспринял также контовский подход к изучению общества как органического, солидарного целого, состоящего из взаимосвязанных частей. Но, будучи духовным наследником Конта, Дюркгейм не склонен был принимать его наследие целиком.
Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма……………………………..3
Основное содержание социологической теории Э.Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества…………………………………………………………………….....9
Понятие «аномии» как кризисное состояние общества и нарушение его ценностно-нормативной структуры………………………………………..11
Список используемой литературы…………………………………………13
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Контрольная работа
по дисциплине «Социология»
тема: «Социологическая теория Эмиля Дюркгейма»
Исполнитель: Гребенюк Е.А.
Факультет: Менеджмента и маркетинга
Специальность: Бакалавр Менеджмента
№ зачетной книжки: 10МЛБ00497
Руководитель: Мануйлов Н.В.
Владимир 2013 г.
Содержание:
Учение о методе
Э. Дюркгейма и концепция
Эмиль Дюркгейм - один из создателей
социологии как науки, как профессии
и предмета преподавания. Он родился
15 апреля 1858 г. во Франции. Скончался 15
ноября 1917 г. в Фонтенбло под Парижем
в возрасте 59 лет, не успев завершить
многое из задуманного.Из наиболее удаленных
во времени интеллектуальных предшественников
Дюркгейма следует отметить прежде всего
трех его соотечественников: Декарта,
Монтескье и Руссо.
Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным
рационалистом, а рационализм - французская
национальная традиция, начало которой
положил Декарт. Другого своего великого
соотечественника, Ш. Монтескье, сам Дюркгейм
считал главным предтечей научной социологии.
Именно у Монтесье он обнаружил идеи, обосновывающие
саму возможность существования социальной
науки, прежде всего, идеи детерминизма
и внутренней законообразности в развитии
социальных явлений, а также сочетание
описания и рационального объяснения
этих явлений. Ж.-Ж. Руссо с его понятиями
общей воли и гражданской религии Дюркгейм
также рассматривал в качестве предшественника
социологии, способствовавшего развитию
представления о природе социальной реальности.
Еще до Дюркгейма Огюст Конт приступил
к осуществлению программы создания социальной
науки. Несмотря на то что Дюркгейм в своих
исследованиях критиковал ряд положений
социологии Конта, он признавал за ним
титул «отца» социологии и подчеркивал
предшествовало связь своих и контовских
идей. Отвергая обозначение своей социологии
как «позитивистской» (так же, впрочем,
как и материалистической, и спиритуалистской),
Дюркгейм в то же время вдохновлялся тем
идеалом позитивной социальной науки,
который сформулировал родоначальник
философского позитивизма. Вслед за Контом
он рассматривал естественные науки как
образец для построения социологии. Дюркгейм
воспринял также контовский подход к изучению
общества как органического, солидарного
целого, состоящего из взаимосвязанных
частей. Но, будучи духовным наследником
Конта, Дюркгейм не склонен был принимать
его наследие целиком. Он опирался на «объективную»
социологию Конта и в то же время решительно
отвергал его «субъективную» социологию.
В противовес своему предшественнику,
провозгласившему отказ от причинности
в научном объяснении и замену вопроса
«почему» вопросом «как», он упорно искал
глубинные причины социальных явлений.
В отличие от Конта он стремился сочетать
теоретический анализ с эмпирическим.
Наконец, Дюркгейму в целом был чужд однолинейный
эволюционизм «крестного отца» социологии,
и он отвергал контовский закон трех стадий.
Оценивая эту сторону учения своего предшественника,
он писал: «Человечество одновременно
пошло различными путями и, следовательно,
доктрина, принципиально утверждающая,
что она всегда и всюду преследует одну
и ту же цель, базируется на заведомо ошибочном
постулате». Необходимо отметить влияние
Канта и кантианства па Дюркгейма, прежде
всего на его концепцию морали и нравственного
долга, пронизывающую всю теорию основателя
Французской социологической школы.
Особое значение в формировании социологических
идей Дюркгейма имели взгляды французского
неокантианца, «неокритициста» Ш. Ренувье,
в частности, его рационализм (в полном
согласии и в сочетании с другими рационалистическими
влияниями), обоснование ведущей роли
морали в человеческом существовании
и необходимости ее научного исследования,
стремление объединить принцип свободы
и достоинства индивида с представлением
о его долге и зависимости но отношению
к другим индивидам.
