Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:21, контрольная работа
Наряду с социологическими учениями О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и М. Вебера, других социологов широкое распространение во второй половине XIX и в XX вв. получила социология марксизма. Она заявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных исторической, экономической, социологической и других наук. Развитие разработанного К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистического понимания истории было продолжено Г. В. Плехановым, В. И. Лениным, А. Лабриолой, А. Грамши и другими видными представителями марксизма XX в. В настоящее время социология марксизма подвергается основательной и порой справедливой критике. Но как бы к ней не относились, она является одним из течений современной социологической мысли и имеет своих сторонников во многих странах мира.
Таким образом, нельзя изучать современную социологию без идей К. Маркса и Ф. Энгельса. Вхождение Маркса и его идей в историю социологического знания было делом противоречивым и неоднозначным. Николай Кареев, изучавший эту проблему, сделал вывод, что экономическому материализму можно отказать вправе называться социальной теорией из-за того, что Маркс соединил свои теоретические выкладки с определенными социально-политическими требованиями, которые стали разновидностью учения о социализме и коммунизме.
Маркс инициировал всплеск интереса к капитализму как социальному и культурологическому феномену, его классовая теория навеяла теорию социальной стратификации.
Несмотря на идеологическую разницу между Марксом и Контом, между ними есть и сходства, касающиеся гносеологической стороны:
Маркс считал основным недостатком предшественников то, что они не открыли основной закон развития общества. Законы развития истории виделись ему как закон возникновения и развития человеческого общества – или иными словами, закон экономических формаций.
Таким образом, он подвел четкий фундамент научного знания под историю развития человеческого общества.
Значительный
вклад в разработку проблем материалистического
понимания истории и социальной
диалектики внесли Г. В. Плеханов (1857 –
1918) и В. И. Ленин. Каждый из них по-своему
соединял теорию марксизма с революционным
движением масс. При этом Г. В. Плеханов
был более умеренным, а В. И. Ленин – более
радикальным политиком прежде всего в
своей практической революционной деятельности.
Вопрос 3. Практическое задание
Проанализировать слова К. Маркса: «В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство… Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом». (Маркс К., Энгельс Ф. Наемный труд и капитал: Полное собрание соч., Т. 6, С. 441.).
Сводится
ли понятие общества только к общественным
отношениям? С каких точек зрения,
кроме экономической, можно рассматривать
общество?
Согласно материалистическому пониманию истории, важнейшим содержанием общественного бытия людей является производство материальных благ, благодаря которому удовлетворяются их разнообразные материальные и другие потребности. В конечном счете «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Он в разной степени воздействует на развитие указанных сфер жизни общества. В этом смысле способ производства выступает как материальная основа существования и развития общества – системообразующее начало, связывающее в единое целое все проявления общественной жизни.
Однако
вывод об определяющей роли материального
производства не следует абсолютизировать.
Оно лишь в конечном счете является
определяющим моментом и не может
рассматриваться как
Таким
образом, общество можно рассматривать
как с экономической точки зрения, так
и с политической, духовной и социальной.
Список использованной литературы
1. Социология: Учебник для вузов / В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 407 с.
2. Волков Ю.Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов / Под ред.В. И. Добренькова. – М.: Гардарика, 2000. – 432 с.
3.
Кравченко А. И. Общая
4. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 1999. – 160 с.
5. Кравченко А. И., Анурин В. Ф. Социология: Учебник для вузов. – СПб, 2007. – 319 с.
6.
Маркс К. Наемный труд и
Данная
работа скачена с сайта Банк рефератов
http://www.vzfeiinfo.ru. ID работы:20903