Ренувье отстаивал необходимость развития
ассоциаций, независимых от государства,
производственных кооперативов, усиление
роли государства в установлении социальной
справедливости, введение светского воспитания
в государственных школах. В целом его
идеи оказали значительное влияние на
интеллектуальный климат и идеологию
Третьей республики.
Важную роль в формировании воззрений
Дюркгейма сыграли идеи Г. Спенсера и биоорганической
школы. Влияние Спенсера было неоднозначным:
одновременно «негативным» и «позитивным»
в указанном выше смысле. Многие концепции
Дюркгейма разрабатывались в полемике
с концепциями английского мыслителя.
Однако в исследованиях Дюркгейма сказалось
и «позитивное» влияние идей Спенсера.
Это относится, в частности, и к структурно-функциональной
стороне социологии Дюркгейма (анализу
общества как органического целого, в
котором каждый институт играет определенную
функциональную роль), и к эволюционистской
стороне, поскольку вслед за Спенсером
французский социолог рассматривал сложные
типы обществ как комбинации простых.
Вообще склонность использовать «элементарные
формы» как модель для изучения форм развитых,
определившая, в частности, обращение
Дюркгейма к этнографическому материалу,
в значительной мере стимулировалась
работами Спенсера, также строившего свою
социологию на большом этнографическом
материале. Основополагающие принципы
социологии Дюркгейма часто обозначают
как «социологизм». Этот термин, несомненно,
огрубляет и упрощает представление о
дюркгеймовской теории. Тем не менее, он
может служить полезным ориентиром, указывающим
на некоторые существенные особенности
социологических воззрений французского
ученого. Для понимания дюркгеймовского
«социологизма» необходимо выделить и
различать в нем два аспекта: онтологический
и методологический.
Онтологическая сторона «социологизма»,
т. е. концепция социальной реальности,
выражена в следующих базовых положениях.
1. Социальная реальность включена
в универсальный природный порядок; она
столь же устойчива, основательна и «реальная,
как и другие виды реальности, а потому,
подобно последним, она подчинена действию
определенных законов.
2. Общество - это реальность особого
рода, не сводимая к другим ее видам.
Речь идет прежде всего о всемерном подчеркивании
автономии социальной реальности по отношению
к индивидуальной, т. с. биопсихической
реальности, воплощенной в индивидах.
«...Общество - не простая сумма индивидов,
но система, образованная их ассоциацией
и представляющая собой реальность sui
generis, наделенную своими особыми свойствами.
Конечно, коллективная жизнь предполагает
существование индивидуальных сознаний,
но этого необходимого условия недостаточно.
Нужно еще, чтобы эти сознания были ассоциированы,
скомбинированы, причем скомбинированы
определенным образом», - пишет
Дюркгейм.
3. Онтологическая сторона
«социологии» но сводится, однако, к признанию
основательности и автономии социальной
реальности. Утверждается примат социальной
реальности по отношению к индивидуальной
и ее исключительное значение и детерминации
человеческого сознания и поведения; значение
же индивидуальной реальности признается
вторичным. Методологический аспект «социологизма»
тесно связан с его онтологическим аспектом
и симметричен ему.
Основной
принцип его методологии выражен в знаменитой
формуле, согласно которой асоциальные
факты нужно рассматривать как вещи. Исследованию
должны подвергаться в первую очередь
не понятия о социальной реальности, а
она сама непосредственно; из социологии
необходимо устранить все предпонятия,
т. е. понятия, образовавшиеся вне науки.
Необходимо подчеркнуть, что этот тезис
Дюркгейма имеет не столько онтологический,
сколько методологический смысл. «Рассматривать
факты определенного порядка как вещи
- не значит зачислять их в ту или иную
категорию реальности; это значит занимать,
по отношению к ним определенную мыслительную
позицию. Это значит приступать к их изучению,
исходя из принципа, что мы ничего не знаем
о том, что они собой представляют, а их
характерные свойства, как и неизвестные
причины, от которых они зависят; не могут
быть обнаружены даже самой внимательной
интроспекцией», - писал он. Это обстоятельство
нередко игнорировали интерпретаторы
и критики Дюркгейма. Из признания специфики
социальной реальности вытекает самостоятельность
социологии как науки, ее несводимость
ни к какой другой из наук, специфика ее
методологии и понятийного аппарата. Отсюда
же и методологический принцип, согласно
которому социальные факты должны объясняться
другими социальными фактами. Однако «социологизм»
Дюркгейма выходит за рамки этого методологического
принципа. Поскольку в соответствии с
его «социальным реализмом» общество
оказывается доминирующей, высшей реальностью,
поскольку происходит социологизация
как объясняемых, так и бъясняющих фактов.
Социологический способ объяснении провозглашается
единственно верным, исключающим другие
способы или включающим их в себя. Социология
в результате выступает не только как
специфическая наука о социальных фактах,
но и как своего рола наука наук, призванная
обновить и социологизировать самые различные
отрасли знания: философию, гносеологию,
логику, этику, историю, экономику и др.
Таким
образом, признание социологии специфической
наукой дополняется в «социологизме»
своеобразным социологическим экспансионизмом
(иногда обозначаемым как «социологический
империализм»). Социология мыслилась Дюркгеймом
не просто как самостоятельная социальная
наука в ряду других, но и как «система,
корпус социальных наук». В результате
«социологизм» предстает не только как
базовая социологическая концепция, но
и как философское учение. Те глобальные
проблемы природы морали, религии, познания,
категорий мышления, которые стремился
разрешить в своих исследованиях Дюркгейм,
нередко выходили за рамки собственно
социологической проблематики, являясь
философскими в самой своей постановке.
Отсюда его двойственное отношение к философии.
С одной стороны, Дюркгейм отмечал в качестве
одного из отличительных признаков социологического
метода независимость от всякой философии;
с другой - он. по собственному признанию,
всегда оставался философом. Требование
отделить социологию от философии у Дюркгейма
было в значительной мере связано с ею
отрицательным отношением к умозрительным
спекуляциям в социальной науке, которые,
с его точки зрения, только дискредитируют
се. Социология должна строиться на эмпирическом
и рациональном методическом фундаменте.
Вначале Дюркгейм подчеркивал внешний
и принудительный характер социальных
фактов. При объяснении социальных явлений
он часто апеллировал к демографическим
и социально-психологическим факторам
(объем и плотность населения, структура
и степень сложности социальных групп
и т. п.), к «социальной среде» и социальным
условиям» (не очень ясно определяемым).
Впоследствии же он вес чаще обращается
к понятиям «чувства долга», «морального
авторитета» общества и другим психологическим
и символическим посредникам между обществом
и индивидом.
Эта смена понятийных приоритетов выражает
частичное осознание Дюркгеймом того
факта, что социальные нормы (и, шире, социальные
факторы в целом) влияют на индивидуальное
поведение не непосредственно, а через
определенные механизмы их интериоризации,
что внешняя детерминация осуществляется
через ценностные ориентации индивидов,
что действенность социальных регуляторов
определяется не только их принудительностью,
но и желательностью для индивидов. Отсюда
рост интереса Дюркгейма к собственно
ценностной проблематике в конце жизни.
Предмет социологии, согласно Дюркгейму,
- социальные факты, которые, как уже отмечалось,
характеризуются двумя основными признаками:
они существуют вне индивидов и оказывают
на них принудительное воздействие. Впоследствии
он доложил это истолкование предмета
еще одним, определив социологию как и
науку об институтах. их генезисе и функционировании-».
Представление Дюркгейма об основных
разделах и отраслях социологии в определенной
мере отражает его взгляд на значение
тех или иных сфер социальной жизни. В
соответствии с этими делениями располагался
материал в дюркгеймовском «Социологическом
ежегоднике». В целом социология делилась
на три основные отрасли: социальную морфологию,
социальную физиологию и общую социологию.
Социальная морфология аналогична анатомии;
она исследует «субстрат » общества, его
структуру, материальную форму. В ее сферу
входит изучение, во- первых, географической
основы жизни народов в связи с социальной
организацией, во-вторых, народонаселения,
его объема, плотности, распределения
по территории.
Социальная физиология исследует «жизненные
проявления обществ» и охватывает ряд
частных социальных наук. Она включает
в себя: 1) социологию религии; 2) социологию
морали; 3) юридическую социологию; 4) экономическую
социологию; 5) лингвистическую социологию;
6) эстетическую социологию. Общая социология,
подобно общей биологии, осуществляет
теоретический синтез и устанавливает
наиболее общие законы; это философская
сторона науки.
Основное содержание социологической теории Э.Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.
Тема социальной солидарности - главная
тема социологии Дюркгейма. По существу,
солидарность для него - синоним
общественного состояния. Его первый
лекционный курс в Бордоском университете
был посвящен проблеме социальной солидарности,
а первая книга - обоснованию «солидаризирующей»
функции разделения труда. В своем исследовании
самоубийства он связывал различные типы
этого явления с различной степенью социальной
сплоченности. Наконец, последнее значительное
исследование французского ученого посвящено
доказательству тезиса о том, что создание
и поддержание социального единства -
основная функция религиозных верований
и действий.
Дюркгейм был довольно плодовитым автором,
хотя и не столь плодовитым, как его не
менее знаменитый современник, немецкий
социолог Макс Вебер. Он опубликовал немало
статей и бесчисленное множество рецензий;
многие его статьи, лекции и лекционные
курсы опубликованы посмертно.
При жизни Дюркгейм издал четыре книги:
«О разделении общественного труда» (1893),
«Метод социологии» (1895), «Самоубийство»
(1897) и «Элементарные формы религиозной
жизни» (1912). Книга «О разделении общественного
труда» представляет собой публикацию
успешно защищенной докторской диссертации
автора.
Содержание ее гораздо шире заглавия и,
по существу, составляет общую теорию
социальных систем и их развития. Основная
цель работы доказать, что, вопреки некоторым
теориям, разделение общественного труда
обеспечивает социальную солидарность,
или, иными словами, выполняет нравственную
функцию. Но за этой формулировкой скрывается
другая цель, более значимая для автора:
доказать, что разделение труда - эти тот
фактор, который создает и воссоздаст
единство обществ, в которых традиционные
верования утратили былую силу и привлекательность.
Для обоснования этого положения Дюркгейм
развивает теорию, которая сводится к
следующему. Если в архаических («сегментарных»)
обществах социальная солидарность основана
на полном растворении индивидуальных
сознаний в «коллективном сознании» («механическая
солидарность»), то в развитых («организованных»))
социальных системах она основана на автономии
индивидов, разделении функций, функциональной
взаимозависимости и взаимообмене («органическая
солидарность»), причем «коллективное
сознание» здесь не исчезает, но становится
более общим, неопределенным, его состояния
становятся менее интенсивными, и оно
действует в более ограниченной сфере.
Разделение труда, понимаемое не как чисто
экономическое, а всеохватывающее социальное
явление - это фактор, который обусловливает
переход от первого типа обществ ко второму.
Автор стремится строить свою теорию на
определенной эмпирической основе. В качестве
этой основы выступают некоторые древние
и современные системы нравственно-правовых
норм, различающиеся между собою характерными
видами санкций. Нормы с репрессивными
санкциями, характерные для уголовного
права, служат показателями механической
солидарности; нормы с реститутивными
(восстановительными) санкциями, характерные
для права гражданского, семейного, договорного,
торгового и т. п., служат показателями
органической солидарности. Нижеследующая
схема, составленная С. Люксом, дает прекрасное
представление о дюркгеймовском описании
механической и органической солидарности
в связи с определенными типами обществ.
Понятие «аномии» как кризисное
состояние общества и нарушение
его ценностно-нормативной
Аноми́я (от франц. anomie — беззаконие, безнормность)
(др.-греч. ἀ- — отрицательная приставка, νόμος —
закон) — понятие, введённое в научный
оборот Эмилем Дюркгеймом для
объяснения отклоняющегося поведения
(суицидальные настроения, апат
Согласно Дюркгейму, аномия — это состояние
общества, при котором наступают разложение,
дезинтеграция и распад системы ценностей
и норм, гарантирующих общественный порядок.
Необходимое условие возникновения аномии
в обществе — расхождение между потребностями
и интересами части его членов с одной
стороны и возможностями их удовлетворения
с другой. Она проявляется в виде следующих
нарушений:
Дальнейшее развитие концепции аномии связано с именем Роберта Мертона.
Понятие аномии выражает собой исторически
обусловленный процесс
По определению российских исследователей, аномия — «отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам».
Список используемой литературы: